Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"
(подготовлен МВД России 08.07.2022 г.)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"
Статья 1
Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198) следующие изменения:
1) в части третьей статьи 10 слова "о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства" заменить словами "об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства";
2) часть третью статьи 81 изложить в следующей редакции:
"В случае принятия в соответствии с Федеральным законом от _______________ N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" органом внутренних дел решения о реадмиссии или высылке иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в соответствующем исправительном учреждении, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы перевод указанных иностранного гражданина или лица без гражданства в другое исправительное учреждение того же вида, расположенное наиболее близко к пункту пропуска через Государственную границу Российской Федерации, через который планируется передача указанных иностранного гражданина или лица без гражданства Российской Федерацией иностранному государству после отбытия ими наказания, не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока наказания.".
Статья 2
Внести в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 ст. 16) следующие изменения:
1) пункт 5 части 6 изложить в следующей редакции:
"5) наличие действительной учетной записи в реестре иностранных работников (для иностранных граждан и лиц без гражданства).";
2) пункт 6 части 9 изложить в следующей редакции:
"6) в случае исключения иностранного гражданина или лица без гражданства из реестра иностранных работников.".
Статья 3
1. Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391) следующие изменения:
1) пункт 4 части 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих высылке или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий высылке или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от "___"_____ 20__ г. N ___ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее - специальное учреждение) и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении);";
2) часть 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
"1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по адресу специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий высылке или реадмиссии.";
3) главу 28 изложить в следующей редакции:
"Глава 28. Производство по административным делам о помещении иностранного гражданин, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении
Статья 266. Подача административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении
1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий высылке или реадмиссии.
3. В административном исковом заявлении о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) сведения о принятом решении о высылке или реадмиссии, в том числе предусмотренное федеральным законом основание для помещения иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении;
3) срок, на который необходимо поместить иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или продлить его пребывание в этом учреждении.
4. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении подписывается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. К административному исковому заявлению о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в пунктах 1, 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса. В случае отсутствия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, к административному исковому заявлению прилагается заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности, подготовленное в соответствии с федеральным законом.
Статья 267. Порядок подачи административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении и принятия этого заявления судом
1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение сорока восьми часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя, принятому в соответствии с федеральным законом.
2. Административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении.
3. При поступлении административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении судья незамедлительно решает вопрос о принятии административного искового заявления к производству, а в случае принятия заявления также незамедлительно решает вопрос о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения административного дела.
4. После принятия административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении суд вправе в порядке, установленном статьей 63 настоящего Кодекса, истребовать у лиц, участвующих в деле, материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела, суд также возлагает на территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которым подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие этих лиц в судебном заседании.
Статья 268. Рассмотрение административного дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение либо или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении
1. Административное дело о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении суд рассматривает в течение пяти дней со дня возбуждения дела.
2. Судебное заседание проводится в помещении суда.
3. Административное дело о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении рассматривается с участием представителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, подавшего в суд административное исковое заявление, иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в отношении которого рассматривается административное дело о его помещении в специальное учреждение или о продлении срока его пребывания в специальном учреждении, и прокурора. Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Статья 269. Решение суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении
1. Суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
2. Содержание решения должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса. В мотивировочной части решения суда, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть обоснован конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на этот срок.
3. По административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.
4. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.";
4) часть 4 статьи 298 изложить в следующей редакции:
"4. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.";
5) часть 8 статьи 305 изложить в следующей редакции:
"8. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение пяти дней со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.";
6) часть 3 статьи 314 изложить в следующей редакции:
"3. Частная жалоба, представление прокурора на определение суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего высылке или реадмиссии, в специальном учреждении могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом указанного определения.".
