Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России от 20.10.2021)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464; 2021, N 27, ст. 5129, ст. 5132) следующие изменения:
1) часть 4 статьи 112 изложить в следующей редакции:
"4. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается использование пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов).";
2) пункт 1 статьи 113 изложить в следующей редакции:
"1) использование пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов);";
3) пункт 1 части 2 статьи 114 изложить в следующей редакции:
"1) использование пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов);";
4) пункт 1 части 2 статьи 116 изложить в следующей редакции:"1) использование пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов);";
5) пункт 2 части 3 статьи 119 изложить в следующей редакции:
"2) использование пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов);".
Статья 2
Пункт 6 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2008, N 29, ст. 3418; 2011, N 29, ст. 4281; 2011, N 50, ст. 7359; 2013, N 43, ст. 5452; 2014, N 26, ст. 3387; 2015, N 1, ст. 11; 2015, N 29, ст. 4370; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5135; 2018, N 53, ст. 8464; 2019, N 31, ст. 4453; 2020, N 50, ст. 8061; 2021, N 27, ст. 5130; 2021, N 52, ст. 8979; 2022, N 1, ст. 14; 2022, N 18, ст. 3008) после слов "применение пестицидов" дополнить словами "(за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов)".
Статья 3
В подпункте 1 пункта 3 статьи 624 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2016, N 27, ст. 4286; 2017, N 31, ст. 4829):
а) слова "токсичных химических препаратов, в том числе в целях охраны и защиты лесов," исключить;
б) после слова "пестицидов" дополнить словами (за исключением применения малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов).
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение пункта 2 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 09.02.2021 N ММ-П16-1377.
Правовые основы безопасного обращения с пестицидами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды установлены Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Действующие законодательные ограничения не позволяют применять малоопасные пестициды для защиты лесных насаждений в водоохранных зонах и лесопарковых зеленых поясах.
В соответствии с действующим законодательством, регламентирующим применение пестицидов на территории Российской Федерации, для борьбы с вредными организмами допускается использовать только пестициды, прошедшие государственную регистрацию и включённые в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к использованию на территории Российской Федерации.
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии с Порядком государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утверждённым приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 N 442, и Административным регламентом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации пестицидов и (или) агрохимикатов, утверждённым приказом Минсельхоза России от 09.07.2015 N 294.
Государственная регистрация осуществляется в отношении тех пестицидов и агрохимикатов, по которым проведены регистрационные испытания и получены экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний.
Организацию проведения регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов осуществляет Минсельхоз России.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов предназначена для подтверждения проведения необходимого объема регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов для определения их биологической эффективности, безопасности их применения для здоровья людей и окружающей среды, что отражается в заключении экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, включающем информацию об ограничениях, необходимых для выполнения санитарно-эпидемиологических требований, а также требований в сфере охраны окружающей среды.
Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя:
санитарно-эпидемиологическую экспертизу, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
государственную экологическую экспертизу проекта технической документации на пестицид или агрохимикат, осуществляемую федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы;
экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса.
По каждому пестициду, который предоставляется на государственную регистрацию, дополнительно проводится оценка воздействия на окружающую среду и общественные слушания перед государственной экологической экспертизой результатов регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката.
По результатам вышеуказанных испытаний и экспертиз, для каждого препарата проводится полная оценка его характеристик, оказывающих воздействие на человека и окружающую среду.
Для препаратов биологического происхождения анализируются, в том числе:
1. Поведение его в воде и воздухе:
а) пути и скорость разложения в воде (гидролитическое разложение, фотохимическое разложение, биологическое разложение);
б) пути и скорость разложения в воздухе.
2. Методики определения остаточных количеств в почве, воде и воздухе.
3. Экотоксикология (воздействие токсичных веществ) на водные организмы:
а) рыбы: острая токсичность; хроническая токсичность; влияние на репродуктивность и скорость развития; биоаккумуляция;
б) зоопланктон: острая токсичность; влияние на репродуктивность и скорость развития;
в) водоросли: влияние на рост.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что для препаратов, прошедших государственную регистрацию, уже оценены основные показатели воздействия на окружающую среду, нецелевые виды полезной энтомофауны и водные организмы, на теплокровных животных и человека. Каждый препарат имеет установленную регламентацию его применения, включая все ограничения по использованию, поэтому отсутствует необходимость в проведении дополнительных испытаний для препаратов в части возможности их применения в водоохранных зонах, лесопарковыхзеленых поясах.
Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием), который разрабатывается уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляющими проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов (далее - уполномоченные органы) и согласовывается с Рослесхозом.
При подготовке Обоснований были исключены площади лесных участков, попадающие в водоохранные зоны, лесопарковые зеленые пояса, за период 2018-2022 годы по Красноярскому краю, Республики Башкортостан, Оренбургской, Самарской, Волгоградской, Новосибирской, Иркутской областях, Республики Саха (Якутия).
Уполномоченными органами, осуществляющими проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, осуществляется контроль их проведения на каждом этапе работ. Отслеживаются подготовительные работы до начала проведения мероприятий (завоз пестицидов, наличие авиационных и наземных аппаратов для проведения обработок), проверяются паспорта партий препаратов, используемых для обработки насаждений или внутристволовых инъекций, отслеживается график выполнения работ и их соответствие технологии, описанной в Обосновании.
Для контроля границ и площади обработанных насаждений используется навигационное оборудование, установленное на летательных аппаратах и наземных агрегатах. С целью контроля соблюдения графика выполнения работ и оценки их качества представителем уполномоченного органа, осуществляющего проведение мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов, ежедневно учитывается площадь обработанных участков, расход препаратов, количество полетов на участки, время обработки и погодные условия.
Для регулирования применения пестицидов при проведении работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов авиационным способом в отрасли применяется способ ультрамалообъемного опрыскивания (контролируемое капельное опрыскивание), которое позволяет использовать минимальное количество объема препарата (рабочей жидкости) и тем самым значительно сокращает попадания пестицидов в окружающую среду, при этом капли препарата образующиеся в виде тумана равномерно покрывают обрабатываемую хвою (листву), обеспечивая достижение необходимой эффективности проведенных мероприятий.
Принятие федерального закона не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления. Проект федерального закона соответствует принятым на себя обязательствам Российской Федерации в рамках участия во Всемирной торговой организации и не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом Союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующий вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений следующих нормативных правовых актов.
1. В приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 913 "Об утверждении Правил ликвидации очагов вредных организмов":
В пункте 23 слова "токсичных химических препаратов" заменить словами "пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов)".
2. В приказ Минприроды России от 02.05.2017 N 214 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах":
Абзац 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:
"использование пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов), в том числе в целях охраны и защиты лесов, агрохимикатов, радиоактивных веществ;".
3. В приказ Минприроды России от 05.08.2020 N 564 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов":
В пункте 9 слова "токсичных химических препаратов" заменить словами "пестицидов (за исключением малоопасных для человека, животных и растений препаратов биологического происхождения в целях защиты лесов от вредных организмов)".
Ответственным исполнителем по внесению изменений в указанные приказы определить Минприроды России.
Срок издания соответствующих приказов - в течение 6 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация изменений, предлагаемых проектом федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.