Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектам, относящихся к сфере установленных Министерству здравоохранения Российской Федерации функций"
(подготовлен Минздравом России 15.08.2022 г.)
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), приказываю:
1. Утвердить обязательные для выполнения требования к критически важным объектам Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектам, относящихся к сфере установленных Министерству здравоохранения Российской Федерации функций согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 1 февраля 2028 года.
Министр |
М.А. Мурашко |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от "___" _____________ 2022 г. N ____
Обязательные для выполнения требования
к критически важным объектам Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектам, относящихся к сфере установленных Министерству здравоохранения Российской Федерации функций
1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектам, относящихся к сфере установленных Министерству здравоохранения Российской Федерации функций (далее - требования), применяются Министерством здравоохранения Российской Федерации, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации организациями, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами, подведомственными Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья, организациями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иными организациями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, владеющими критически важными объектами на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (далее - органы (организации)), включенными в перечень критически важных объектов, формируемый в соответствии с Правилами формирования и утверждения перечня критически важных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2021 г. N 981 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5370).
Требования распространяются на критически важные объекты, отнесенные к федеральному, региональному и муниципальному уровням значимости*(1), эксплуатируемыми органами (организациями), и определяют достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также комплекс мероприятий, реализуемых в этих организациях по:
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечению устойчивости функционирования органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, и жизнедеятельности должностных лиц и работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях.
2. Мероприятия, указанные в пункте 1 требований, осуществляются в органами (организациями), осуществляющими эксплуатацию критически важных объектов, с учетом их организационной структуры, условий их функционирования и решаемых ими задач, а также с учетом возможных последствий нарушения или прекращения функционирования критически важных объектов в результате чрезвычайных ситуаций.
3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) назначение должностных лиц и (или) работников органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, ответственных за организацию работы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
2) разработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, их своевременную актуализацию, а также их утверждение руководителями органов (организаций).
3) взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами по месту нахождения критически важных объектов по вопросам прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенные в непосредственной близости от критически важных объектов, а также по вопросам проведения на критически важных объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) подготовку должностных лиц и работников органов (организаций) и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*(2), в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
5) создание и организацию работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов;
6) создание и поддержание в постоянной готовности к применению объектовых систем оповещения должностных лиц и работников органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, проведение работ по их модернизации;
7) обеспечение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на критически важных объектах;
8) проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, защиту должностных лиц и работников органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иных лиц, находящихся на критически важных объектах, материальных ценностей органов (организаций), имеющихся на этих объектах, в том числе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, гражданской обороны;
9) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования критически важных объектов и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, в чрезвычайных ситуациях;
10) создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2022, N 15, ст. 2503) (далее - силы и средства органов (организаций) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
11) принятие оперативных мер по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования критически важных объектов, а также их критических элементов.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) постоянный мониторинг оперативной обстановки на критически важных объектах;
2) создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*(3) (далее - резервы материальных ресурсов);
3) создание и восполнение резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) обмен информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций между органами (организациями) и территориальными органами МЧС России по месту нахождения критически важных объектов;
5) прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях, и оповещение должностных лиц и работников органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иных лиц, находящихся на этих объектах, о таких опасностях;
6) оказание должностным лицам и работникам органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, а также иным лицам, находящимся на критически важных объектах, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на этих объектах, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в медицинские организации;
7) проведение объектовых учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. # 565*(4), по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах;
8) планирование и проведение эвакуационных мероприятий;
9) проведение АСДНР.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, включает:
1) введение режима чрезвычайной ситуации на критически важных объектах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
на критически важных объектах федерального уровня значимости - решением Министра здравоохранения Российской Федерации;
на критически важных объектах регионального и муниципального уровня значимости - решением руководителя органа (организации);
2) применение по назначению сил и средств органов (организаций), предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах в соответствии с планами, указанными в подпункте 2 пункта 3 требований.
6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, и жизнедеятельности должностных лиц и работников этих органов (организаций) в чрезвычайных ситуациях, включает:
1) взаимодействие с другими органами (организациями) по осуществлению маневра резервами материальных ресурсов;
2) работу комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования органов (организаций), указанных в подпункте 5 пункта 3 требований, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
3) создание и использование страхового фонда документации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(5);
4) накопление и поддержание в готовности к использованию резервных источников электроснабжения;
5) подготовку к эвакуации и эвакуацию (при наличии технической возможности) оборудования, используемого на критически важных объектах, в безопасное место;
6) постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования, используемого на критически важных объектах.
7. Оценка готовности органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов (далее - оценка готовности), проводится:
в отношении органов (организаций), осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов федерального уровня значимости, не реже одного раза в два года;
в отношении органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов регионального уровня значимости, не реже одного раза в три года;
в отношении органов и организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов муниципального уровня значимости, не реже одного раза в четыре года.
8. Планирование мероприятий по проведению оценки готовности осуществляется на основании ежегодных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в органах (организациях) осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов.
9. Оценка готовности обеспечивается:
в отношении критически важных объектов федерального уровня значимости - структурным подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляющим функции в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
в отношении критически важных объектов регионального и муниципального уровня значимости - органами (организациями), осуществляющими эксплуатацию этих критически важных объектов.
10. Основанием для проведения оценки готовности является приказ органа (организации), эксплуатирующего(ей) критически важный объект, в котором определяются:
состав комиссии по проведению оценки готовности органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте (далее - Комиссия);
сроки проведения Комиссией оценки готовности;
сроки оформления и представления Комиссией на утверждение руководителю органа (организации) результатов проведения оценки готовности (не более 30 рабочих дней с даты завершения проведения оценки готовности).
