Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, Земельный кодекс), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росреестром (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета об оценке регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) основаниями для разработки проекта акта являются указание Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-45 (далее - Указание), федеральный проект "Национальная система пространственных данных", утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. (протокол от 27 декабря 2021 г. N 2).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является разработка единой нормативной правовой базы, устанавливающей единый подход к определению размера арендной платы для всех уровней государственной и муниципальной власти на основе общих принципов и прозрачных механизмов.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в периоды с 18 марта по 7 апреля и с 20 по 29 июня 2022 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/03-22/00125857).
Согласно действующей редакции пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка может также применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, в целях определения порядка расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также государственная собственность на которые не разграничена, применение кадастровой стоимости в настоящее время не обязательно.
По общему правилу, установленному положениями пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа власти и определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В настоящее время арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, определяется:
на основании кадастровой стоимости земельных участков;
в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Таким образом, действующим законодательством не установлено единого подхода (метода) к определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Указанное также подтверждается послужившим основанием для Указания письмом Счетной палаты Российской Федерации от 15 января 2019 N 01-119/14-02, согласно которому Правительством Российской Федерации до настоящего времени не сформирована в полном объеме нормативная правовая база, необходимая для обеспечения единой методики определения арендной платы за землю на всей территории Российской Федерации*(1). Помимо федеральных законов различные методы и способы определения арендной платы установлены одновременно 4 постановлениями Правительства Российской Федерации, 21 приказом Минтранса России и Минэкономразвития России, изданными в период с 2006 по 2018 год при отсутствии единого подхода к регулированию указанного вопроса.
В данной связи проектом акта предлагается внести изменения в пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса, в соответствии с которым арендная плата за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случая заключения договора аренды земельного участка на аукционе.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в проекте акта не выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) В рамках поручения Президента Российской Федерации от 29 января 2016 г. N Пр-147.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.