Статья 4
Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1999, N 23, ст. 2808; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 27, ст. 2700; 2005, N 10, ст. 763; 2011, N 23, ст. 3256) следующие изменения:
1) статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Содержание и установление режима Государственной границы
Режим Государственной границы включает правила:
содержания Государственной границы;
пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию лиц и их пропуска через Государственную границу;
перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
пропуска через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных;
ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
С учетом взаимных интересов Российской Федерации и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.";
2) часть третью статьи 9 изложить в следующей редакции:
"Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию лиц, пропуск через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных или применяются отдельные средства и методы контроля физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных при въезде в Российскую Федерацию и (или) выезде из Российской Федерации. Под местным пунктом пропуска через Государственную границу (местом пересечения Государственной границы) понимается специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, который оборудуется за счет средств федерального бюджета соответствующим федеральным органом исполнительной власти и где осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации контроль пересечения Государственной границы физическими лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными.";
3) дополнить статьей 9.2 в следующей редакции:
"Статья 9.2. Правила выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию лиц и их пропуска через Государственную границу
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами, а также принятыми на их основании актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, действуют правила международного договора.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Лица выезжают из Российской Федерации и въезжают в Российскую Федерацию через установленные и открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пункты пропуска через Государственную границу или местные пункты пропуска через Государственную границу (места пересечения Государственной границы) по действительным документам, удостоверяющим личность, при этом:
1) военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) несовершеннолетние граждане Российской Федерации, могут выезжать из Российской Федерации совместно с одним из законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов или попечителей), если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на такой выезд, предусмотренное частью седьмой настоящей статьи. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения своих законных представителей, он должен иметь при себе нотариально оформленное согласие одного из своих законных представителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, при этом в нотариально оформленном согласии могут быть указаны срок выезда и государство (государства), которое (которые) он намерен посетить;
3) группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выезжают из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления на основании разрешений на выезд из Российской Федерации каждого такого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, выданных органом опеки и попечительства, и договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, заключенного между юридическим лицом, органом опеки и попечительства и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Организация выездов группы несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для отдыха и (или) оздоровления осуществляется юридическим лицом, отвечающим установленным требованиям.
Порядок выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенные условия договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требования к юридическим лицам, выразившим намерение заключить указанный договор, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы опеки и попечительства ведут учет несовершеннолетних граждан Российской Федерации, указанных в пункте 3 части четвертой настоящей статьи, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, а также осуществляют контроль за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законный представитель несовершеннолетнего вправе заявить о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации. При подаче заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации законный представитель несовершеннолетнего может указать срок действия такого несогласия и государство (государства), выезд в которое (которые) несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации запрещается. При этом данный запрет не распространяется на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации из Российской Федерации в сопровождении являющегося гражданином Российской Федерации и заявившего о таком несогласии законного представителя несовершеннолетнего.
В случае наличия нескольких заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации все поданные законными представителями несовершеннолетнего заявления подлежат учету.
Заявление законного представителя несовершеннолетнего о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации может быть отозвано указанным законным представителем во внесудебном порядке.
В случае спора в связи с несогласием законного представителя несовершеннолетнего на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.
Порядок подачи, отзыва, приема и учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации, защита их прав и законных интересов за пределами территории Российской Федерации возлагаются на законных представителей несовершеннолетних. При организованном выезде групп несовершеннолетних граждан Российской Федерации без сопровождения законных представителей несовершеннолетних обязанности законных представителей несовершеннолетних несут руководители выезжающих групп.
Гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина Российской Федерации и безопасность окружающих людей.
Датами выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию лиц считаются соответственно даты пересечения Государственной границы Российской Федерации при выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Разрешается выезд иностранного гражданина в страну своего гражданства при следовании прямым маршрутом, без пересадки либо транзита, по документам, удостоверяющим его личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, с истекшим сроком действия либо имеющим технические неисправности, принадлежащим предъявителю и не вызывающим сомнения при идентификации лица.
