Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности и Стандарта актуарной деятельности "Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 30.08.2022 г.)
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Порядок осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности и Стандарт актуарной деятельности "Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Приложение 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от "___" _________ 2022 г. N ______
Порядок
осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации актуарной деятельности
1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) актуарной деятельности.
2. Актуарная деятельность осуществляется Фондом в соответствии с настоящим Порядком на основании положений Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", иных федеральных законов, регулирующих осуществление обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, государственного пенсионного обеспечения, социального обеспечения, предоставление мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также осуществление иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных стандартов актуарной деятельности в рамках программ социального страхования и социального обеспечения, Руководством Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения "Актуарная деятельность в социальном обеспечении".
3. Актуарная деятельность направлена на оценивание обоснованности тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхования по временной нетрудоспособности, по несчастным случаям на производстве исходя из требований адекватности и релевантности размера тарифов с целью безусловного выполнения условий долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Фонда.
4. Целью обязательного актуарного оценивания деятельности Фонда является обоснование адекватности тарифов страховых взносов для покрытия обязательств по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Задачами обязательного актуарного оценивания деятельности Фонда являются:
- оценка обоснованности и адекватности тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, исходя из требования долгосрочной финансовой устойчивости Фонда;
- финансовая оценка обязательств Фонда перед застрахованными лицами;
- оценка финансового состояния Фонда;
- оценка объемов доходов и расходов бюджета Фонда;
- оценка объемов трансфертов федерального бюджета бюджету Фонда;
- оценка достижения целевых ориентиров, определенных стратегическими документами Российской Федерации;
- оценка выполнения положений Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" в части коэффициента замещения для обеспечения по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца;
- оценка проектов нормативных правовых актов в области пенсионного и социального обеспечения и смежных сферах в части обеспечения выполнения обязательств перед гражданами и определения последствий по исполнению бюджета Фонда;
- оценка вновь принятых нормативных актов в области пенсионного и социального обеспечения и смежных сферах в части обеспечения выполнения обязательств и определения последствий по исполнению бюджета Фонда.
6. Заказчиком обязательного актуарного оценивания (далее - Заказчик) является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности Фонда. Заказчик определяет объект актуарного оценивания, постановку задачи, период, базовые параметры, условия и ограничения, которые должны быть учтены при оценке, структуру и срок представления актуарного заключения.
7. Актуарная деятельность, включая актуарное оценивание, осуществляется специализированным структурным подразделением центрального аппарата Фонда. Работники такого специализированного структурного подразделения центрального аппарата Фонда, непосредственно осуществляющие актуарную деятельность, должны соответствовать требованиям профессионального стандарта "Актуарий".
8. В целях выработки рекомендаций методического характера и экспертной оценки по осуществлению специализированным структурным подразделением центрального аппарата Фонда актуарной деятельности, а также для обеспечения предварительной проверки правильности подготовленного таким подразделением актуарного заключения, Фондом может создаваться экспертный совет. Положение об экспертном совете и его состав утверждаются председателем Фонда.
9. При осуществлении актуарной деятельности Фонд имеет право запрашивать у субъектов официального статистического учета сведения и документацию, необходимые для осуществления актуарной деятельности.
Предоставление Фонду сведений для актуарного оценивания и документации, включая внешнюю и внутреннюю отчетность, необходимых для проведения актуарного оценивания деятельности Фонда, является обязательным для всех субъектов официального статистического учета.
10. Методики осуществления актуарной деятельности утверждаются Председателем Фонда по согласованию с Заказчиком.
В случае создания в Фонде в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка экспертного совета, методики осуществления актуарной деятельности подлежат предварительному рассмотрению указанным экспертным советом Фонда до их утверждения председателем Фонда.
11. Периодичность обязательного актуарного оценивания определяется периодичностью расчета размеров тарифов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но не реже одного раза в три года.
Контроль за регулярным проведением специализированным структурным подразделением центрального аппарата Фонда актуарного оценивания деятельности Фонда, результатами такого оценивания осуществляет Правление Фонда.
12. Результат обязательного актуарного оценивания деятельности Фонда отражаются в актуарном заключении, которое должно содержать оценку условий выполнения государственных пенсионных и социальных обязательств, оценку рисков их невыполнения, и конкретные предложения по предотвращению рисков.
