Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект приказа МЧС России "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (далее соответственно - проект акта, Положение), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании подпункта "г" пункта 12 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. N Пр-2976, а также пункта 4.2 протокола заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 30 октября 2015 г. "Реализация государственной политики в области обеспечения ядерной радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации".
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является обеспечение населения, попадающего в пределы границ возможного биологического заражения, средствами индивидуальной защиты (СИЗ), а также обеспечение СИЗ организаций высшего и профессионального образования, исправительных учреждений, находящихся на территориях в пределах границ возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения), установленных вокруг радиационно, ядерно, химически и биологически опасных объектов.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 3 по 23 декабря 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/12-21/00123069).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в период с 23 по 30 мая 2022 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Государственной корпорации
"Росатом", Государственной корпорации "Роскосмос", ПАО "Россети", АО "Петербургская сбытовая компания", АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей", ПАО НК "РуссНефть", АО "Сибер", АО "Калининградский морской торговый порт", ПАО "Т Плюс", ООО "Марийский нефтеперерабатывающий завод", АО "ТАИФ-НК", АО "Авиационная холдинговая Компания "Сухой", МУП "Новосибирский метрополитен", ГУП "Петербургский метрополитен", ПАО "Южный Кузбасс", Министерства экономического развития Хабаровского края, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента региональной безопасности Костромской области, Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), Департамента экономического развития Брянской области и Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, не содержащие замечаний и предложений в отношении проектируемого регулирования, а также позиции ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания", АО "Зарубежнефть", ПАО "Газпром", ПАО "Татнефть", ООО "Афипский НПЗ", ООО "Ильский НПЗ", АО "Сибирская угольная энергетическая компания", ПАО "Фортум", ПАО "Мечел", ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14", филиала АО "Компания "Сухой" "НАЗ им. В.П. Чкалова", Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области, Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округ - Югры, Комитета региональной безопасности Курской области и Управления Администрации Губернатора Новгородской области по развитию государственных услуг, содержащие замечания, частично учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (Приложение N 1).
На основании пункта 1 Правил N 1318 данные правила устанавливают порядок проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии.
Согласно пункту 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", безотносительно их принадлежности к обязательным требованиям.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Несоблюдение принципов исполнимости и обоснованности требований, установленных Положением.
1.1. Абзацем вторым пункта 3 Положения предусматривается требование, в соответствии с которым СИЗ должны включать в себя СИЗ органов дыхания (противогазы фильтрующие (при необходимости могут комплектоваться дополнительными патронами), самоспасатели фильтрующие, СИЗ органов дыхания для детей до 1,5 лет, респираторы) и медицинские изделия, комплектуемые лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для оказания первичной медико-санитарной помощи медицинскими работниками по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) при радиационном поражении и поражении бактериальными средствами), а также средства специальной обработки (индивидуальный противохимический пакет).
Разработчиком представлена оценка расходов субъектов проектируемого регулирования, необходимых для исполнения вышеуказанного требования, согласно которой реализация предлагаемого регулирования потребует дополнительных расходов в размере порядка 6,36 млрд рублей1*(1).
Федеральные органы государственной власти |
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
Органы местного самоуправления |
Коммерческие организации и исправительные учреждения |
Совокупная сумма расходов субъектов предлагаемого регулирования |
834,2 млн руб. |
3,855 млрд руб. |
1,178 млрд руб. |
390,7 млн руб. |
6,36 млрд руб. |
При этом на основании информации2, представленной в рамках проведения публичных консультаций по проекту акта, сумма издержек только для одного юридического лица может составить от 29,7 до 36,5 млн рублей. Расчет соответствующих сумм издержек представлен в Приложении N 2 к настоящему заключению.
В соответствии со сведениями3, представленными регулятором, количество коммерческих юридических лиц, на которых будет распространяться предлагаемое разработчиком регулирование, составляет 15 организаций4.
Если предположить, что в штате каждой из 15 организаций числится примерно такое же количество работников5 и им также будут выдаваться самоспасатели фильтрующие и дополнительные патроны к противогазу фильтрующему, то совокупная сумма издержек указанных хозяйствующих субъектов может составить до 1,04 млрд рублей. Расчет указанных сумм издержек представлен в Приложении N 2 к настоящему заключению.
При этом разработчик проекта акта в пункте 11.3 раздела 11 сводного отчета представил данные, в соответствии с которыми совокупная сумма расходов коммерческих организаций и исправительных учреждений составляет 390,7 млн рублей.
Соответственно, разница между оценками издержек (затрат), представленными Минэкономразвития России в настоящем заключении и МЧС России в сводном отчете, составляет 647,4 млн рублей6.