Лица, выезжающие из Российской Федерации и въезжающие в Российскую Федерацию, проходят в пунктах пропуска через Государственную границу пограничный контроль, а также иные установленные законодательством Российской Федерации формы контроля, а в местных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (местах пересечения Государственной границы) контроль, установленный в соответствии с международными договором Российской Федерации, при этом они обязаны предъявить действительные документы удостоверяющие личность, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от _______________ N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" - визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, указанным Федеральным законом, настоящим Законом или указами Президента Российской Федерации. При прохождении пограничного контроля иностранные граждане, выезжающие из Российской Федерации и въезжающие в Российскую Федерацию, предоставляют биометрические персональные данные для их идентификации, а въезжающие иностранные граждане подтверждают цель въезда в Российскую Федерацию.
Содержание, средства и методы пограничного контроля в отношении лиц, следующих на выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пограничный, таможенный, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля могут осуществляться вне пунктов пропуска через Государственную границу в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пассажиры, находящиеся на борту военных кораблей, подлежат пограничному, таможенному, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иным видам контроля на общих основаниях.
Пограничный контроль может не проводиться в отношении:
1) членов экипажей, прибывающих в Российскую Федерацию иностранных воздушных судов заграничного следования, которые не покидают борт воздушного судна в течение всего времени его нахождения в пункте пропуска через Государственную границу;
2) пассажиров и членов экипажей круизных судов и иных плавательных средств, не осуществляющих за все время круиза сход на берег, при условии наличия во всех промежуточных портах захода пунктов пропуска через Государственную границу;
3) физических лиц, следующих на судах и иных плавательных средствах, прибывающих к выносным причальным устройствам, находящимся в акватории пункта пропуска через Государственную границу на значительном удалении от берега, методом проверки документов;
4) физических лиц, следующих железнодорожным транспортом при осуществлении им международных пассажирских и грузовых перевозок транзитом с территории иностранного государства через территорию Российской Федерации с местом назначения в иностранном государстве без остановки на территории Российской Федерации, либо транзитом с территории Российской Федерации через территорию иностранного государства с местом назначения в Российской Федерации без остановки на территории иностранного государства;
5) членов экипажа российских и иностранных военных кораблей.
Порядок принятия решения о неосуществлении пограничного контроля определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности.
Категории лиц, подлежащих приоритетному (первоочередному) прохождению пограничного контроля, определяются правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
По итогам пограничного контроля лицу, следующему на выезд из Российской Федерации или на въезд в Российскую Федерацию, уполномоченным должностным лицом пограничного органа федеральной службы безопасности Российской Федерации дается разрешение на выезд из Российской Федерации или на въезд в Российскую Федерацию, либо, при наличии ограничения права лица на въезд в Российскую Федерацию или выезд из Российской Федерации, отказывается во въезде в Российскую Федерацию или выезде из Российской Федерации.
Иностранному гражданину и лицу без гражданства кроме случаев, предусмотренных частью двадцать третьей настоящей статьи может быть отказано во въезде в Российскую Федерацию, в случае выявления при прохождении им пограничного контроля следующих обстоятельств:
1) использования недействительных документов;
2) нарушения правил пересечения Государственной границы или режима в пункте пропуска через Государственную границу либо совершения им правонарушения в виде неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением обязанностей по охране Государственной границы;
3) отсутствия подтверждения истинных целей (намерений) въезда в Российскую Федерацию, указанных (заявленных) при оформлении документов;
4) установления обстоятельств участия в деятельности организаций в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо иностранных или международных неправительственных организаций, в отношении которых принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации их деятельности;
5) наличия признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность.
Порядок принятия уполномоченными должностными лицами пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации решения об отказе во въезде, о разрешении выезда и их реализации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Лица, которым отказано в выезде из Российской Федерации, обязаны проследовать из пункта пропуска через Государственную границу в Российскую Федерацию. Лица, которым отказано во въезде в Российскую Федерацию, обязаны покинуть территорию Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия возможности убытия из Российской Федерации в течении 72 часов, указанные лица подвергаются принудительной высылке в соответствии с Федеральным законом от _______________ N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".
