Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минпромторгом России 15.08.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации по итогам XXV Петербургского международного экономического форума от 20 июля 2022 года N Пр-1269 (далее - Поручения).
Законопроект направлен на установление нового режима работы промышленных кластеров и соответствующих мер государственной поддержки.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
В условиях возросшего санкционного давления со стороны иностранных государств отечественные промышленные предприятия сталкиваются с необходимостью перестраивать ранее налаженные кооперационные связи в целях замещения импортных оборудования, сырья, материалов и комплектующих. В сложившихся условиях требуется ускорение реализации инвестиционных проектов, направленных на разработку и освоение производства импортозамещающей конечной продукции, а также критических сырья, материалов и комплектующих.
Решению этой задачи способствует механизм промышленных кластеров. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении промышленных кластеров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
В соответствии с Поручениями предлагается установить новый режим работы промышленных кластеров, предусматривающий существенное расширение набора мер поддержки реализации проектов в рамках промышленных кластеров.
Перечень мер стимулирования участников промышленных кластеров, предусмотренный законопроектом, включает:
1. Предоставление налоговых льгот в виде обнуления ставки налога на прибыль от реализации проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера в течение не более 7 лет в размере, не превышающем объем затрат на реализацию проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера. Применение льгот предполагает раздельный учет доходов и расходов в рамках проекта по производству продукции промышленного кластера и при осуществлении прочей деятельности.
2. Снижение тарифов страховых взносов до 7,6 % в отношении работников, занятых в проекте по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера, в течение не более 7 лет в размере в размере, не превышающем объем затрат на реализацию проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера. Применение сниженных тарифов предполагает раздельный учет доходов и расходов в рамках проекта по производству продукции промышленного кластера и при осуществлении прочей деятельности.
В целях обоснования предлагаемого размера льгот по налогу на прибыль и страховым взносам были проанализированы усредненные данные по проектам промышленных кластеров, отобранным для получения субсидий на возмещение затрат участников промышленных кластеров на реализацию совместных проектов в целях импортозамещения с 2016 г. по настоящее время (20 проектов). Проведенный анализ показал, что в результате применения предлагаемых льгот участник промышленного кластера сможет компенсировать максимальный объем затрат на реализацию проекта по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера в течение установленного срока (7 лет), не создавая выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы российской Федерации.
Требования к проекту по производству импортозамещающей промышленной продукции промышленного кластера будут предусмотрены в рамках требований к промышленным кластерам, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом положения окажут положительное влияние на достижение целей федерального проекта "Развитие промышленной инфраструктуры и производственной кооперации в субъектах Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Принятие законопроекта не повлечет изменений расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Реализация предусмотренных проектом федерального закона полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие законопроекта приведет к формированию дополнительных доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет уплаты участниками промышленных кластеров налогов и сборов от реализации проектов по производству продукции промышленных кластеров.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.