Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию терроризма и (или) иных противоправных деяний" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росфинмониторингом (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и, согласно информации, содержащейся в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет), разработан на основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Проектом акта, в частности, предлагается определить внесудебный механизм принятия правоохранительными и иными государственными органами решения о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа, в отношении которых имеются сведения об их использовании в целях финансирования террористической и (или) экстремистской деятельности, в том числе массовых беспорядков экстремистской направленности, финансирования деятельности, направленной на организацию и (или) проведение публичных мероприятий с нарушением установленного порядка.
Также предлагается установить возможность приостановления операций по банковским счетам (вкладам) и (или) с использованием электронных средств платежа в соответствии с решением суда, принятым на основании административного искового заявления руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо его заместителя, либо руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти сфере внутренних дел, либо руководителя федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо его заместителя, либо руководителя территориального органа безопасности, либо уполномоченного ими лица.
В этих целях проектом акта предлагается дополнить Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации новой главой 273 "Производство по административным делам о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании электронных средств платежа".
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в срок с 11 по 29 октября 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/121323 (ID проекта: 02/04/10-21/00121323).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили почти от 700 граждан.
Замечания и предложения указанных экспертов были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете (частичном учете) или о причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 14 по 21 декабря 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от АКБ "Абсолют Банк" (ПАО), АО "МИнБанк", "Азиатско-Тихоокеанский Банк" (АО), ПАО Сбербанк, АО "Россельхозбанк" и ПАО "Промсвязьбанк".
АО "Банк ДОМ.РФ" сообщило об отсутствии замечаний и предложений.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полном объеме.
Минэкономразвития России концептуально поддерживается необходимость создания механизма приостановления операций, связанных со списанием денежных средств с банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств в целях борьбы с финансированием терроризма, экстремистской деятельности, массовых беспорядков, наркоторговлей.
При этом считаем целесообразным доработать проект акта исходя из следующего.
1. В соответствии с пунктом 1 проектируемой статьи 52.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-Ф3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" и пунктом 1 проектируемой статьи 7.6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случаях, не терпящих отлагательства, и при наличии достаточных, предварительно подтвержденных и задокументированных сведений об использовании банковских счетов (вкладов) или электронных средств платежа в целях незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также в целях финансирования террористической деятельности руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо его заместитель, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а в случае, если обозначенные сведения затрагивают вопросы, относящиеся к ведению органов федеральной службы безопасности, также руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо его заместитель, либо руководитель управления федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельному региону или субъекту Российской Федерации, а также руководитель уполномоченного органа либо его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с таких банковских счетов (вкладов) или с уменьшением остатка электронных денежных средств при использовании таких электронных средств платежа на срок до 10 рабочих дней.
Разработчиком в сводном отчете не приведены оценки последствий введения данного регулирования для субъектов предпринимательской деятельности, описание и оценка объема возможных дополнительных рисков.
В рамках проведенного рабочего совещания с представителями разработчика были представлены прогнозируемые данные о характере и прогнозируемом количестве случаев применения предлагаемого разработчиком регулирования.
С учетом позиций, полученных в рамках публичных консультаций, анализа устанавливаемых условий принятия решения (в том числе в части наличия достаточных сведений), а также отсутствия информации в сводном отчете, отмечаем, необходимость установления дополнительных гарантий для юридических лиц, направленных на применение механизма приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств:
- включить обязательное согласование с органами прокуратуры Российской Федерации по применению предлагаемого регулирования в отношении юридических лиц;
- обеспечить принятие решения о приостановлении операций в отношении юридических лиц исключительно руководителями (заместителями руководителей) центральных аппаратов ФСБ России, МВД России, а также Росфинмониторинга.
2. В соответствии с пунктом 7 проектируемой статьи 7.6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" уполномоченный орган в порядке, установленном им по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, доводит информацию о принятии или отмене решения о приостановлении операций, указанного в пунктах 1, 3 и 4 данной статьи, а также информацию, предусмотренную пунктом 7 статьи 52.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-Ф3 "О наркотических средствах и психотропных веществах", частью 7 статьи 12.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", частью 7 статьи 17.1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", частью 7 статьи 24.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", до сведения кредитных организаций в целях принятия ими мер, предусмотренных пунктом 10.1 статьи 7 данного Федерального закона.