13. Актуарное заключение по результатам обязательного актуарного оценивания деятельности Фонда, включая оценку обоснованности тарифов страховых взносов утверждается председателем Фонда и представляется Заказчику.
В случае создания в Фонде в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка экспертного совета, актуарное заключение по результатам обязательного актуарного оценивания деятельности Фонда подлежит предварительному рассмотрению указанным экспертным советом Фонда до утверждения такого заключения председателем Фонда. По итогам рассмотрения экспертным советом актуарного заключения подготавливается отчет о результатах проверки актуарного заключения, который представляется Заказчику одновременно с утвержденным председателем Фонда актуарным заключением.
14. Актуарное заключение включается Фондом в состав материалов, представляемых при разработке и принятии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности Фонда, а также при установлении размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование.
15. Расходы Фонда, связанные с осуществлением актуарной деятельности, обеспечением получения и поддержания профессиональной квалификации работниками Фонда, осуществляющими актуарную деятельность, подлежат финансированию за счет средств, направляемых на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от "___" __________ 2022 г. N ______
Стандарт актуарной деятельности
"Актуарная деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации"
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящий стандарт разработан в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", Руководством Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения "Актуарная деятельность в социальном обеспечении", международными профессиональными стандартами актуарной деятельности.
Стандарт устанавливает руководящие принципы проведения актуарного оценивания деятельности Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), включая оценку обоснованности и адекватности тарифов на выполнение государственных пенсионных и социальных обязательств по всем видам, подлежащим обязательному страхованию.
1.1. Настоящий стандарт применяется:
- в отношении расчета тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование,
- для оценки финансовых обязательств Фонда, пенсионных и иных прав лиц, охваченных программами, финансируемыми за счет средств бюджета Фонда,
- для расчета трансфертов федерального бюджета бюджету Фонда,
- для актуарного оценивания деятельности Фонда;
- для анализа результатов деятельности Фонда;
- для решения иных задач, поставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), по обеспечению выполнения Фондом финансовых обязательств перед застрахованными лицами, связанных с актуарными расчетами.
Настоящий стандарт обязателен для применения работниками специализированного структурного подразделения центрального аппарата Фонда, непосредственно осуществляющими актуарную деятельность (далее - актуарий, работник Фонда), и иными работниками Фонда, осуществляющими информационное, методологическое, аналитическое, программно-техническое или иное ее обеспечение и (или) сопровождение актуарной деятельности Фонда.
Работники Фонда должны применять настоящий стандарт с учетом остальных применимых стандартов актуарной деятельности, распространяющихся на актуарную деятельность Фонда, требований законодательства по соответствующим видам обязательного пенсионного страхования и актуарной практики.
Отклонение от положений настоящего стандарта допускаются в случаях:
- изменения законодательных и иных нормативных требований, относящихся к объекту актуарной деятельности,
- если поставленная задача актуарной деятельности содержит условия (требования), исключающие возможность применения настоящего стандарта без потери достоверности результатов актуарной деятельности;
- в случае доказанной актуарием потери достоверности результатов актуарной деятельности при применении положений настоящего стандарта.
Все отступления от положений настоящего стандарта при осуществлении актуарной деятельности (в том числе при проведении актуарного оценивания) должны сопровождаться соответствующим обоснованием причин и результатов такого отступления, а также оценкой их влияния на качество результатов актуарной деятельности (актуарного оценивания).
Раздел 2. Порядок осуществления актуарной деятельности
2.1. Заказчиком актуарного оценивания деятельности Фонда (далее - Заказчик) является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
2.2. Основаниями для осуществления актуарной деятельности Фонда является:
- подготовка Фондом материалов, представляемых при разработке и принятии законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности Фонда, а также при установлении размеров тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование;
- поручение Заказчика об осуществлении конкретного вида актуарного оценивания Фонда;
Состав и форма представления результатов актуарной деятельности (в том числе актуарного заключения) определяются, исходя из целей и задач осуществляемого актуарного оценивания, с учетом положений Порядка осуществления Фондом актуарной деятельности и настоящего стандарта, а также в соответствии с поручением Заказчика.
