Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Прототипа и описания прототипа карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах" (далее соответственно - проект акта, прототип), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с данными сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с положениями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 г. (далее - ЕСТР), в соответствии с которым ряд данных, наносимых на карточку тахографа в соответствии с требованием пункта 1 раздела IV добавления 1B к приложению к ЕСТР, могут размещаться на карточке тахографа по решению каждой договаривающейся стороны ЕСТР в случае применимости на территории договаривающейся стороны или использования для административных целей на национальном уровне. В соответствии с требованием подпункта 181 пункта 1 раздела IV добавления 1B к приложению к ЕСТР по согласованию с секретариатом ЕЭК ООН договаривающиеся стороны могут включать цвет и маркировку, например, национальные символы и элементы защиты без ущерба для других положений указанного добавления.
Также ЕСТР предусмотрено, что если договаривающаяся сторона, которая предоставила официальное утверждение типа, установит, что определенное контрольное устройство, регистрационный лист или карточка с памятью с нанесенным на них знаком официального утверждения, который она выдала, не соответствует тому прототипу, в отношении которого она предоставила официальное утверждение, то она должна принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы серийные образцы соответствовали официально утвержденному прототипу. Принимаемые меры могут при необходимости включать даже отмену официального утверждения.
Проектом акта утверждаются прототип и описание прототипа карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 февраля по 25 марта 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/12-21/00123209). Замечаний и предложений в ходе проведенных разработчиком публичных обсуждений не поступило.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с субъектами предпринимательской деятельности в период с 12 по 19 апреля 2022 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Московской торгово-промышленной палаты, ПАО "КАМАЗ", частично учтенные в настоящем заключении. В целях рассмотрения и возможного учета при доработке проекта акта направляем сводку поступивших предложений и замечаний (прилагается).
К проекту акта может быть представлено следующее замечание.
Ранее подобные требования к изображению и тексту, наносимых на карточки тахографа, были утверждены приказом Минтранса России от 20 октября 2009 г. N 180 "О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки" (далее - приказ N 180).
При этом данный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 1742 "О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств".
Взамен приказа N 180 не был принят новый нормативный правовой акт.
При этом сводный отчет не содержит обоснований и информации о реальных негативных эффектах, связанных с отсутствием внутригосударственного нормативного правового акта, регулирующего данный вопрос, с учетом того, что все необходимые требования к карточкам (картам) тахографов в полном объеме урегулированы ЕСТР.
В пункте 3.2 сводного отчета в качестве негативного эффекта указывается возможность изготовления поддельных карточек (карт) тахографов. Вместе с тем данная проблема не подтверждается разработчиком правоприменительной практикой.
Таким образом, данный риск не обоснован разработчиком и в целом не может служить в качестве обоснования проблемы, на решение которой может быть направлено предлагаемое регулирование.
Представляются исчерпывающими требования, установленные в ЕСТР, тем более что в соответствии с Порядком проведения официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденном приказом Минтранса России от 25 августа 2020 г. N 326, для получения свидетельства официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, проверяется соответствие требованиям, установленным именно ЕСТР.
Кроме того, предлагаемое утверждение прототипа может повлечь риск необходимости проведения процедуры официального утверждения типа для карточек (карт) тахографов, соответствующих прототипу, поскольку номинально требования будут изменены.
В связи с указанным проектируемые требования не соответствуют принципу исполнимости, предусмотренному статьей 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком не обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.