До убытия с территории Российской Федерации указанные лица содержатся пограничными органами федеральной службы безопасности Российской Федерации в специально оборудованных помещениях. Порядок и условия содержания таких лиц определяются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области обеспечения безопасности.
Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Право лиц на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации может быть ограничено в случаях:
1) нахождения в контрольном списке, формируемом в соответствии с частью тридцать седьмой настоящей статьи, либо в реестре лиц, въезд которым в Российскую Федерацию ограничен, формируемом в соответствии с Федеральным законом от _______________ N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", либо наличия предусмотренных данным Федеральным законом оснований ограничения выезда из Российской Федерации;
2) нарушения правил пересечения Государственной границы, правил и условий выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, таможенных правил, санитарных норм в пунктах пропуска через государственную границу - до устранения соответствующих нарушений;
3) наличия у иностранного гражданина явных признаков инфекционных заболеваний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, - до подтверждения отсутствия инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Не допускается ограничение права на въезд граждан Российской Федерации в Российскую Федерацию.
В случае, если в отношении лица имеется два и более основания для установления ему ограничения права на выезд из Российской Федерации или въезд в Российскую Федерацию, ограничение устанавливается по основанию, предполагающему больший срок ограничения.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены временные ограничения на въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации.
Для целей настоящего Закона федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности организует ведение контрольного списка, реестра лиц, въезд которым в Российскую Федерацию ограничен, а также получение биологического материала, осуществление обработки геномной информации, получение, учет, хранение, классификацию, использование, выдачу и уничтожение биометрических персональных данных, в том числе об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук лиц следующих на выезд из Российской Федерации или въезд в Российскую Федерацию.
Порядок ведения контрольного списка, получения биологического материала, осуществления обработки геномной информации, получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения биометрических персональных данных, в том числе об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Граждане Российской Федерации включаются в контрольный список на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или его территориального органа в следующих случаях:
1) допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, и заключении трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Законом.
В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;
2) призыва на военную службу или направлении на альтернативную гражданскую службу в соответствии с законодательством Российской Федерации - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
3) признания подозреваемым либо привлечения в качестве обвиняемого в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
4) осуждения за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
5) уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
6) сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;
7) прохождения государственной службы (работы) в органах федеральной службы безопасности, - до окончания срока соответствующего контракта (трудового договора);
8) увольнения с военной службы в органах федеральной службы безопасности, - на срок до пяти лет со дня увольнения с военной службы;
8) признания несостоятельным (банкротом), - до вынесения арбитражным судом определения о завершении или прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве), в том числе в результате утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
9) наличия заявления законного представителя несовершеннолетнего о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
Перечень федеральных органов исполнительной власти уполномоченных принимать решение о включении в контрольный список, порядок его принятия (отмены) и информационного взаимодействия по обмену сведениями о принятых решениях устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок принятия решений об ограничении права на выезд из Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 35 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В случае включения гражданина Российской Федерации в контрольный список федеральный орган исполнительной власти, принявший решение об ограничении выезда из Российской Федерации выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства включаются в реестре лиц, въезд которым в Российскую Федерацию ограничен, и исключаются из него по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от _______________ N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".
В целях настоящего Закона не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию:
1) пересечение Государственной границы гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо через исключительную экономическую зону Российской Федерации и исключительные экономические зоны иностранных государств, через открытое море, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, через территориальные моря иностранных государств без захода в иностранные порты, а равно при следовании на российских воздушных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля;
2) пересечение Государственной границы гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, являющимися членами экипажей и включенными в судовую роль судов, на российских и иностранных судах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.";
4) статью 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Пропуск транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу
Пропуск через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Основанием для пропуска через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Пропуск транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Содержание, средства и методы контроля при пропуске транспортных средств, грузов, товаров и животных, порядок его осуществления устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пропуск через Государственную границу российских воздушных судов, выполняющих специальные международные полеты из аэропортов, с аэродромов, не открытых для международных полетов, а также иностранных и российских воздушных судов, осуществляющих вынужденные посадки в неустановленных местах, производят органы федеральной службы безопасности совместно с администрацией аэропортов, аэродромов или командованием авиационных частей Вооруженных Сил Российской Федерации с последующим уведомлением заинтересованных органов Российской Федерации.