11. В состав Комиссии включаются должностные лица структурных подразделений органа (организации), а также работники органа (организации), к компетенции которых относятся вопросы, рассматриваемые Комиссией.
12. Оценка готовности включает в себя изучение и проверку Комиссией:
выполнения органом (организацией), осуществляющим(ей) эксплуатацию критически важного объекта, требований;
возможного воздействия на критически важный объект чрезвычайных ситуаций природного характера, а также чрезвычайных ситуаций техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные объекты, расположенные в непосредственной близости от критически важного объекта;
актуальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте, утвержденного руководителем органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта;
сведений о критических элементах критически важного объекта (строениях, сооружениях, помещениях, в том числе режимных, их оборудовании и конструктивных элементах), реализация акта незаконного вмешательства в отношении которых может привести к полному или частичному прекращению функционирования органов (организаций), осуществляющих деятельность на критически важном объекте, и (или) возникновению на нем чрезвычайных ситуаций, а также о состоянии их защищенности (при наличии);
организации пропускного и внутриобъектового режимов на критически важном объекте;
состояния систем жизнеобеспечения, технического состояния транспортных коммуникаций, систем водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления, электросетевого хозяйства, резервных источников электроснабжения на критически важном объекте;
состояния систем оповещения должностных лиц и работников органов (организаций), осуществляющих деятельность на критически важном объекте, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
организации и состояния противопожарного режима на критически важном объекте.
13. По результатам проведения оценки готовности Комиссия составляет акт оценки готовности органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта (рекомендуемый образец приведен в приложении к требованиям) (далее - Акт).
В Акте указываются:
1) вывод о готовности органа (организации), осуществляющего(ей) эксплуатацию критически важного объекта, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте, который содержит оценку:
"готов(а)" - в случае выполнения в органе (организации), требований в полном объеме;
"не готов(а)" - в случае невыполнения в органе (организации), требований либо их выполнения не в полном объеме;
2) вывод о достаточности либо недостаточности мер, принимаемых в органе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников органа (организации), осуществляющих деятельность на этом объекте.
В случае принятия Комиссией решений о неготовности органа (организации), эксплуатирующего(ей) критически важный объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте и (или) недостаточности мер, принимаемых в органе (организации) по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников органа (организации), осуществляющих деятельность на этом объекте, в Акт вносятся предложения Комиссии по устранению выявленных недостатков.
14. Акт подписывается всеми членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии.
15. В случае несогласия члена Комиссии с выводами, указанными в Акте, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к Акту.
16. Акт направляется начальнику органа (организации), в отношении которого(ой) проводилась оценка готовности.
Приложение
к обязательным для выполнения требованиям
к критически важным объектам Министерства здравоохранения
Российской Федерации и объектам, относящихся к сфере установленных
Министерству здравоохранения Российской Федерации функций,
утвержденным приказом Минздрава России
от "___" _____________ 2022 г.
________________________ |
|
"___" |
|
___________ |
20 |
г. |
|
(место составления акта) |
|
(дата составления акта) |
Акт
оценки готовности критически важного объекта
______________________________________________________________________
(наименование критически важного объекта)
Наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект:______
______________________________________________________________________
Адрес (место нахождения) критически важного объекта: _____________________
Регистрационный номер критически важного объекта: _______________________
Состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций:
Председатель комиссии: _________________________________________________________;
(должность, Ф.И.О.)
Члены комиссии:
__________________________________________________________________________________;
(должность работника организации, эксплуатирующей критически важный объект, Ф.И.О.)
__________________________________________________________________________________;
((при наличии в составе комиссии) должность представителя МЧС России, территориального органа МЧС России, органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Ф.И.О.)
_________________________________________________________________________________;
(должность представителя специализированной научно-исследовательской,проектной или другой организации, Ф.И.О.)
Основание:
_________________________________________________________________________________
(наименование распорядительного документа, утвердившего создание и состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций,
дата утверждения и N распорядительного документов)
В ходе проведения оценки готовности:
выявлены нарушения обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий ?от чрезвычайных ситуаций:______________________________________________
______________________________________________________________________;
выявлены факты невыполнения ранее выданных предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний): _________________________ ______________________________________________________________________;
нарушений не выявлено.
Вывод комиссии: ____________________________________________________ ______________________________________________________________________.
Председатель комиссии:
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
Члены комиссии:
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
"____" _____________ 20__ г.
-------------------------------------------
*(1) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 493н "Об утверждении критериев отнесения объектов Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов, относящихся к сфере установленных Министерству здравоохранения Российской Федерации функций, к критически важным объектам"
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062).
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5195).
*(4) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580.
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 1583дсп.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минздрав разработал обязательные требования к критически важным объектам здравоохранения. Это любые, в том числе частные, объекты, нарушение или прекращение функционирования которых может привести к потере управления экономикой, её необратимому негативному изменению либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, в том числе в рамках административно-территориальной единицы региона. Такие объекты включены в специальный перечень.
Обязательные требования определяют комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, снижению ущерба от ЧС. В частности, к таким мерам отнесены:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию работы в области защиты от ЧС;
- разработка планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на критически важных объектах, их своевременная актуализация, а также их утверждение руководителями;
- взаимодействие с МЧС по месту нахождения критически важных объектов по вопросам прогнозирования ЧС.
Планируется предусмотреть периодическую комиссионную оценку готовности критически важных объектов к предупреждению и ликвидации ЧС. На федеральных объектах она будет проводиться каждые 2 года, на муниципальных - раз в 4 года.