Указанная разница может быть и больше, принимая во внимание, что разработчик в пункте 11.3 раздела 11 сводного отчета не указал конкретную сумму расходов коммерческих юридических лиц, вместо этого предоставив совокупную сумму затрат частных организаций и исправительных учреждений.
Также сообщаем, что расходы на обслуживание, проведение лабораторных испытаний и утилизацию, например, одного только противогаза фильтрующего могут быть достаточно существенными.
Таким образом, предлагаемое требование в условиях отсутствия верифицированных данных о проведенном разработчиком анализе соотношения выгод (оценка предотвращаемого проектом акта ущерба) и издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, направленных на реализацию проектируемого регулирования, может носить избыточный характер.
Дополнительно сообщаем, что, исходя из формулировки соответствующего требования, не представляется возможным определить, какое конкретно количество вышеуказанных СИЗ должны иметь участники проектируемых правоотношений, какие защитные характеристики должны быть у СИЗ.
1.2. Кроме того, к указанному требованию имеется замечание с точки зрения осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
1.3. На основании подпункта 45 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся решение вопросов организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно информации, представленной разработчиком в сводном отчете, принятие проекта акта потребует дополнительных издержек, в том числе бюджетных ассигнований на приобретение СИЗ для населения на территории субъектов Российской Федерации в объеме 6,36 млрд рублей, из них бюджеты: федеральных органов государственной власти - 834,2 млн рублей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 3,855 млрд рублей, органов местного самоуправления - 1,178 млрд рублей, организаций и учреждений - 390,7 млн рублей.
Следовательно, можно сделать вывод, что в проекте акта содержатся положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости - порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Замечания, представленные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего заключения, также актуальны в отношении правил, установленных абзацами вторым и третьим пункта 10 Положения.
1.4. Абзацем четвертым пункта 8 Положения предлагается установить обязанность организаций по обеспечению СИЗ работников организаций, работающих и (или) обучающихся на территориях, указанных в пункте 7 Положения.
На основании аналитических сведений7, представленных в ходе проведения публичных консультаций по проекту акта, реализация проектируемой обязанности на практике может привести к весьма существенным затратам, поскольку юридические лица обязывают обеспечивать СИЗ не только работников соответствующих организаций, но и обучающихся на территориях, указанных в пункте 7 Положения, что может носить избыточный характер.
Также отмечаем, что организация, представившая указанную информацию, является металлургическим предприятием, при этом разработчиком проекта акта в пункте 7.2 раздела 7 сводного отчета представлены данные, согласно которым количество коммерческих юридических лиц, являющихся субъектами предлагаемого регулирования, составляет 15 организаций, относящихся к предприятиям в таких отраслях хозяйствования, как пищевая промышленность, строительство, фармацевтика и транспорт.
То есть коммерческих организаций, на которых будет распространяться проектируемое регулирование, может быть значительно больше 15 предприятий, а также они могут осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность в других отраслях экономики в Российской Федерации.
С учетом изложенного достоверность сведений, представленных разработчиком в разделе 7 сводного отчета, вызывает сомнения, а обязанность, закрепленная абзацем четвертым пункта 8 Положения, подлежит исключению из редакции проекта акта.
Аналогичное замечание также применимо к содержанию абзацев второго и третьего пункта 8 Положения.
1.5. Пунктом 18 Положения закрепляется норма, в соответствии с которой основанием для продления срока хранения СИЗ на срок, не превышающий двух сроков хранения (годности), установленных документацией на изделие, или списания СИЗ из запасов (резервов) является акт периодического лабораторного испытания. В актах должны указываться: формулярные данные испытанных партий СИЗ, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испытаний по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии и заключение аккредитованной испытательной лаборатории.
Невозможно определить, почему срок хранения СИЗ не должен превышать двух сроков хранения (годности) СИЗ.
Учитывая отсутствие обоснования данного ограничения в сводном отчете, предлагаемое разработчиком регулирование может привести к наличию избыточной административной (регуляторной) нагрузки в отношении участников проектируемых правоотношений.
Аналогичное замечание касается нормы, определенной абзацем вторым пункта 10 Положения. В частности, не представляется очевидным, в связи с чем количество противогазов фильтрующих, самоспасателей фильтрующих, СИЗ органов дыхания для детей должно увеличиваться на 5 % от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных.
Также аналогичное замечание касается правила, установленного абзацем вторым пункта 3 Положения, в части СИЗ органов дыхания для детей до 1,5 лет (не представляется возможным определить, почему СИЗ органов дыхания предназначаются только для детей до 1,5 лет).