Пограничный, таможенный, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля могут осуществляться вне пунктов пропуска через Государственную границу в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Категории транспортных средств, грузов, товаров и животных, подлежащих приоритетному (первоочередному) пропуску через Государственную границу, определяются правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
В отношении российских и иностранных военных кораблей пограничный, таможенный и иные виды контроля, как правило, не осуществляются.
Пограничный контроль может не проводиться в отношении:
1) прибывающих в Российскую Федерацию иностранных воздушных судов заграничного следования, экипажи которых не покидают борт воздушного судна в течение всего времени его нахождения в пункте пропуска через Государственную границу;
2) круизных судов и иных плавательных средств, на борту которых находятся члены экипажа и пассажиры, не осуществляющие за все время круиза сход на берег, при условии наличия во всех промежуточных портах захода пунктов пропуска через Государственную границу;
3) железнодорожного транспорта при осуществлении международных пассажирских и грузовых перевозках, следующего транзитом с территории иностранного государства через территорию Российской Федерации назначением в иностранное государство без остановки на территории Российской Федерации, либо транзитом с территории Российской Федерации через территорию иностранного государства назначением в Российскую Федерацию без остановки на территории иностранного государства;
4) транспортных средств заграничного следования, принадлежащих прибывшим в Российскую Федерацию главам иностранных государств и иным официальным лицам и делегациям по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной охраны, методом осмотра транспортных средств.
Порядок принятия решения о пропуске через Государственную границу без осуществления пограничного контроля определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности.";
6) в статье 14:
а) в части третьей слова "проживающих или пребывающих" заменить словами "постоянно проживающих или краткосрочно (долгосрочно) пребывающих";
б) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"В случаях, когда в отношении указанных в части третьей настоящей статьи нарушителей Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и они не пользуются правом получения убежища на территории Российской Федерации, пограничные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена международным договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы федеральной службы безопасности Российской Федерации высылают их в определяемых пограничными органами местах. О высылке иностранных граждан и лиц без гражданства из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они высылаются, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации с соответствующим государством.";
7) в статье 30:
а) в абзаце десятом части первой слова "органов иммиграционного контроля" заменить словами "органов внутренних дел";
б) в части второй:
в подпункте 5 слова "выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации" заменить словом "высылке";
в подпункте 21 слова "выдворение их за пределы территории Российской Федерации" заменить словом "высылку".
Статья 5
В статье 12 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168) слова "временно проживающих или временно пребывающих" заменить словами "долгосрочно пребывающих".
Статья 6
В пункте 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873) слова "или временно проживающие либо временно пребывающие" заменить словами "проживающие либо краткосрочно или долгосрочно пребывающие".
Статья 7
Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401) следующие изменения:
1) в преамбуле слова "или временно" исключить, слова "(пребывающих)" заменить словами "или краткосрочно (долгосрочно) пребывающих";
2) в пункте 1 статьи 6 слова "или временно" исключить, слова "(пребывающих)" заменить словами "или краткосрочно (долгосрочно) пребывающих".
