Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 1 по 24 ноября 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-21/00122150).
По результатам публичного обсуждения к проекту акта поступили замечания и предложения, которые были прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Проектом акта утверждаются актуализированные Правила, а также признается утратившим силу постановление N 800.
Проект акта разработан Минприроды России в целях актуализации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 Правил проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила, постановление N 800).
По результатам рассмотрения сообщаем о наличии к проекту акта следующих замечаний.
1. Утверждаемая проектом акта актуализированная редакция Правил не в полной мере соответствует законодательству в связи со следующим.
Пункт актуализированной редакции 31 Правил регулирует вопрос осуществления Росприроднадзором (с возможностью привлечения подведомственных ему организаций) мониторинга выполнения работ по проведению рекультивации таких земель в целях установления соответствия их природоохранным требованиям.
Вместе с тем действующая редакция статей 801 и 802 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) не предусматривает за Росприроднадзором полномочий по осуществлению мониторинга выполнения работ по проведению рекультивации таких земель в целях установления соответствия их природоохранным требованиям.
Указанные полномочия предусматриваются в проектируемых проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" редакциях статей 801 и 802 Закона N 7-ФЗ.
Однако, по имеющейся у Минэкономразвития России информации, на момент издания настоящего заключения Законопроект обсуждается на площадке Правительства Российской Федерации и не был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Учитывая изложенное, редакция Законопроекта на момент его издания как Федерального закона может претерпеть изменения, а определить дату его издания в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем, по мнению Минэкономразвития России, пункт 31 Правил подлежит исключению, поскольку включение его положений в Правила представляется преждевременным.
2. Актуализированной редакцией Правил предусматривается создание и функционирование Постоянной комиссии по вопросам рекультивации, консервации земель (далее - Комиссия).
При этом абзацем вторым пункта 37 Правил устанавливается, что порядок формирования и деятельности Комиссии утверждается Минприроды России и Минсельхозом России (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Однако Правилами не определен конкретный перечень полномочий Комиссии, а лишь приведены отсылочные положения о ее участии в различных этапах процедур рекультивации или консервации земель, в том числе при оценке соответствия выполненных работ, что сопряжено с непрогнозируемыми последствиями для субъектов предпринимательской деятельности. Данный подход не соответствует статье 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), согласно которой содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
В целях обеспечения соответствия проекта акта указанному принципу правовой определенности необходимо отразить в нем конкретный перечень полномочий (функций) Комиссии.
Также исходя из абзаца второго пункта 37 Правил, не ясно, каким именно актом будет утверждаться порядок формирования и деятельности Комиссии (единым актом по согласованию Минприроды России с Минсельхозом России, совместным нормативным правовым актом или же отдельными нормативными правовыми актами Минприроды России и Минсельхоза России), в связи с чем данное положение требует уточнения.
3. Дополнительно следует отметить, что Закон N 7-ФЗ, а также действующая и проектируемая редакции Правил не предусматривают четкого определения этапов (составляющих) процедур по рекультивации и консервации земель и перечня обязательных этапов (составляющих) данных процедур.
Вместе с этим отдельные положения Правил содержат упоминания о различных этапах данных процедур.
К примеру, в не предусмотренном действующей редакцией Правил положении пункта 38 актуализированных Правил указана необходимость направления в Комиссию извещения о завершении работ (этапов работ) рекультивации или консервации земель при осуществлении таких работ на территориях, указанных в пункте 31 Правил*(1).
В этой связи Минэкономразвития России полагает, что отсутствие четкой правовой определенности в части определения этапов рекультивации и консервации земель несет риски возникновения неопределенных ситуаций и неоднозначного толкования положений Правил в правоприменительной практике, а также наложения на осуществляющих рекультивацию или консервацию земель организаций избыточных требований по постоянному взаимодействию с Комиссией.
Для исключения указанных рисков предлагается раскрыть в Правилах определение и конкретный перечень этапов (составляющих) процедур по рекультивации и консервации земель.
4. В пункте 29 Правил необходимо скорректировать ссылку на положение Правил, устанавливающее перечень лиц, с которыми необходимо согласовать проект работ по рекультивации или консервации земель.
5. Исходя из актуализированной редакции пункта 29 Правил (в действующей редакции - пункт 24 Правил), не представляется возможным однозначно определить, необходимо ли направлять уведомление об утверждении проектов рекультивации и консервации земель в Росприроднадзор в соответствии с подпунктом "б" пункта 29 Правил, если такое уведомление уже было направлено в Россельхознадзор на основании подпункта "а" пункта 29 Правил.
6. Пунктом 30 Правил устанавливается обязанность по направлению лицами, согласовавшими в соответствии с пунктом 19 Правил проект работ по рекультивации или консервации земель, уведомления в Росприроднадзор о возникших обстоятельствах по невыполнению или несвоевременному выполнению работ (этапов работ) по рекультивации, консервации земель в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации, консервации земель.
Согласно абзацу второго пункта 30 Правил такое уведомление подлежит направлению в трехдневный срок с момента установления такого невыполнения или несвоевременного выполнения работ (этапов работ) по рекультивации, консервации земель.
Однако проект акта не содержит четкого определения того, что именно является моментом установления обстоятельств по невыполнению или несвоевременному выполнению работ (этапов работ) по рекультивации, консервации земель, что влечет риски наложения на осуществляющих такие работы организации избыточных мер административной ответственности в соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Исходя из своего содержания, проектом акта устанавливаются обязательные требования в понимании Закона N 247-ФЗ.
Вместе с тем установленный постановляющей частью проекта акта срок его действия не соответствует положению части 1 статьи 3 Закона N 247-ФЗ и требует корректировки.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России могут быть сделаны выводы:
о несоответствии проекта акта положениям Закона N 247-ФЗ;
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
о наличии в проекте акта положений, способствующих возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов и снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) Земли, находящиеся в государственной, муниципальной собственности или на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и (или) на проект рекультивации земель в соответствии с пунктом 28 Правил получено заключение государственной экологической экспертизы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.