Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О Правилах взаимодействия таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и иных государственных органов, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, и определении государственного органа, которому подлежат передаче изъятые таможенными органами автомобильные транспортные средства"
(подготовлен Минфином России 03.08.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О Правилах взаимодействия таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и иных государственных органов, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, и определении государственного органа, которому подлежат передаче изъятые таможенными органами автомобильные транспортные средства" (далее - проект постановления) разработан в целях реализации положений пункта 1 части 45 и части 46 статьи 261 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом постановления предлагается утвердить Правила взаимодействия таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, и иных государственных органов, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности (далее - Правила), и определить Министерство внутренних дел Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которому таможенные органы в случае, предусмотренном пунктом 1 части 45 статьи 261 Федерального закона передают по акту приема-передачи автомобильные транспортные средства, изъятые и не востребованные из помещений и (или) с открытых площадок, находящихся во владении и (или) в пользовании таможенных органов, и со склада временного хранения лицами, разместившими такие автомобильные транспортные средства на хранение, или иными лицами, обладающими полномочиями в отношении таких автомобильных транспортных средств (их уполномоченными представителями).
В настоящее время правила взаимодействия таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, с иными государственными органами, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, на уровне акта Правительства Российской Федерации не определены. Отсутствие таких правил в определенных случаях затрудняет выполнение задач, поставленных перед таможенными органами:
обеспечение защиты экономических интересов Российской Федерации при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации автомобильных транспортных средств и товаров;
выявление, пресечение ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации автомобильных транспортных средств и товаров с нарушением международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации;
обеспечение контроля за исполнением запретов и ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных категорий товаров.
Вместе с тем установление на уровне акта Правительства Российской Федерации правил взаимодействия таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, и иных государственных органов, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, позволит оперативно и более эффективно выполнять задачи, поставленные не только перед таможенными органами, но и иными государственными органами, к компетенции которых относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности.
Практика применения таможенными органами института остановки автомобильных транспортных средств показала необходимость взаимодействия на постоянной основе с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Указанный перечень федеральных органов исполнительной власти не является исчерпывающим, так как взаимодействие с иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, может потребоваться в случае, если при реализации полномочий таможенных органов, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, возникнет необходимость организации такого взаимодействия.
Поскольку по объективным причинам (компетенция и структура государственных органов различны) проектом постановления не могут быть урегулированы все аспекты межведомственного взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, проектом постановления предлагается обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Пограничную службу Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору заключить соглашения о взаимодействии. При этом во избежание затаривания помещений и (или) открытых площадок, находящихся во владении и (или) в пользовании таможенных органов, и складов временного хранения межведомственное взаимодействие предлагается организовать в максимально короткий срок и не позднее тридцати дней после дня официального опубликования проекта постановления вышеуказанным федеральным органам исполнительной власти заключить соглашения о взаимодействии.
С иными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, Федеральная таможенная служба должна заключать соглашения о взаимодействии по мере возникновения необходимости организации межведомственного взаимодействия при реализации полномочий таможенных органов, предусмотренных статьей 261 Федерального закона.
Заключение соглашения о взаимодействии позволит каждому федеральному органу исполнительной власти в зависимости от компетенции своих территориальных органов (подразделений) определить территориальные органы (подразделения), ответственные за передачу и получение информации, территориальные органы (подразделения), уполномоченные на реализацию отдельных форм взаимодействия, структуру, форматы и состав информации, формы взаимодействия, не предусмотренные Правилами, а также иные случаи, возникающие при реализации полномочий таможенных органов, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, и порядок действий таможенного органа и иного государственного органа, к компетенции которого относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, при возникновении таких случаев, и иные положения, регламентирующие вопросы взаимодействия, не урегулированные Правилами.
Обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти предлагается осуществлять с использованием всех доступных средств связи (единая система межведомственного электронного взаимодействия, телефонная связь и иные способы передачи информации). При этом конкретный способ передачи информации при реализации отдельных форм взаимодействия предлагается определить каждому федеральному органу исполнительной власти отдельно в соглашении о взаимодействии в зависимости от доступности и удобства использования средств связи.
Однако поскольку в целях оперативного и эффективного межведомственного взаимодействия в качестве основного способа передачи информации предполагается использовать телефонограммы, Правила устанавливают единый для всех участвующих во взаимодействии федеральных органов исполнительной власти порядок ведения и форму журнала телефонограмм.
