Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке предоставления в мирное время в безвозмездное пользование, в аренду защитных сооружений гражданской обороны, относящихся к имуществу государственной казны Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 01.08.2022 г.)
Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке предоставления в мирное время в безвозмездное пользование, в аренду защитных сооружений гражданской обороны, относящихся к имуществу государственной казны Российской Федерации" (далее - проект постановления) обусловлена тем, что в настоящее время такой порядок не урегулирован законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Межведомственной рабочей группой по противодействию правонарушениям в сфере оборонно-промышленного комплекса и государственного оборонного заказа 13.10.2021 проведено заседание с участием полномочных представителей федеральных органов власти и организаций, в том числе по вопросу соблюдения законности в сфере гражданской обороны. Согласно пункту 1 раздела I "О состоянии законности в сфере гражданской обороны" протокола заседания, утвержденного первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Разинкиным 11.11.2021, Росимуществу рекомендовано во взаимодействии с заинтересованными ведомствами подготовить предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования правоотношений, связанных с передачей защитных сооружений гражданской обороны в пользование организациям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" одной из задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Согласно статье 7 указанного федерального закона федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "О гражданской обороне в Российской Федерации", определены мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Согласно пункту 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Одним из нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих вопросы использования защитных сооружений участниками гражданских правоотношений, является изданное 28 лет назад постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" (Постановление N 359), которое регулирует отдельные аспекты передачи защитных сооружений только акционерным обществам, созданным путем реорганизации в форме преобразования предприятий, на балансе которых находились указанные объекты.
Постановление N 359 не отвечает современным требованиям и в большинстве случаев не работает, так как касается только части защитных сооружений, которые находились у предприятий до их приватизации. Согласно Положению Постановления N 359 защитные сооружения возможно передавать в пользование только правопреемникам таких предприятий. При этом определить правопреемников предприятий зачастую не представляется возможным, так как имущество предприятий продавалось по частям, предприятия ликвидировались, акционировались, с предприятий снимались мобилизационные задания и их деятельность в военное время прекращалась.
Многие организации (условные правопреемники), владеющие имущественными комплексами, в состав которых входят защитные сооружения, отказываются принимать их в пользование в связи с отсутствием мобилизационного задания.
Таким образом, защитные сооружения, отнесенные к федеральной собственности в силу закона, в связи с отсутствием пользователей требуют дополнительного выделения средств из федерального бюджета на их содержание.
Использование защитных сооружений в современных условиях в большинстве своем не представляется возможным из-за их неудовлетворительного состояния. В связи с отсутствием средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации на восстановление защитных сооружений, необходимо привлекать физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отвечающих установленным требованиям, для содержания, модернизации и реновации защитных сооружений.
Физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица как пользователи защитных сооружений должны осуществлять мероприятия по поддержанию защитных сооружений в удовлетворительном состоянии для использования по назначению.
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров безвозмездного пользования и договоров аренды в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров неопределенному кругу лиц, за исключением лиц, определенных частью 1 статьи 17.1 указанного закона.
Критерии, в соответствии с которыми защитные сооружения предоставляются в безвозмездное пользование или в аренду, а также порядок определения размера арендной платы за пользование защитными сооружениями устанавливаются уполномоченным органом на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Обязательным условием договоров безвозмездного пользования и договоров аренды является обязанность пользователя по проведению капитального, среднего и текущего ремонтов защитных сооружений за счет средств пользователя в соответствии с законодательством Российской Федерации, по согласованию уполномоченным органом и органом в области гражданской обороны.
Издание проекта постановления позволит восстановить часть фонда защитных сооружений государственной казны Российской Федерации за счет средств потенциальных пользователей, сократить денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на содержание имущества государственной казны Российской Федерации, и поддерживать защитные сооружения в нормативном состоянии, а также перечислять в бюджет Российской Федерации денежные средства в случае передачи защитных сооружений в аренду.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с изданием проекта постановления признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных нормативных правовых актов не потребуется.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация проекта постановления не потребует дополнительных источников финансирования из федерального бюджета, а также не повлияет на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и МЧС России проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование, в аренду защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.