Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, устанавливающих обязательные требования к организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (защита сельскохозяйственных растений от градобития)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 7 по 27 июля 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/07-22/00129391). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его общественного обсуждения, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта устанавливаются Федеральные нормы и правила в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, устанавливающие требования к организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (защита сельскохозяйственных растений от градобития) (ФНИП).
По результатам рассмотрения сообщаем о наличии к проекту акта следующих замечаний.
1. Согласно подпункту "а" пункта 2 ФНИП организация противоградовой защиты (ПГЗ) в новом регионе, где ранее работы по ПГЗ не проводились, предусматривает в том числе экономическое обоснование целесообразности ПГЗ в новом регионе, выбор территории ПГЗ и определение ее площади.
При этом в проекте акта отсутствуют требования к содержанию и подготовке указанного экономического обоснования, в связи с чем данное требование является неопределенным, что противоречит установленному статьей 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) принципу правовой определенности и системности обязательных требований.
В этой связи необходимо дополнить проект акта положениями, устанавливающими требования к подготовке и содержанию экономического обоснования и критерии целесообразности ПГЗ в новом регионе.
2. В соответствии с абзацем первым пункта 3 ФНИП для проведения ПГЗ в составе специализированной организации активных воздействий (СОАВ) создаются командные пункты и пункты воздействия, число которых зависит от площади ПГЗ, условий связи с командными пунктами и количества запретных секторов для проведения ПГЗ.
Однако в проекте акта не раскрываются определения командных пунктов и пунктов воздействия, требования к ним, а также нормативы размещения в зависимости от площади ПГЗ, что также делает затруднительным четкое соблюдение указанного требования и не соответствует установленному статьей 7 Закона N 247-ФЗ принципу правовой определенности и системности обязательных требований.
В целях соблюдения принципа правовой определенности и системности обязательных требований следует раскрыть в проекте акта определения командных пунктов и пунктов воздействия, а также требования к таким пунктам в отдельном пункте (подпункте) ФНИП.
3. Абзац третий пункта 4 ФНИП предусматривает, что продолжительность противоградового сезона в зависимости от региона варьируется в пределах от 5 до 6 месяцев. Однако для успешности проведения противоградовых работ режим работы СОАВ на гидрометеорологические процессы рекомендуется круглогодичный.
Данное требование также не отвечает принципу правовой определенности и системности обязательных требований и требует корректировки в части установления четкого и однозначного требования к продолжительности работы СОАВ.
При этом данное требование может быть дифференцировано в зависимости от факторов формирования опасности градобития при конкретном СОАВ.
4. Пунктом 7 ФНИП устанавливаются дифференцированные требования к засеву объектов воздействия (ОВ) противоградовыми средствами в зависимости от категории ОВ.
Однако проект акта не предусматривает и не раскрывает однозначный порядок определения категорий ОВ.
В целях соблюдения принципа правовой определенности и системности обязательных требований необходимо дополнить пункт 7 ФНИП соответствующей нормой или ссылкой.
5. В пункте 4 ФНИП и далее по тексту ФНИП приводится сокращение "ПГИ", при этом расшифровка данной аббревиатуры в проекте акта отсутствует.
5.1. Также в проекте акта отсутствует ссылка на раскрытие аббревиатуры "УКВ".
В случае учета указанных замечаний на основании проведенной оценки Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения предложенным способом регулирования обоснованы разработчиком;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие возможные избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.