Основные случаи взаимодействия и формы их реализации предлагается также регламентировать в Правилах. Так, при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, на практике возникают и могут возникнуть следующие случаи, требующие взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов:
если у таможенного органа в отношении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров имеется информация о возможном нарушении международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации, относящемся к компетенции таможенных органов;
если требуется остановка автомобильного транспортного средства, водитель которого отказался подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица таможенного органа остановиться;
если уполномоченным должностным лицам таможенного органа до предъявления водителю автомобильного транспортного средства законных требований об остановке не удается остановить такое автомобильное транспортное средство;
если требуется установить место нахождения автомобильного транспортного средства, водитель которого отказался подчиниться законным требованиям уполномоченного должностного лица таможенного органа остановиться и скрылся от уполномоченных должностных лиц таможенного органа;
если за пределами зон таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, требуется остановка автомобильного транспортного средства, масса которого составляет менее трех с половинной тонн;
если иным государственным органом, к компетенции которого относится осуществление контроля и надзора в определенной сфере деятельности, в отношении автомобильного транспортного средства и (или) находящихся в нем товаров выявлены признаки нарушения международных договоров Российской Федерации и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации, относящегося к компетенции таможенных органов;
если таможенным органом в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации, относящегося к компетенции иного государственного органа;
если изъятое таможенным органом автомобильное транспортное средство не востребовано из помещений и (или) с открытых площадок, находящихся во владении и (или) в пользовании таможенных органов, и со склада временного хранения по истечении срока, предусмотренного частью 45 статьи 261 Федерального закона.
В правоприменительной деятельности таможенных органов при реализации полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона, могут возникнуть и иные случаи, требующие взаимодействия с иными государственными органами. Соглашение о взаимодействии позволит урегулировать механизм взаимодействия при возникновении таких случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 45 статьи 261 Федерального закона в случае если по истечении шестидесяти дней со дня размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, сведений о не востребованных в установленные для хранения сроки автомобильном транспортном средстве и (или) о товарах, автомобильное транспортное средство и (или) товары, размещенные на хранение, не востребованы из места хранения лицом, разместившим автомобильное транспортное средство и (или) товары на хранение, или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении автомобильного транспортного средства и (или) товаров (его уполномоченным представителем), автомобильное транспортное средство подлежит передаче государственному органу, определенному Правительством Российской Федерации, по акту приема-передачи.
Проектом постановления таким органом предлагается определить Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Хранение невостребованных автомобильных транспортных средств в помещениях и (или) на открытых площадках, находящихся во владении и (или) в пользовании таможенных органов, и на складах временного хранения по истечении сроков хранения, установленных статьей 261 Федерального закона, влечет затаривание таких мест хранения. Передача указанных автомобильных транспортных средств уполномоченному Правительством Российской Федерации федерального органу исполнительной власти позволит освободить места хранения для автомобильных транспортных средств и (или) товаров, подлежащих таможенному контролю в рамках полномочий, предусмотренных статьей 261 Федерального закона. Кроме того, хранение невостребованных автомобильных транспортных средств в помещениях и (или) на открытых площадках, находящихся во владении и (или) в пользовании таможенных органов, и на складах временного хранения осуществляется не на безвозмездной основе. При этом какие-либо действия с указанными автомобильными транспортными средствами, а также в отношении их владельцев таможенные органы совершать не уполномочены.
Предотвратить затаривание мест хранения и объективное бездействие таможенных органов в отношении невостребованных автомобильных транспортных средств, а также сократить расходы на хранение таких автомобильных транспортных средств позволит передача автомобильных транспортных средств органам внутренних дел для установления их владельцев и совершения иных действий, связанных с постановкой, прекращением и возобновлением государственного учета таких транспортных средств.
Установить законного владельца автомобильного транспортного средства могут только органы внутренних дел, которые уполномочены осуществлять проверку сведений о владельце транспортного средства и (или) транспортном средстве (нахождение в региональном либо федеральном розыске, нахождение в розыскных учетах транспортного средства), постановку на государственный учет транспортного средства, прекращение и возобновление такого учета, а также розыск владельца автомобильного транспортного средства.
Розыск владельца автомобильного транспортного средства органами внутренних дел позволит найти его и передать ему автомобильное транспортное средство либо произвести иные действия, связанные с прекращением государственного учета транспортного средства.
Принятие проекта постановления не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.