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806) следующие изменения:
1) в части первой статьи 9:
а) в пункте "з" слова "выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации" заменить словом "высылке";
б) пункты "л" и "п" признать утратившими силу;
в) пункт "с" изложить в следующей редакции:
"иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата визы или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;";
г) дополнить пунктом "ц" следующего содержания:
"ц) иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в Российскую Федерацию на срок более тридцати дней.";
2) в части первой статьи 11:
а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"лиц, указанных в абзацах втором, седьмом - девятом, двенадцатом и тринадцатом пункта "в", пунктах "г" - "е", "з" - "к", "р" - "с", "ф" - "ц" части первой и в части второй статьи 9 настоящего Федерального закона, - органы внутренних дел. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лиц, указанных в пункте "ц" части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, может проводиться органами внутренних дел при содействии, в том числе в части получения дактилоскопической информации, федерального государственного унитарного предприятия, уполномоченного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и находящегося в его ведении (далее - подведомственное предприятие). Указанное содействие в проведении государственной дактилоскопической регистрации включает в себя деятельность по получению и незамедлительной передаче дактилоскопической информации в органы внутренних дел;";
б) в абзацах пятнадцатом и шестнадцатом слова "л", "п"," исключить;
в) дополнить абзацем двадцатым следующего содержания:
"Обязательная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан до въезда на территорию Российской Федерации дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации осуществляется при наличии технической возможности. Содействие в осуществлении дактилоскопической регистрации может осуществляться филиалами (представительствами) подведомственного учреждения в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере безопасности, при въезде в Российскую Федерацию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе при прохождении пограничного контроля, в порядке, определяемом законодательством о Государственной границе Российской Федерации.";
3) часть четвертую статьи 12 изложить в следующей редакции:
"Государственные органы, указанные в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, а также подведомственное предприятие обязаны соблюдать конфиденциальность дактилоскопической информации и обеспечивать ее безопасность. Должностные лица государственных органов, указанных в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, работники подведомственного предприятия несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.";
4) часть пятую статьи 15 изложить в следующей редакции:
"Дактилоскопическая информация, полученная подведомственным предприятием, уничтожается им после передачи указанной информации в органы внутренних дел.".
Статья 9
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" слова "или временно" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736) исключить.
Статья 10
В абзаце девятом части первой статьи 1 Федерального закона от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 30, ст. 3774) слова "или получившими вид на жительство" заменить словами "или получившими право на постоянное проживание".
Статья 11
Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч.1), ст. 3431) следующие изменения:
1) подпункт "и" пункта 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"и) сведения, подтверждающие право индивидуального предпринимателя постоянно проживать в Российской Федерации, а также его включение в реестр иностранных работников (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);";
2) в статье 22.1:
а) подпункт "е" части 1 статьи признать утратившим силу;
б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11. В целях государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства регистрирующий орган осуществляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия проверку наличия у данного иностранного гражданина или лица без гражданства права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также действующей учетной записи в реестре иностранных работников.";
3) пункт 11 статьи 22.3 изложить в новой редакции:
"11. В случае лишения иностранного гражданина или лица без гражданства права на постоянное проживание в Российской Федерации или утраты ими данного права, либо в случае их исключения из реестра иностранных работников государственная регистрация данных иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня лишения или утраты указанного права либо с даты исключения из реестра иностранных работников.";
4) дополнить пункт 1 статьи 23 подпунктом "щ" следующего содержания:
"щ) неподтверждение в рамках межведомственного взаимодействия сведений о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства права на постоянное проживание в Российской Федерации или о наличии действующей учетной записи в реестре иностранных работников.".
Статья 12
Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832) следующие изменения:
1) абзац первый пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от _______г. N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"), имеющие право на долгосрочное пребывание на территории Российской Федерации:";
2) пункт 2 статьи 22.1 изложить в следующей редакции:
"2. Страхователи, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от _______г. N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"), имеющих право на долгосрочное пребывание в Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному настоящим Федеральным законом для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - на финансирование страховой пенсии), независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.".
Статья 13
В подпункте "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859) слова "на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации," исключить.
Статья 14
Внести в статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 изложить в следующие редакции:
"1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие право на долгосрочное пребывание в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от _____года N ___-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"):"
2) абзац первый части 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие право на долгосрочное пребывание в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от _______года N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.".
Статья 15
В пункте 1 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179) слова "вид на жительство и удостоверение беженца" заменить словами "единый документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации, с электронным носителем информации".