Указанная информация доводится путем ее размещения уполномоченным органом в личных кабинетах кредитных организаций не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия или отмены решения о приостановлении операций, указанного в пунктах 1, 3 и 4 данной статьи, либо получения уполномоченным органом информации, предусмотренной пунктом 7 статьи 52.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", частью 7 статьи 12.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", частью 7 статьи 17.1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", частью 7 статьи 24.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, предлагаемый проектом акта способ доведения до сведения кредитных организаций информации о принятии или отмене решения о приостановлении операций по счетам не может быть признан оптимальным и технически удобным. Кроме того, он является весьма трудозатратным.
Для обеспечения контроля за своевременностью и полнотой получения указанной информации кредитной организации потребуется обязать одного или нескольких своих сотрудников осуществлять на постоянной основе мониторинг изменений, происходящих в личном кабинете. При этом, даже в этом случае, не исключается возможность пропуска необходимой информации.
В целях минимизации указанных рисков правоприменения считаем целесообразным предусмотреть техническую возможность получения кредитной организацией на свой электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронного уведомления от уполномоченного органа о размещении им в личном кабинете кредитной организации соответствующей информации.
3. Согласно пункту 7 проектируемой статьи 52.1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо его заместитель, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо его заместитель, либо руководитель территориального органа безопасности, либо уполномоченное ими лицо в случае принятия решения о приостановлении операций, указанного в пунктах 1 и 4 данной статьи, не позднее одного рабочего дня с момента его принятия, а в случае отмены решения о приостановлении операций в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи - незамедлительно информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Информация, направляемая в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должна содержать реквизиты банковских счетов (вкладов) или электронных средств платежа, в отношении которых принято или отменено решение о приостановлении операций (включая наименование кредитной организации, в которой открыт счет (вклад) или с которой заключен договор об использовании электронного средства платежа), сведения о владельце банковского счета (вклада) или электронного средства платежа, в отношении которых принято или отменено решение о приостановлении операций (при наличии), сведения о размере ежемесячной выплаты (в случае принятия решения о назначении ежемесячной выплаты, предусмотренного пунктом 5 данной статьи), а также информацию о сроке, на который принято решение о приостановлении операций, и должностном лице, принявшем решение о приостановлении операций (в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 данной статьи).
По мнению Минэкономразвития России, для обеспечения полной и однозначной идентификации и аутентификации кредитной организации и лица, в отношении которого принято соответствующее решение, в направляемой информации целесообразно также указывать банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) кредитной организации, в которой открыт счет (вклад) или с которой заключен договор об использовании электронного средства платежа. Данная мера позволит снизить риски принятия ошибочных (необоснованных) решений о приостановлении операций по счетам.
Кроме того, проект акта целесообразно дополнить положениями, определяющими порядок действий кредитных организаций в тех случаях, когда сведения о владельце банковского счета (вклада) или электронного средства платежа, имеющиеся в кредитной организации, не соответствуют сведениям о счете, указанным в принятом решении.
Данное замечание также касается и проектируемых положений Федеральных законов от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма", от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
4. Согласно абзацам первому и второму проектируемого пункта 10.1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма" в случае получения кредитной организацией в соответствии с пунктом 7 статьи 7.6 данного Федерального закона информации о принятом уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти либо его территориального органа решении о приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с банковского счета (вклада) или с уменьшением остатка электронных денежных средств, кредитная организация приостанавливает соответствующие операции незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанной информации, на срок, определенный решением уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти либо его территориального органа.
При получении кредитной организацией в соответствии с пунктом 7 статьи 7.6 данного Федерального закона в течение срока, на который решением уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти либо его территориального органа приостановлены операции, связанные со списанием денежных средств с банковского счета (вклада) или уменьшением остатка электронных денежных средств, информации о решении уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти либо его территориального органа об отмене принятого ранее решения о приостановлении указанных операций кредитная организация незамедлительно возобновляет проведение операций, связанных со списанием денежных средств с банковского счета (вклада) или с уменьшением остатка электронных денежных средств, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление таких операций.
Как видно из приведенных выше норм проекта акта, разработчиком предлагается установить различные сроки исполнения решений о приостановлении и возобновлении операций по счетам.
Учитывая то обстоятельство, что решение о возобновлении операций по счету может поступить в кредитную организацию по окончании операционного дня, незамедлительное его исполнение может оказаться технически не возможным, что может привести к нарушению кредитной организацией указанного требования.
В целях исключения указанного риска считаем целесообразным осуществлять возобновление операций по ранее приостановленным счетам в срок, аналогичный сроку, предусматриваемому проектом акта для приостановки операций по счетам, то есть также незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения информации об отмене принятого ранее решения о приостановлении указанных операций.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- об наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.