Принимая во внимание замечания, представленные в подпунктах 1.1-1.4 пункта 1 настоящего заключения, проект акта необходимо существенно дорабатывать, в том числе исключая избыточные требования в отношении субъектов предлагаемого регулирования.
2. Несоблюдение принципа правовой определенности и системности требований, предусмотренных Положением.
2.1. Абзацем вторым пункта 3 Положения предлагается правило, в соответствии с которым противогазы фильтрующие при необходимости могут комплектоваться дополнительными патронами.
Невозможно определить, кем будет определяться указанная необходимость (МЧС России либо руководителями иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, исправительных учреждений и коммерческих организаций).
Кроме того, не представляется очевидным, какие именно медицинские изделия в абзаце втором пункта 3 Положения подразумеваются разработчиком, учитывая, что их количество может быть довольно значительным.
Также не представляется возможным определить, отождествляются ли понятия
"средства специальной обработки" и "индивидуальный противохимический пакет" либо индивидуальный противохимический пакет по смыслу предписания, проектируемого абзацем вторым пункта 3 Положения, является одним из видов средств специальной обработки.
2.2. Пунктом 7 Положения закрепляется норма, согласно которой обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее, и (или) обучающееся на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического или биологического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно, химически и биологически опасных объектов, а также на территориях, определенных соответствующими планами гражданской обороны и защиты населения.
Определение содержания понятия "территории, определенные соответствующими планами гражданской обороны и защиты населения" отсутствует в законодательстве Российской Федерации, в связи с чем указанное обстоятельство может привести к неоднозначному толкованию данного понятия со стороны надзорного органа и соответствующих должностных лиц (инспекторов) и, как следствие, к неоднородной правоприменительной практике и к предъявлению избыточных требований к субъектам проектируемого регулирования в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
На указанную проблему также обращал внимание участник публичных консультаций по проекту акта8.
2.3. Пунктом 13 Положения предусматривается требование, на основании которого информация о номенклатуре, количестве и распределении запасов (резервов) СИЗ федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и их использовании направляется в МЧС России в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Невозможно определить, в течение какого срока должна быть направлена данная информация в МЧС России.
Кроме того, обязанность субъектов регулирования по направлению вышеуказанной информации в МЧС России отсутствует в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) и в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", равно как и полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка направления соответствующей информации субъектами регулирования. Полномочие МЧС России по запросу данной информации отсутствует в Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 (далее - Положение о МЧС России).
Также с учетом изложенного полагаем необходимым отметить, что использование словосочетания "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" в проекте ведомственного акта является некорректным, поскольку указанное словосочетание сформулировано таким образом, словно МЧС России осуществляет руководство деятельностью Правительства Российской Федерации, а не наоборот.
Следовательно, данная обязанность носит избыточный характер, принимая во внимание вышеизложенную аргументацию, вследствие чего подлежит исключению из редакции проекта акта.
2.4. Пунктом 15 Положения проектируется правило, в соответствии с которым места хранения и выдачи запасов (резервов) СИЗ должны быть максимально приближены к местам работы и (или) проживания населения с целью гарантированного обеспечения его защиты в установленные сроки.
Не представляется очевидным значение словосочетаний "максимально приближены" и "установленные сроки".
Разработчику проекта акта необходимо конкретизировать данные формулировки.
2.5. Пунктом 16 Положения устанавливается норма, согласно которой при отсутствии собственных мест хранения запасов (резервов) СИЗ у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций допускается хранение СИЗ на складах других организаций, при этом удаленность складов от пунктов выдачи должна обеспечивать своевременную выдачу СИЗ.
Невозможно определить, какое конкретно расстояние от складов до пунктов выдачи является оптимальным для своевременной выдачи СИЗ.
С учетом вышеизложенных замечаний разработчику проекта акта необходимо доработать проект акта в целях обеспечения правовой определенности проектируемого регулирования.
3. Замечание в отношении понятия "биологически опасный объект".
В пунктах 7 и 10 Положения используется понятие "биологически опасный объект".
Определение содержания соответствующего понятия отсутствует в законодательстве Российской Федерации, например, в Федеральном законе N 68-ФЗ и Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации", а также в иных нормативных правовых актах.
В Положении о МЧС России не указаны полномочия МЧС России в сфере регулирования "биологически опасных объектов".
Соответственно, можно сделать вывод, что у МЧС России отсутствует полномочие по установлению требований к биологически опасным объектам либо требований, в той или иной степени связанных с областью биологически опасных объектов.