Раздел 3. Информационная база актуарного оценивания
3.1. Для выполнения актуарного оценивания должны использоваться официальные данные государственной и ведомственной отчетности. Выбор данных производится исходя из требований:
- достоверности,
- полноты охвата,
- актуальности,
- сопоставимости,
- учета всех законодательно установленных правил функционирования программы социального страхования и (или) обеспечения, нормативных, разъяснительных и иных относящихся к задаче актуарной деятельности (актуарного оценивания) документов, включая документы Фонда и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование, координацию, надзор и контроль деятельности Фонда, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих нормативное регулирование сфер деятельности, оказывающих влияние на финансовое состояние Фонда;
- учета факторов, влияющих на финансовое состояние Фонда;
- требований задачи, поставленной Заказчиком;
- наличия отчетной и иной доступной информации.
3.2 Актуарий должен обосновать выбор данных, необходимых для выполнения поставленной Заказчиком задачи по каждому конкретному объекту актуарного оценивания, рассмотрев все релевантные источники информации.
3.2.1. Для актуарных расчетов демографических параметров данные могут включать:
а. Демографическую статистику
- численность населения, родившихся, умерших, прибывших, выбывших;
- показатели рождаемости населения (в том числе таблиц рождаемости населения - средний возраст матери, брутто-коэффициент воспроизводства, нетто-коэффициент воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости, возрастной коэффициент рождаемости, кумулятивный коэффициент рождаемости, среднее число рождений в данном возрасте, среднее число рождений к данному возрасту, ожидаемое число рождений);
- показатели смертности населения (в том числе таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни населения - числo умерших на 1000 человек соответствующего пола и возраста, число доживающих до данного возраста, число умирающих в данном возрастном интервале, вероятность умереть в данном возрасте, вероятность дожить до конца возрастного интервала, число живущих в данном возрастном интервале, число человеко-лет жизни в возрасте старше данного, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, коэффициент дожития), в том числе по причинам смерти;
- показатели, характеризующие миграционные процессы (включая внешнюю и внутреннюю миграцию);
- показатели заболеваемости и инвалидизации населения;
- и пр.
Демографическая статистика, используемая в процессе осуществления актуарной деятельности, должна быть представлена в разрезе одногодичных возрастно-половых групп, за исключением случаев, когда ее разработка в указанной разрезности не предусмотрена органом, ответственным за формирование соответствующей статистики.
Необходимость использования данных исключительно в целом по Российской Федерации или с детализацией по федеральным округам и субъектам Российской Федерации определяется Заказчиком.
б. характеристики застрахованных / охваченных лиц
- численность;
- показатели смертности зарегистрированных / застрахованных / охваченных лиц (в том числе таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни застрахованных лиц);
- таблицы прибытия / выбытия в категорию / из категории;
- таблицы выбытия инвалидов
- и проч.;
Демографические характеристики зарегистрированных / застрахованных / охваченных лиц, используемые в процессе осуществления актуарной деятельности, должны быть представлены как минимум в разрезах:
одногодичных возрастно-половых групп,
по признаку жизни,
по региону регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета
и / или по региону подачи индивидуальных сведений,
по региону регистрации (проживания);
по признаку занятости,
по признаку начисления/уплаты страховых взносов,
по признаку пенсионера (пенсионер, непенсионер),
по основным категориям застрахованных лиц, исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных федеральным законодательством (наемный работник и др.), в том числе дополнительных и добровольных тарифов;
по категориям застрахованных лиц, занятых на местах (в условиях), дающих право досрочного выхода на пенсию, предусмотренным федеральным законодательством (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, работы с тяжелыми условиями труда и др.);
по типам выплат (например: пенсия по государственному пенсионному обеспечению, страховая пенсия, ежемесячная денежная выплата и т.п.),
по видам выплат (например: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия и т.п.),
по видам оснований выплат
и проч.
Необходимость использования данных по демографическим характеристикам застрахованных лиц исключительно в целом по Российской Федерации или с детализацией по федеральным округам и субъектам Российской Федерации определяется актуарием исходя из содержания задачи актуарной деятельности.