Статья 16
Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:
"1. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства "(за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей в соответствии с Федеральным законом от _______года N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах":";
2) в части 6 статьи 49:
а) пункт 2 изложить в новой редакции:
"2) об иностранных гражданах, лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о лишении права на постоянное проживание либо утративших право на постоянное проживание в соответствии с Федеральным законом от _______года N ____-ФЗ "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства";";
б) в пункт 3 признать утратившим силу.
Статья 17
Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 12:
а) в пункте 12 слова "осуществлять розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, самовольно оставивших специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации" исключить;
б) в пункте 33 слова ", а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников" исключить;
в) дополнить пунктом 33.1 следующего содержания:
"33.1) осуществлять в соответствии с федеральным законом административный надзор за законностью пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;";
2) в части 3 статьи 17:
а) в пункте 23 слова "о депортации или об административном выдворении" заменить словом "о высылке";
б) в пункте 35 слова "о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также в отношении которых принято решение о неразрешении (разрешении) въезда на территорию Российской Федерации" заменить словами "о нежелательности въезда и пребывания в Российской Федерации";
в) пункт 36 признать утратившим силу;
г) дополнить пунктом 36.1 следующего содержания:
"36.1) о лицах, получивших право на долгосрочное пребывание или право на постоянное проживание;";
д) пункт 39 изложить в следующей редакции:
"39) о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о включении в реестр иностранных работников (исключении из него), в том числе о действии учетной записи об иностранном работнике в реестре иностранных работников (о приостановлении, возобновлении, продлении, окончании срока ее действия);";
ж) пункт 44.2 признать утратившим силу.
Статья 18
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6955) следующие изменения:
1) пункт 4 части 1 статьи 24 признать утратившим силу;
2) пункт 4 части 1 статьи 25 изложить в новой редакции:
"4) лишение либо утрата права иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства были лишены либо утратили право на постоянное проживание в Российской Федерации;".
Статья 19
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989) следующие изменения:
1) пункт 2 части 1 статьи 11 признать утратившим силу;
2) пункт 4 части 1 статьи 12 изложить в новой редакции:
"4) лишение либо утрата права иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства были лишены либо утратили право на постоянное проживание в Российской Федерации;".
Статья 20
Внести в Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) следующие изменения:
1) в подпункте 11 пункта 1 статьи 90 слова "постоянного или временного проживания (пребывания)" заменить словами "проживания либо пребывания";
2) в статье 193:
а) в пункте 2 слова "получившими разрешение на работу на территории Российской Федерации" заменить словами "включенными в реестр иностранных работников";
б) в пункте 3 слова "получивших разрешение на работу в Российской Федерации" заменить словами "включенных в реестр иностранных работников".
Статья 21
Внести в статью 5 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49 (ч. 1), ст. 7494) следующие изменения:
1) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей, а также при соблюдении условий осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации самозанятых иностранных граждан, установленных Федеральным законом от _______ N ____"Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".";
2) в части 5 слова "и граждане других государств - членов Евразийского экономического союза" заменить словами ", иностранные граждане и лица без гражданства".
Статья 22
Внести в Федеральный закон от 8 июня 2020 года N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 24, ст. 3742) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 6:
слова "временно или" исключить;
слова "временно пребывающих" заменить словами "долгосрочно пребывающих";
2) в части 1 статьи 10:
а) пункт 3 признать утратившим силу;
б) пункт 4 изложить в новой редакции:
"4) о представлении иностранными гражданами и лицами без гражданства права на постоянное проживание, о его лишении либо утрате;";
в) в пункте 6 слова "временно или" исключить, слова "временно пребывающих" заменить словами "краткосрочно или долгосрочно пребывающих,";
г) подпункт 8 изложить в следующей редакции:
"8) о включении иностранного гражданина или лица без гражданства в реестр иностранных работников, об исключении из реестра иностранных работников, о приостановлении и возобновлении действия учетной записи об иностранном гражданине или лице без гражданства в реестре иностранных работников;".
Статья 23
Настоящий Федеральный закон вступает в силу одновременно с вступлением в силу Федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.