Таким образом, разработчику проекта акта следует исключить данное понятие из редакции проекта акта, поскольку даже само наличие указанного термина в проекте акта потенциально может привести к неоднородной правоприменительной практике, а также к избыточной административной (регуляторной) нагрузке в отношении участников проектируемого регулирования, что не может быть поддержано Минэкономразвития России.
4. Снижение регуляторной и административной нагрузки в отношении хозяйствующих субъектов.
Считаем, что при дальнейшей работе над проектом акта должен учитываться пункт 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки регионов 16 марта 2022 г. (от 10 апреля 2022 г. N Пр-622), согласно которому Правительству Российской Федерации совместно с правоохранительными органами и МЧС России необходимо обеспечить дальнейшее снижение регуляторной и административной нагрузки на бизнес, что предполагает создание в проекте акта таких регуляторных механизмов, которые отвечают цели обозначенного поручения.
5. Юридико-техническое замечание в отношении пункта 2 Положения.
Пунктом 2 Положения определяется правило, на основании которого проект акта вступает в силу 1 марта 2023 г. и действует до 1 марта 2029 года.
Данную норму необходимо предусматривать не в Положении, а в постановляющей части проекта акта, поскольку указанное необходимо в целях соблюдения правил юридической техники.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком недостаточно обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в проекте акта выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Приложение N 1
к заключению об оценке регулирующего
воздействия проекта приказа МЧС России
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проекту приказа МЧС России "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (далее соответственно - проект акта, Положение)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие организации.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 36 отзывов от:
1. ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания" (пункт 1 сводной таблицы).
2. АО "Зарубежнефть" (пункт 2 сводной таблицы).
3. ПАО "Газпром" (пункт 3 сводной таблицы).
4. ПАО "Татнефть" (пункт 4 сводной таблицы).
5. ООО "Афипский НПЗ" (пункт 5 сводной таблицы).
6. ООО "Ильский НПЗ" (пункт 6 сводной таблицы).
7. АО "Сибирская угольная энергетическая компания" (пункт 7 сводной таблицы).
8. ПАО "Фортум" (пункт 8 сводной таблицы).
9. ПАО "Мечел" (пункт 9 сводной таблицы).
10. ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14" (пункт 10 сводной таблицы).
11. Филиала АО "Компания "Сухой" "НАЗ им. В.П. Чкалова" (пункт 11 сводной таблицы).
12. Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области (пункт 12 сводной таблицы).
13. Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округ - Югры (пункт 13 сводной таблицы).
14. Комитета региональной безопасности Курской области (пункт 14 сводной таблицы).
15. Управления Администрации Губернатора Новгородской области по развитию государственных услуг (пункт 15 сводной таблицы).
16. Государственной корпорации "Росатом".
17. Государственной корпорации "Роскосмос".
18. ПАО "Россети".
19. АО "Петербургская сбытовая компания".
20. АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей".
21. ПАО НК "РуссНефть".
22. АО "Сибер".
23. АО "Калининградский морской торговый порт".
24. ПАО "Т Плюс".
25. ООО "Марийский нефтеперерабатывающий завод".
26. АО "ТАИФ-НК".
27. АО "Авиационная холдинговая Компания "Сухой".
28. МУП "Новосибирский метрополитен".
29. ГУП "Петербургский метрополитен".
30. ПАО "Южный Кузбасс".
31. Министерства экономического развития Хабаровского края.
32. Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.
33. Департамента региональной безопасности Костромской области.
34. Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия).
35. Департамента экономического развития Брянской области.
36. Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
N п/п |
Положение проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1 |
По проекту акта |
Пункты 15 и 21 Положения можно толковать неоднозначно, так как хранение и выдача средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется работником организации, где работает гражданин. С другой стороны, СИЗ, выданные на ответственное хранение гражданину не будут доступны в период всего рабочего дня. Все нормы выполнимы при условии наличия бюджета для мероприятий. В текущих экономических условиях затраты являются значительными. Переходный период должен составлять не менее 12 месяцев, поскольку необходимо сформировать бюджет на приобретение СИЗ для работников организаций. (ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания") |
2 |
По проекту акта |
Проблема актуальна, однако предлагаемое регулирование позволит лишь частично решить проблему в связи с тем, что требуется доработка документа в части конкретизации некоторых пунктов Положения. Например, требуется доработка в части: конкретизации СИЗ, особенно СИЗ органов дыхания (противогазы фильтрующие) и медицинских изделий. Необходимо указать конкретные наименования или любые другие критерии и характеристики (количество и наименование препаратов, защитные характеристики противогаза и так далее). Самоспасатели фильтрующие следует перевести в категорию дополнительных СИЗ, применяемых по желанию или рекомендации, или в соответствии с проведенной оценкой рисков. Необходимо конкретизировать фильтрующие самоспасатели по защитным характеристикам. Необходимо разработать методики по проведению испытаний для продления сроков хранения СИЗ. Необходимо внести в Положение раздел об ответственности (вплоть до уголовной) за ненадлежащее исполнение соответствующих обязанностей руководителями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Также требуется переходный период для накопления запасов СИЗ. (АО "Зарубежнефть") |
3 |
По проекту акта |
Необходимо из Положения исключить формулировку "территории, определенные соответствующими планами гражданской обороны и защиты населения", а также выделить дополнительное время для определения количества населения, попадающего в зоны заражения и дополнительные денежные средства на приобретение СИЗ. (ПАО "Газпром") |
4 |
По проекту акта |
Предлагаемое проектируемое регулирование не является в достаточной степени оптимальным. Необходима доработка Положения в части требований к утилизации СИЗ, что является важным и финансово затратным мероприятием. Глава 4 "Организация хранения СИЗ" предлагается изложить в следующей редакции: "Организация хранения и списание СИЗ". (ПАО "Татнефть") |
5 |
По проекту акта |
При необходимости освежения запасов СИЗ, потребуются определенные финансовые затраты на выполнение данные мероприятий. Необходим переходный период, а именно 24 месяца, так как это связано с необходимостью проведения инвентаризации, проверки пригодности СИЗ, планирования затрат и выделения финансовых средств для восполнения СИЗ. (ООО "Афипский НПЗ") |
6 |
По проекту акта |
Необходим срок вступления в силу проекта акта 1 марта 2023 г. В Положении также необходимо предусмотреть порядок замены населению СИЗ в случае выхода их из строя и порядок сдачи населением на утилизацию СИЗ (сменных коробок у противогазов, респираторов и так далее.) после окончания сроков годности. (ООО "Ильский НПЗ") |
7 |
По проекту акта |
Словосочетание "территории, определенные соответствующими планами гражданской обороны и защиты населения" носит расплывчатый характер, вследствие чего необходимо его исключение из Положения. (АО "Сибирская угольная энергетическая компания") |
8 |
По проекту акта |
Предлагаем отклонить проект акта. В пункте 7 Положения кроме зон возможного радиоактивного, химического или биологического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно (далее - РОО), ядерно, химически (далее - ХОО) и биологически опасных объектов (далее - БОО) предлагается обязывать обеспечивать СИЗ население, проживающее и (или) работающее на территориях, определяемых соответствующими планами гражданской обороны и защиты населения. Соответствующие планы гражданской обороны и защиты населения разрабатываются с учетом возможной обстановки на соответствующей территории, в которой указываются зоны возможного радиоактивного, химического или биологического загрязнения (заражения), то планами гражданской обороны и защиты населения не могут быть определены иные территории, на которых население подлежит обеспечению СИЗ. Есть опасность - есть обязанность обеспечить СИЗ, нет опасности - СИЗ не нужны. Исходя из предложенной в пункте 8 Положения схемы обеспечения населения, работающего за пределами территорий, указанных в пункте 7 Положения, но проживающего на данных территориях, СИЗ не обеспечиваются, что несет угрозу данной категории населения при нахождении в месте проживания. Учитывая особенности данной категории населения |
|
|