3.2.2. Для актуарных расчетов макроэкономических параметров данные могут включать следующие макроэкономические показатели:
валовый внутренний продукт (ВВП), валовый региональный продукт,
фонд заработной платы и выплаты социального характера,
оплата труда по данным системы национальных счетов, в том числе скрытая оплата труда,
иные показатели системы национальных счетов (образование, распределение и использование доходов, производство, выпуск),
характеристики национального богатства,
средняя номинально начисленная заработная плата в экономике,
доходы предпринимателей,
распределение работников по размерам заработной платы,
индекс потребительских цен, индекс-дефлятор ВВП,
минимальный размер оплаты труда,
потребительская корзина,
прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения, уровень бедности, иные социально-экономические индикаторы бедности,
денежные доходы, расходы и сбережения населения,
распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов,
уровень и структура денежных доходов и расходов домохозяйств,
и проч.
Макроэкономические характеристики должны быть представлены, где это предусмотрено статистической отчетностью, в разрезе видов экономической деятельности.
Необходимость использования данных по макроэкономическим показателям исключительно в целом по Российской Федерации или с детализацией по федеральным округам и субъектам Российской Федерации определяется актуарием исходя из содержания задачи актуарной деятельности.
3.2.3. Для актуарного оценивания условий формирования прав застрахованных лиц актуарий должен использовать данные по рынку труда:
баланс трудовых ресурсов,
численность экономически активного и экономически неактивного населения, занятых, безработных, наемных работников, индивидуальных предпринимателей и др. категорий занятых, продолжительность занятости и безработицы, стажевые и иные характеристики, прибытие и выбытие работников, использование рабочего времени,
условия труда, производственный травматизм,
затраты труда,
и пр.
3.2.4. Для актуарного оценивания условий финансового обеспечения выполнения государственных обязательств перед всеми категориями застрахованных лиц актуарий должен использовать следующие характеристики:
- детальные нормы законодательства по начислению и уплате взносов, механизмам исчисления пенсионных прав и прав на иные виды выплат, осуществляемых Фондом, установлению и выплате пенсий и иных выплат,
- страховые взносы, трансферты, иные поступления в бюджет Фонда, расходы по источникам и направлениям финансирования, дефицит, обеспеченность собственными средствами - в разрезе программ и подпрограмм пенсионного страхования/обеспечения и иных программ, финансируемых из бюджета Фонда - по бюджету и исполнению бюджета Фонда.
- экономические и социально-трудовые и характеристики застрахованных лиц, включая:
а. распределение по одногодичным возрастно-половым группам численности застрахованных лиц и числа поданных за них индивидуальных сведений по начисленным и уплаченным взносам на страховую и накопительную пенсии, добровольных страховых взносов, материнского (семейного) капитала и др., заработной плате (начисленных выплат и иных вознаграждений, облагаемому доходу), профилю дохода, продолжительности страхового и специального стажа, иных периодов, включаемых в стаж, суммам расчетного пенсионного капитала, валоризации, конвертации, индивидуальных пенсионных коэффициентов, объемах пенсионных накоплений, чистом финансовом результате, инвестиционном доходе, выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, суммах поступивших и переданных доверительным управляющим пенсионных накоплений, числу рабочих мест, числу мест одновременной работы, миграции относительно места регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, миграции относительно места подачи индивидуальных сведений в предыдущем году, детальные характеристики получателей пенсий и иных выплат (пенсионные права, стаж, размеры пенсий и др.),
б. распределение по одногодичным возрастно-половым группам возрастно-половое распределение численности застрахованных лиц, за которых не подавались индивидуальные сведения в отчетном году, но подавались в предшествующие годы, по продолжительности страхового и специального стажа, иных периодов, включаемых в стаж, суммам расчетного пенсионного капитала, валоризации, конвертации, ИПК, объемах пенсионных накоплений, чистом финансовом результате, инвестиционном доходе, выборе управляющей компании или НПФ, суммах поступивших и переданных доверительным управляющим пенсионных накоплений, числу рабочих мест, числу мест одновременной работы, миграции относительно места регистрации в СПУ, детальные характеристики получателей пенсий и иных выплат (пенсионные права, стаж, размеры пенсий и др.).
