Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О проведении эксперимента по организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица"
(подготовлен Минцифры России 29.07.2022 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Провести с 1 октября 2022 г. по 1 сентября 2023 г. эксперимент по организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее - эксперимент).
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента по организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица.
3. Реализация эксперимента федеральными органами исполнительной власти осуществляется в пределах установленной предельной штатной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" ________ 2022 г. N _____
Положение
о проведении эксперимента по организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения эксперимента по организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее соответственно - Эксперимент, ГИС ЕБС), при воздушных перевозках в пределах территории Российской Федерации.
2. Эксперимент проводится в срок с 1 октября 2022 г. по 1 сентября 2023 г. на объекте транспортной инфраструктуры Международный аэропорт "Шереметьево" имени А.С. Пушкина (далее - Аэропорт) в два этапа.
Первый этап проводится в срок с 1 октября по 1 декабря 2022 г.
Срок окончания первого этапа может быть продлен на основании выявленных недостатков при проведении макетирования требований к обеспечению и организации транспортной безопасности, предусмотренного пунктом 5.3 настоящего Положения, и апробации информационного взаимодействия информационных систем, предусмотренных схемой информационного взаимодействия, разработанной в соответствии с подпунктом "а" пункта 5.2 настоящего Положения, обеспечивающих возможность аутентификации пассажиров с использованием биометрических персональных данных при организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации (далее - Информационные системы), ГИС ЕБС и технических средств обработки биометрических персональных данных (далее - Технические средства обработки БПд), но не более чем на 60 календарных дней.
Второй этап проводится со дня, следующего за днем представления в Правительство Российской Федерации доклада о результатах проведения первого этапа Эксперимента, предусмотренного подпунктом "в" пункта 5.1 настоящего Положения, по 1 сентября 2023 г.
3. Цели Эксперимента.
3.1 . Целями первого этапа Эксперимента являются:
а) апробация информационного взаимодействия Информационных систем, ГИС ЕБС и Технических средств обработки БПд;
б) апробация требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее - Технические требования транспортной безопасности), требований к Техническим средствам обработки БПд, степени взаимного соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в ГИС ЕБС, достаточную для проведения аутентификации пассажиров при организации их допуска в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации (далее - Степень соответствия БПд), сформированных на основании проведенного в соответствии с пунктом 5.3 настоящего Положения макетирования требований к обеспечению и организации транспортной безопасности;
в) выявление необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации, Технические требования транспортной безопасности и требования к Техническим средствам обработки БПд, принятия правового акта, определяющего Степень соответствия БПд.
3.2. Целями второго этапа Эксперимента являются:
а) апробация допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации посредством аутентификации пассажиров с использованием ГИС ЕБС при воздушных перевозках в пределах территории Российской Федерации;
б) подготовка рекомендаций по развитию и масштабированию сервиса аутентификации пассажиров с использованием биометрических персональных данных при организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропортов при входе в пункт предполетного досмотра и воздушных судов гражданской авиации.
4. Участниками Эксперимента являются:
а) Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
б) федеральное государственное унитарное предприятие "ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации", акционерное общество "Международный Аэропорт Шереметьево", оператор ГИС ЕБС, публичное акционерное общество "Ростелеком", оператор автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, организации, обеспечивающие предоставление и обслуживание технических решений в сфере гражданской авиации, в том числе в области транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии", осуществляющая деятельность в сфере коммерческих воздушных перевозок - на добровольной основе;
в) граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, прошедшие процедуру оформления проездных документов и согласившиеся на участие в Эксперименте путем предоставления согласия на обработку биометрических персональных данных в соответствии с частью 23 статьи 141 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
5. В целях реализации Эксперимента:
5.1. Министерство транспорта Российской Федерации:
а) формирует межведомственную рабочую группу для координации мероприятий, необходимых для реализации Эксперимента, в состав которой входят представители участников Эксперимента, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 4 настоящего Положения, и обеспечивает методическую поддержку проведения Эксперимента;
б) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разрабатывает и в срок до 1 октября 2022 г. утверждает программу проведения Эксперимента (далее - Программа);
в) в период проведения первого этапа Эксперимента во взаимодействии с участниками Эксперимента, указанными в подпунктах "а", "б" пункта 4 настоящего Положения, по результатам проведения макетирования требований к обеспечению и организации транспортной безопасности, предусмотренного пунктом 5.3 настоящего Положения, обеспечивает проведение апробации согласованных с Федеральной службой безопасности Российской Федерации Технических требований транспортной безопасности, требований к Техническим средствам обработки БПд, Степени соответствия БПд и информационного взаимодействия Информационных систем, ГИС ЕБС и Технических средств обработки БПд в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3.1 настоящего Положения, и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о результатах проведения первого этапа Эксперимента не позднее чем через 10 календарных дней со дня окончания первого этапа Эксперимента;
г) в срок до 1 октября 2022 г. совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации" обеспечивает создание и функционирование информационной системы, предназначенной для получения идентификатора пассажира Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) в целях обеспечения взаимодействия Информационных систем и ГИС ЕБС в соответствии со схемой информационного взаимодействия, разработанной в соответствии с подпунктом "а" пункта 5.2 настоящего Положения;
д) в срок до 1 октября 2022 г. совместно с Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации", ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разрабатывает и согласовывает с Федеральной службой безопасности Российской Федерации системный проект создания защищенной инфраструктуры взаимодействия автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, информационной системы, указанной в подпункте "г" настоящего пункта, единой системы идентификации и аутентификации, ГИС ЕБС и информационных систем транспортной безопасности Аэропорта в соответствии со схемой информационного взаимодействия, разработанной в соответствии с подпунктом "а" пункта 5.2 настоящего Положения;
е) предоставляет по запросу аэропортов, не являющихся участниками Эксперимента, материалы и информацию по итогам апробации, предусмотренной подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 настоящего Положения, в целях обеспечения возможности подготовки такими аэропортами инфраструктуры, необходимой для осуществления допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации посредством аутентификации пассажиров с использованием ГИС ЕБС при воздушных перевозках в пределах территории Российской Федерации, и выработки рекомендаций по развитию, масштабированию применения аутентификации пассажиров с использованием биометрических персональных данных в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.2 настоящего Положения;
ж) не позднее чем через 15 календарных дней после завершения второго этапа Эксперимента во взаимодействии с участниками Эксперимента, указанными в подпунктах "а", "б" пункта 4 настоящего Положения, обеспечивает подведение итогов, подготовку отчета о проведении второго этапа, содержащий статистику и рекомендации по развитию, масштабированию применения аутентификации пассажиров с использованием биометрических персональных данных при организации допуска пассажиров в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушных судов гражданской авиации и представляет в Правительство Российской Федерации доклад о результатах проведения Эксперимента.