(смена места работы, потеря работы, дошкольники, школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды), необходимо обязанность обеспечения СИЗ всего населения, проживающего в опасных зонах, возложить на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Ограничение продления сроков годности по результатам лабораторных испытаний на годность (исправность) аккредитованной испытательной лабораторией двумя сроками хранения (годности), установленной на изделие - является избыточным. Если СИЗ по результатам лабораторных испытаний признается годным и исправным, то нет оснований списывать данное изделие. Не определены: порядок организации обеспечения населения, проживающего и (или) работающего на территории Российской Федерации, СИЗ; порядок осуществления контроля за созданием, хранением и использованием запасов (резервов) СИЗ; сроки действия Положения. Не приведена расшифровка вводимых Положением определений и терминов. Для кого осуществляется заблаговременно в мирное время накопление запасов (резервов) СИЗ - для населения или для организаций? Не определен порядок обеспечения СИЗ населения при его перемещениях. Не определены мероприятия и ответственные по проверке условий хранения СИЗ в домашних условиях. Дети, пенсионеры и инвалиды не могут воспользоваться СИЗ (надеть противогаз). Тогда для чего данным группам населения СИЗ дома? В проекте акта данный вопрос не раскрыт. Что необходимо сделать: купировать риски попадания населения, проживающего на территориях в пределах границ зон поражения - предприятия, эксплуатирующие ХОО, РОО и БОО, переносятся от мест проживания населения на безопасное расстояние - за пределы зон возможного радиационного, химического и бактериологического загрязнения (заражения). Включить в статью 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перечень зон с особыми условиями использования территорий: зону возможного радиоактивного загрязнения (заражения) вокруг РОО, зону возможного химического загрязнения (заражения) вокруг ХОО, Зону возможного биологического загрязнения (заражения) вокруг БОО. В соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ Правительство Российской Федерации должно утвердить: "Положение о зоне возможного радиоактивного загрязнения (заражения) вокруг РОО"; "Положение о зоне возможного химического загрязнения (заражения) вокруг ХОО"; "Положение о зоне возможного биологического загрязнения (заражения) вокруг БОО", а также установить порядок определения размера и границ каждой из зон. В утвержденных положениях в перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах данных зон с особыми условиями использования территории, включить требование на запрет нахождения в данных зонах жилых зданий. Работники офисных и производственных зданий, находящихся в зонах возможного радиационного, химического и бактериологического загрязнения (заражения), обеспечиваются СИЗ работодателем. |
|
|
(ПАО "Фортум") |
9 |
По проекту акта |
Проблема не актуальна, имеющихся правовых средств достаточно для реагирования на угрозы биологической и иной безопасности. Проект акта в основном воспроизводит действующие нормы и принципиально не изменит правовое регулирование. Необходимо оставить существующее правовое регулирование, в полной мере отвечающее требованиям биологической и иной безопасности. (ПАО "Мечел") |
10 |
По проекту акта |
Считаем возможным принятие решения о самостоятельном приобретении населением СИЗ, например, в рамках специальной федеральной программы, благодаря которой будут обеспечены приемлемые цены на СИЗ. (ПАО "Территориальная генерирующая компания N 14") |
11 |
По проекту акта |
Проблема актуальна, однако проектируемое регулирование поможет частично решить проблему или следует дополнить Положение рядом пунктов. Проблема - отсутствие конкретного перечня СИЗ (номенклатуры) для чрезвычайной ситуации каждого вида, в частности - биологической опасности. Есть ли в природе такие СИЗ, доступность их приобретения? В приложении к данному Положению должны быть инструкции по применению СИЗ различного назначения. Риск несоблюдения объемов СИЗ - 100%. Из каких средств? В какие сроки? Государственные организации закупают за счет бюджета, а коммерческие - за счет прибыли? Необходимо предусмотреть льготы, преференции, централизованные закупки, получение из Росрезерва. Менее затратный способ решения проблемы: централизованные закупки, государственный заказ - для всего населения, то есть обеспечение безопасности населения - за счет собранных налогов и сборов (бюджетные закупки). В пункте 8 Положения речь идет об обучающихся на территории, не предусмотрено обеспечение СИЗ учащихся, командированных на предприятие - из каких запасов (резервов) должны обеспечить СИЗ эту категорию лиц, и должны ли в принципе? Из смысла Положения - нет. Тогда кто за них отвечает? Чем отличаются слова "запасы" и "резервы" друг от друга? Сложность - выделение финансовых средств для обеспечения запасов (резервов) для 100% работников. Должна быть введена поэтапность приобретения СИЗ организациями и возможность получения недостающего количества СИЗ на складах муниципального образования, или складов субъекта Российской Федерации, или складов федерального резерва (Росрезерва) - на возмездной основе. Переходный период должен быть установлен, исходя из возможностей органов федеральной власти обеспечить требуемыми, исходя из новых опасностей, видами и количествами СИЗ, готовности их к централизованным закупкам. Кроме того, требуется: разработать номенклатуру СИЗ для каждого вида чрезвычайной ситуации, оценить их доступность (цена, качество, объемы). Соответственно, рекомендовать производителям этих СИЗ, разработать централизовано требования к закупкам. Указать сроки развертывания пунктов |