3.3. При выполнении актуарных расчетов, предусматривающих актуарные оценки пенсионных и социальных обязательств государства в условиях изменения действующего законодательства, в том числе при наличии изменений или нового законодательства, принятого по состоянию на дату осуществления актуарной деятельности, но вступающего в силу позднее указанной даты, а также при разработке законопроектов или мер по развитию системы обязательного пенсионного страхования, государственного пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных реализуемых Фондом программ и мер социальной защиты (поддержки) населения и оценке возможных последствий их реализации, актуарий может использовать иные источники данных с учетом требования обеспечения адекватного учета всех возможных существенных последствий для развития Фонда в новых условиях.
3.4. Ретроспектива исходных данных, необходимых для осуществления актуарного оценивания, определяется актуарием таким образом, чтобы разработать обоснованные предположения о развитии демографических, макроэкономических, социально-трудовых и прочих факторов, влияющих на функционирование программ, финансируемых из бюджета Фонда.
3.5 Степень детализации исходной информации определяется требованиями Заказчика в соответствии с поставленными целями и задачами актуарной деятельности, а также необходимостью обеспечить реализацию актуарной методологии на выбранной модели.
3.6. Допустимые источники данных для актуарного оценивания: внутренние и внешние.
К информации из внутренних источников относятся данные внутренней отчетности Фонда и выборки из информационных систем Фонда, выборки на основе данных Фонда, загруженных в ЕЦП Минтруда России.
К информации из внешних источников относятся:
официальная статистическая информация, предоставляемая Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) и иными субъектами официального статистического учета, разрабатываемая в соответствии с Федеральным планом (программой) статистических работ;
официальные демографические прогнозы Росстата;
официальные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемые Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России);
официальные данные министерств и ведомств, размещенные в открытых источниках или предоставленные по запросу/ в рамках поручения.
Актуарий Фонда должен согласовать с профильными структурными подразделениями Фонда возможность получения данных, методики их расчета, перечень, структуру, измерения, уровень агрегации, формы, дату формирования и сроки представления.
3.7. Актуарий должен провести проверку исходных данных на полноту, внутреннюю непротиворечивость, достоверность, точность и актуальность. Проверка актуарием исходной информации может включать в себя следующие действия:
сравнение с данными, использовавшимися при проведении предыдущего актуарного оценивания;
проверка того, что значения данных лежат в приемлемых пределах;
проверка того, что данные согласуются с данными из других источников;
проверка данных на непротиворечивость;
проверка данных на полноту соответствия поставленной задаче актуарной деятельности
При выявлении фактов отсутствия полноты, достаточности, актуальности, достоверности, иных дефектах полученных данных актуарий должен принять меры по их замене или обработке статистическими методами для расчета недостающих показателей.
3.8. Использование информации из неофициальных источников допустимо в случае отсутствия или невозможности получения необходимых для осуществления актуарной деятельности данных из допустимых источников, невозможности их расчета на основании имеющихся данных, полученных из допустимых источников, при условии, что данные из неофициальных источников пройдут проверку на полноту, внутреннюю непротиворечивость, точность и актуальность, и в будет актуарном заключении должна быть отражена оценка степени их влияния на качество результатов актуарной деятельности.
3.9. актуарные предположения (допущения)
3.9.1. Исходя из задач актуарного оценивания, поставленных Заказчиком, актуарий может обосновать и применять в расчетах предположения и допущения, которые должны дополнять отсутствующие параметры объекта оценивания и/или условий и факторов его функционирования.
Актуарные предположения должны отвечать требованиям достаточности, полноты, релевантности с другими внутренними и внешними характеристиками объекта оценивания и согласоваться с общей социально-экономической ситуацией в стране.
3.9.2. Актуарий должен изложить методы расчета актуарных предположений в форме, исчерпывающей для экспертной проверки.
3.9.3. При осуществлении актуарного оценивания используемые предположения могут охватывать следующие направления:
- Демографические предположения об изменении численности населения и его демографических характеристик при расширении горизонта прогноза Росстата;
- Макроэкономические предположения об изменениях макроэкономических показателей при расширении горизонта прогноза;
- Социально-трудовые предположения об изменении характеристик и структуры рынка труда, существенных для формирования прав застрахованных лиц по всем видам обязательного пенсионного и социального страхования.