5.2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) в срок до 1 октября 2022 г. совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и участниками Эксперимента, указанными в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения, разрабатывает и согласовывает с Федеральной службой безопасности Российской Федерации схему и параметры информационного взаимодействия Информационных систем и ГИС ЕБС (далее соответственно - схема информационного взаимодействия, параметры информационного взаимодействия);
б) в срок до 1 октября 2022 г. совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, оператором ГИС ЕБС и акционерным обществом "Международный Аэропорт Шереметьево" разрабатывает и согласовывает с Федеральной службой безопасности Российской Федерации системный проект создания защищенной инфраструктуры взаимодействия ГИС ЕБС и информационных систем транспортной безопасности Аэропорта, предусмотренных схемой информационного взаимодействия.
5.3. Рекомендовать оператору ГИС ЕБС совместно с акционерным обществом "Международный Аэропорт Шереметьево" во взаимодействии с участниками Эксперимента, указанными в подпунктах "а", "б" пункта 4 настоящего Положения, в срок до 1 октября 2022 г., с целью формирования Технических требований транспортной безопасности, требований к Техническим средствам обработки БПд и Степени соответствия БПд, и их апробации в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.1 настоящего Положения, обеспечить проведение макетирования требований к обеспечению и организации транспортной безопасности, включая информационное взаимодействие Информационных систем, ГИС ЕБС и Технических средств обработки БПд, а также моделирование воздействия потенциальных угроз несанкционированного допуска в зону транспортной безопасности аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5.5 настоящего Положения, и по результату обеспечивает направление в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предложения для формирования Технических требований транспортной безопасности, требований к Техническим средствам обработки БПд, определяющие Степень соответствия БПд.
5.4. Рекомендовать участникам Эксперимента, указанным в подпункте "б" пункта 4 настоящего Положения:
а) в срок до 15 ноября 2022 г. обеспечить доработку и интеграцию Информационных систем в соответствии со схемой информационного взаимодействия и параметрами информационного взаимодействия;
б) в период действия Эксперимента обеспечивать поддержку функционирования Информационных систем, предусмотренных схемой информационного взаимодействия;
в) обеспечить разработку и согласование с Федеральной службой безопасности Российской Федерации моделей угроз и нарушителей безопасности информации Информационных систем, предусмотренных схемой информационного взаимодействия.
5.5. Рекомендовать акционерному обществу "Международный Аэропорт Шереметьево":
а) в срок до 1 октября 2022 г. совместно с оператором ГИС ЕБС разработать перечень потенциальных угроз несанкционированного допуска в зону транспортной безопасности Аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации с использованием ГИС ЕБС, рассматриваемых при проведении макетирования требований к обеспечению и организации транспортной безопасности, предусмотренного пунктом 5.3 настоящего Положения;
б) в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Положения предоставить площадку проведения Эксперимента для размещения участниками, предусмотренными подпунктами "а", "б" пункта 4 настоящего Положения, Технических средств обработки БПд и обеспечить доступ к инфраструктуре Аэропорта с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области транспортной безопасности в целях реализации Эксперимента;
в) в течение апробации информационного взаимодействия Информационных систем, ГИС ЕБС и Технических средств обработки БПд, предусмотренной подпунктом "а" пункта 3.1 настоящего Положения, и в течение второго этапа Эксперимента обеспечить ведение журнала об отказах, сбоях, аварийных ситуаций и иных событий эксплуатации Информационных систем, ГИС ЕБС и Технических средств обработки БПд.
5.6. Федеральная служба безопасности Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней со дня получения результатов, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 5.2 настоящего Положения, рассматривает представленные материалы и направляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации согласованные материалы.
5. При проведении второго этапа Эксперимента допуск пассажира в зону транспортной безопасности Аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации осуществляется после проведения его аутентификации с использованием ГИС ЕБС способом, установленным пунктом 1 части 186 статьи 141 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Действия по аутентификации пассажиров с использованием ГИС ЕБС и единой системы идентификации и аутентификации с соблюдением требований, предусмотренных статьей 141 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях их допуска в зону транспортной безопасности Аэропорта при входе в пункт предполетного досмотра и воздушного судна гражданской авиации приравниваются к действиям по проверке документов, удостоверяющих личность таких пассажиров, в соответствии с частью 27 статьи 141 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Уполномоченные работники подразделения транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства вправе устанавливать личность пассажира, прошедшего аутентификацию с использованием ГИС ЕБС и находящегося в зоне транспортной безопасности Аэропорта или воздушного судна гражданской авиации и (или) пересекающего ее, по документу, удостоверяющему личность такого пассажира, в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе Эксперимента работник службы организации пассажирских перевозок при контроле посадки в воздушное судно гражданской авиации проверяет по электронной базе данных информацию о прохождении пассажиром досмотра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.