|
|
выдачи СИЗ для каждого вида чрезвычайной ситуации. Указать предельные сроки выдачи СИЗ для каждого вида чрезвычайной ситуации. Разработать правила выдачи СИЗ, их подбора, подгонки, окуривания и так далее. (или сделать ссылку на существующие нормы). Разработать порядок и правила выдачи СИЗ на ответственное хранение. Разработать порядок (поэтапность) и сроки приобретения объема СИЗ и достижения 100% охвата. Проработать вопрос получения СИЗ на централизованных складах с последующим возмещением бюджету, а также льготы, преференции, субсидии и так далее. Предусмотреть порядок возмещения затрат на цели и задачи чрезвычайных ситуаций из государственного бюджета, включение этих затрат в государственный контракт, освобождение этих средств от налога на добавленную стоимость и так далее. Предусмотреть ответственность должностных лиц за необеспечение населения СИЗ установленного качества, номенклатуры, сроков и объемов. Ввести стимулирующие меры для руководителей организаций. (филиал АО "Компания "Сухой" "НАЗ им. В.П. Чкалова") |
12 |
По проекту акта |
Более эффективным способом решения проблемы будут являться планирование и проведение эвакуационных мероприятий при угрозе военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций для территорий, отнесенных к категориям по гражданской обороне. Формулировка "территории, определенные соответствующими планами гражданской обороны" не совсем понятна. Если по плану гражданской обороны предусмотрено применение вероятным противником оружия массового поражения и установлены зоны возможного заражения (не вокруг РОО, ядерно опасного объекта, ХОО и БОО), то требуется дополнительно закупать СИЗ. Кроме того, планом гражданской обороны предусмотрено проведение эвакуационных мероприятий из зон заражения, то и очевидность проведения мероприятий по обеспечению СИЗ указанных категорий вызывает сомнение. (Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области) |
13 |
По проекту акта |
Проблема, описанная разработчиком в сводном отчете, актуальна, но предлагаемое регулирование позволит решить проблему частично. Для защиты населения, попадающего в зону возможного биологического, радиационного заражения (загрязнения), кроме СИЗ органов дыхания и медицинских изделий наличия средств специальной обработки, на наш взгляд, будет недостаточно. Необходима защитная одежда, так как защита кожи в данном случае играет немаловажную роль. Кроме того, при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов площадь возможных зон заражения (загрязнения) может быть значительно больше. Для бизнеса в случае принятия данного проекта акта возникнут следующие риски и негативные последствия: дополнительные финансовые затраты, которые потребуются для обеспечения работников СИЗ (на приобретение СИЗ, их хранение, проведение лабораторных испытаний, освежение и утилизация (при необходимости по результатам лабораторных испытаний, окончания срока годности, использования по предназначению); |
|
|
обеспечение не в полном объеме или не обеспечение работников СИЗ. Для округа в целом в случае обязательного включения в номенклатуру СИЗ органов дыхания самоспасателей фильтрующих снизится уровень защищенности населения в пределах границ зон возможного загрязнения (заражения) (по сравнению с текущими показателями на основании действующего приказа МЧС России). В любом случае дополнительные финансовые затраты будут и у субъектов Российской Федерации, и у органов местного самоуправления, и у организаций всех форм собственности. Считаем, что переходный период потребуется. В проекте акта указано, что он вступает в силу с 1 марта 2023 г. К этому времени бюджеты всех уровней на 2023 год и плановый период 2024- 2025 гг. будут уже сформированы и приняты, в связи с чем практическая реализация вновь принятого Положения об обеспечении населения СИЗ в 2023 финансовом году будет затруднена по финансовым основаниям. Так как трактовка второго абзаца пункта 3 Положения, на наш взгляд, обязывает наличие в составе средств защиты органов дыхания самоспасателей фильтрующих и респираторов, предлагаем следующую редакцию данного абзаца: "СИЗ включают в себя: СИЗ органов дыхания: противогазы фильтрующие (при необходимости могут комплектоваться дополнительными патронами) и (или) самоспасатели фильтрующие и (или) респираторы; СИЗ органов дыхания для детей до 1,5 лет; медицинские изделия, комплектуемые лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для оказания первичной медико-санитарной помощи медицинскими работниками по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий), при радиационном поражении и поражении бактериальными средствами); средства специальной обработки (индивидуальный противохимический пакет)." (Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округ - Югры) |
14 |
По проекту акта |