Раздел 4. Методология актуарного оценивания
Актуарий должен разрабатывать методологию с учетом особенностей конкретного объекта актуарного оценивания страхования/обеспечения и условий его финансирования.
Для актуарного анализа / оценивания доходов и обязательств по конкретным видам страхового обеспечения актуарий должен использовать метод открытых групп, в рамках которого рассматриваются взносы и пособия как настоящих, так и будущих застрахованных/охватываемых лиц.
4.1. Методика актуарного анализа / оценивания доходов, пенсионных прав застрахованных/охваченных лиц, пенсионных обязательств Фонда, трансфертов федерального бюджета бюджету Фонда, уровня пенсионного обеспечения должна включать:
методику анализа текущей ситуации;
методику формирования системы актуарных показателей;
методику актуарного прогнозирования на средне- и долгосрочную перспективу;
методику верификации прогнозов;
методику анализа и интерпретации результатов прогнозирования.
4.2. Актуарий должен разработать и обосновать систему актуарных показателей для актуарного анализа / оценивания программы, которая включает:
- базисные показатели, относительно которых разрабатываются актуарные предположения. К числу базисных показателей относятся:
показатели, непосредственно установленные законом (пенсионный возраст, тариф страховых взносов и т.д.);
показатели, полученные на основании исходных данных (например, характеристики населения и застрахованных лиц);
- расчетные показатели, применяемые для использования в процессе актуарной деятельности;
- расчетные показатели, являющиеся результатом актуарной деятельности.
Методика расчета показателя определяется нормативными правовыми актами или Заказчиком. Если методика расчета не установлена нормативными правовыми актами, то актуарий разрабатывает методику расчета такого показателя и согласовывает ее с Заказчиком.
4.3. Система базисных и расчетных показателей, применяемых для осуществления актуарной деятельности (актуарного оценивания) и являющихся ее результатом, должна быть максимально приближена к составу и разрезности исходных данных, обозначенных в настоящем стандарте.
4.4. Расчет актуарных показателей должен осуществляться в разрезах:
- источников финансового обеспечения;
- видов обеспечения по соответствующим программам обязательного социального (пенсионного) страхования/обеспечения;
- реестра расходных обязательств Фонда.
Способ группировки должен быть обоснован актуарием в соответствии с поставленной задачей и согласован с заказчиком.
В случае создания в Фонде экспертного совета в соответствии с пунктом 8 Порядка осуществления Фондом актуарной деятельности, до направления на согласование Заказчику способ группировки должен быть одобрен указанным экспертным советом.
Раздел 5. Моделирование объекта оценивания
Для реализации разработанной методологии актуарий должен разработать и использовать в расчетах модель, которая:
- учитывает внешние и внутренние факторы развития объекта оценивания и полностью соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего его функционирование;
- обеспечивает максимальную возможную, с учетом необходимых данных, детализацию расчетов;
- обеспечивающую расчет обязательств Фонда через права застрахованных/охваченных лиц;
- обеспечивающую многовариантные расчеты с учетом всех разработанных предположений;
- отражающую динамику актуарных показателей на весь прогнозный период.
5.2. Актуарий обосновывает модель в зависимости от объекта социального (пенсионного) страхования/обеспечения и поставленной заказчиком задачи. Допускается использование нескольких моделей при условии их согласованности.
5.3. Модель должна пройти контрольные испытания на тестовых данных.
В случае создания в Фонде экспертного совета в соответствии с пунктом 8 Порядка осуществления Фондом актуарной деятельности, Модель должна быть одобрена экспертным советом.
Раздел 6. Экспертиза (проверка) и контроль актуарной деятельности Фонда
Каждый вид актуарной деятельности подлежит контролю, который предусматривает внутренние проверки и внешнюю независимую экспертизу.
6.1. Контролю подлежит:
- полнота и актуальность учета нормативных актов, определяющих функционирование объекта актуарного оценивания.
