Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
На основании пункта 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта (далее - сводный отчет) законопроект разработан во исполнение пункта 12 Плана мероприятий (дорожной карты) реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Реинжиниринг правил промышленного строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 2692-р (далее - план мероприятий).
Целью законопроекта в соответствии с пунктом 5.1 сводного отчета является снижение затрат на проведение градостроительной, государственной экологической экспертиз и государственной историко-культурной экспертизы, сокращение конечных сроков реализации объекта, что приведет к снижению административных барьеров и сокращению сроков инвестиционно-строительного цикла.
Законопроект и сводный отчет размещены разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" regulation.gov.ru (ID законопроекта: 02/04/02-22/00125042) в целях проведения публичных обсуждений законопроекта и сводного отчета в период с 17 февраля по 11 марта 2022 года.
Законопроектом предусматриваются:
- законодательное закрепление процедурных особенностей синхронизации государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы в части объектов экспертиз, правил подачи документов на экспертизы, сроков экспертиз, проводимых по принципу "одного окна";
- исключение обязанности проводить в отношении проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, нескольких процедур оценки такой проектной документации - государственной экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и согласования органом охраны объектов культурного наследия (предусматривается проведение только государственной экспертизы проектной документации).
В соответствии с Протоколом заседания экспертной группы плана мероприятий трансформации делового климата по направлению "Реинжиниринг правил промышленного строительства" от 21 апреля 2022 г. N 14 принято решение о соответствии законопроекта, разработанного во исполнение пункта 12 плана мероприятий, заявленному результату.
По мнению комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда",в законопроекте отсутствуют положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в законопроекте не выявлено положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в законопроекте не выявлено положений, приводящих к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Вместе с тем по результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
Изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) устанавливаются объекты, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации и государственная экологическая экспертиза проектной документации осуществляются по принципу "одного окна".
Согласно части 6.4 статьи 49 ГрК РФ в редакции законопроекта Правительство Российской Федерации устанавливает порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, указанных в части 6 статьи 49 ГрК РФ, в том числе повторных, по принципу "одного окна", в соответствии с которым проведение указанных экспертиз осуществляется одновременно, в сроки, установленные частью 7 статьи 49 ГрК РФ, и на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя.
Одновременно с этим пунктом 1.1 статьи 14 Закона N 174-ФЗ в редакции законопроекта устанавливается, что государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в пунктах 7, 7.1-7.3, 7.5, 7.7-7.10 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, в том числе повторная, может проводиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для проведения в соответствии с ГрК РФ государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна".
Перечни объектов, указанных в пункте 6 статьи 49 ГрК РФ и пунктах 7, 7.1-7.3, 7.5, 7.7-7.10 статьи 11 Закона N 174-ФЗ, отличаются: в редакции Закона N 174-ФЗ установлен перечень объектов с условиями и исключениями, в отличие от перечня, предусмотренного ГрК РФ (сравнительная таблица прилагается).
Устранение противоречий вышеуказанных действующих требований ГрК РФ и Закона N 174-ФЗ обеспечит соблюдение системного единства законодательно установленных требований в отношении объектов, проектная документация которых подлежит государственной экологической экспертизе, что является залогом будущего стабильного правоприменения проектируемых процедурных возможностей.
Приложение: на 4 л в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.