Указанным Положением предусматривается обязанность по обеспечению СИЗ населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг БОО. Учитывая изложенное, Курская область как субъект Российской Федерации предлагает конкретизировать абзац третий пункта 9 Положения в части касающейся разграничения накопления запасов СИЗ, а также о конкретизации видов СИЗ: отдельно для зон возможного радиоактивного загрязнения и для зон возможного биологического заражения. (Комитет региональной безопасности Курской области) |
15 |
По проекту акта |
Предложенные изменения Положения существенно повлияют на расходные обязательства Новгородской области, так как в качестве СИЗ предлагается использовать самоспасатели фильтрующие, наряду с противогазами фильтрующими, камерами защитными детскими |
|
|
и респираторами. За счет того, что самоспасатель является неразборным изделием, имеют относительно малые сроки хранения, закупки для оснащения запасов такими СИЗ придется проводить чаще, чем если бы запасы были оснащены противогазами. При этом стоимость единицы фильтрующего самоспасателя и фильтрующего противогаза сопоставимы. Принимая во внимание, что целью вносимых изменений является защита населения Российской Федерации от угроз радиационного, химического и биологического характера, обращаем внимание на то, что сложившаяся экономическая ситуация, неизбежно влекущая повышение средств СИЗ, может привести к невозможности субъектов регулирования исполнить свои текущие обязательства. С целью недопущения ухудшения положения субъектов регулирования, рекомендуем предусмотреть механизм софинансирования, который позволил бы облегчить бремя затрат, связанных с соблюдением Положения. (Управление Администрации Губернатора Новгородской области по развитию государственных услуг) |
Приложение N 2
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект акта
Справка об оценках издержек субъектов регулирования по итогам публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проекту приказа МЧС России "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
(далее - Положение)
Таблица N 1 Расчет суммы издержек только для одного юридического лица на исполнение требования, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 Положения
Количество субъектов исполнения проектируемого требования |
Частота (периодичность) выполнения проектируемого требования |
Определение затрат рабочего времени на исполнение проектируемого требования |
Определение затрат на выполнение проектируемого требования |
Расчет суммы издержек |
8012 работников 1 |
В соответствии с гарантийным периодом хранения СИЗ, установленным заводом- изготовителем |
28 рабочих дней |
1. Противогаз фильтрующий Дот 320/противогаз ГП-7Б: 3580 руб. - 4429 руб. |
от 29,7 млн руб. 2 до 36,5 млн руб. 3 |
|
|
|
2. Индивидуальный противохимический пакет: 130 руб. |
|
1 Количество работников в ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания".
2 8012 * (3580 руб. + 130 руб.) = 29,7 млн руб.
3 8012 * (4429 руб. + 130 руб.) = 36,5 млн руб.
Таблица N 2
Расчет суммы издержек для 15 юридических лиц на исполнение требования, предусмотренного абзацем вторым пункта 3 Положения
Количество коммерческих юридических лиц, являющихся субъектами предлагаемого регулирования |
Возможное количество работников в каждой из 15 организаций |
Определение затрат на выполнение проектируемого требования |
Совокупная сумма издержек организаций |
15 организаций |
8012 работников |
1. Один из вариантов |
|
|
|
стоимости противогаза |
547,9 млн руб. 6 |
|
|
фильтрующего - |
+ |
|
|
4429 руб. 2 |
490,3 млн. руб. 7 |
|
|
|
= |
|
|
2. Стоимость |
до 1,04 млрд руб. |
|
|
индивидуального |
|
|
|
противохимического |
|
|
|
пакета - |
|
|
|
130 руб. 2 |
|
|
|
3. Один из вариантов |
|
|
|
стоимости |
|
|
|
самоспасателя |
|
|
|
фильтрующего - |
|
|
|
3000 руб. 4 |
|
|
|
4. Один из вариантов |
|
|
|
стоимости |
|
|
|
дополнительного |
|
|
|
патрона к противогазу |
|
|
|
фильтрующему - |
|
|
|
1080 руб. 5 |
|
4 https://city01.ru/camospasatel-shans-e-universalnyy-filtruyuschiy-malogabaritnyy-usilennaya-model-s-salfetkoy-quot-eplan- quot-protivoozhogovaya.html.
5https://sizgo.ru/catalog/sredstva_zashchity_organov_dykhaniya/protivogazy/filtry_dlya_protivogazov_oao_arti/dpg_3_dopoln
itelnyy_patron_metall/.
6 36,5 млн руб. * 15 организаций = 547,9 млн руб.
7 (3000 руб. + 1080 руб.) * 8012 человек в организации * 15 организаций = 490,3 млн руб.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 11.3 раздела 11 сводного отчета.
2 ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная Вагонная Компания".
3 Пункт 7.2 раздела 7 сводного отчета.
4 Согласно информации, представленной разработчиком в пункте 7.2 раздела 7 сводного отчета, к коммерческим юридическим лицам, попадающим в зону биологического заражения, относятся 10 организаций в сфере пищевой промышленности, 2 предприятия в области фармацевтики, 2 организации в сфере строительства и одно юридическое лицо в области транспорта.
5 Иной информации разработчиком проекта акта в сводном отчете не представлено.
6 До 1,04 млрд руб. - 390,7 млн руб. = 647,4 млн руб.
7 ПАО "Мечел".
8 ПАО "Газпром".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.