- обоснованность и профессионализм использования демографических и макроэкономических параметров функционирования Фонда в рамках бюджетной системы страны,
- релевантность исходных данных государственной статистической отчетности и ведомственного учета, а также данных ЕГИССО и ЕЦП для актуарных расчетов долгосрочного развития Фонда,
- методы анализа и прогнозирования по каждому виду обязательного страхования,
- обоснованность и адекватность актуарных моделей по каждому объекту прогнозирования,
- обоснованность выводов по выполнению (рискам невыполнения) государственных обязательств перед застрахованными лицами и предложений по решению задач, поставленных заказчиком.
6.2. Внутренний - операционный - контроль актуарной деятельности может выполняться контрольными органами Фонда.
В случае создания в Фонде экспертного совета в соответствии с пунктом 8 Порядка осуществления Фондом актуарной деятельности, внутренний контроль может выполняться экспертным советом Фонда с участием представителей Заказчика.
Результаты внутреннего - операционного - контроля актуарной деятельности должны направляться Правлению Фонда.
6.3. Контроль за регулярным проведением специализированным структурным подразделением центрального аппарата Фонда актуарного оценивания деятельности Фонда, результатами такого оценивания осуществляет Правление Фонда.
Раздел 7. Представление результатов актуарной деятельности Заказчику
7.1. Результаты актуарного оценивания представляются Заказчику в форме отчета и актуарного заключения. Актуарий должен отразить в результатах следующую информацию:
- характеристики объекта оценивания, существенные для выбора математических моделей и актуарных предположений, в том числе: покрытие, виды выплат, источники финансирования, экономический механизм и проч.).
- методология, модель, данные (актуарный базис) и предположения.
В актуарном заключении представляются описания методик проведения актуарных расчетов всех существенных показателей, математических моделей, позволяющие провести проверку выводов, содержащихся в актуарном заключении.
7.2. Результаты актуарного оценивания должны быть отражены в виде фактических и прогнозных характеристик программы:
а. Демографические и макроэкономические характеристики:
- по охвату населения, т.е. по зарегистрированным/ застрахованным/охваченным лицам, в том числе лицам, у которых наступил страховой случай (новые назначения);
- о распределении зарегистрированных/застрахованных/охваченных по видам пенсий/иных выплат и источникам финансирования;
- сведения о работающих пенсионерах/получателях иных выплат;
- сведения об умерших пенсионерах/получателях иных выплат;
- сведения об ожидаемой продолжительности жизни.
Результаты отражаются в абсолютных значениях, долях к численности населения, а также в соотношении с иными демографическими показателями;
б. Выплатные характеристики
- сведения о размере пенсионных прав получателей пенсий (в том числе формируемых и не предъявленных к выплате);
- сведения о распределении получателей по уровню пенсионных/иных выплат, общему уровню пенсионного/социального обеспечения; по источникам финансирования
- прогнозируемые индексации пенсионных прав и назначенных пенсий/иных выплат;
Если задачей не указано иное, отражается дискретное распределение денежных потоков по каждому году прогнозного периода.
Результаты отражаются в абсолютных значениях, долях к ПМП, уровню бедности, среднемесячной заработной плате, а также в соотношении с иными макроэкономическими показателями
в. Финансовые характеристики программы
- постатейное распределение доходов по всем источникам;
- постатейное распределение расходов (в разрезе источников финансирования и видов выплат), трансфертов федерального бюджета;
- баланс бюджета Фонда по соответствующим программам социального (пенсионного) страхования/обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость Фонда;
- резервы, предусмотренные законодательством для обеспечения финансовой устойчивости различных компонентов программ социального (пенсионного) страхования/обеспечения и гарантий прав застрахованных/охваченных лиц;
7.3. Результаты актуарных расчетов выражаются в абсолютных значениях, долях к ВВП, а также в соотношении с иными макроэкономическими показателями.
Актуарий должен оценить согласованность с предыдущим отчетом в части интерпретации значимых изменений в результатах расчетов.
7.4. В заключении конкретно излагаются:
- обоснованные выводы и предложения по каждому объекту оценивания и каждой задаче, сформулированной заказчиком.
- установлены факторы и выявлены причины невыполнения государственных пенсионных и социальных обязательств перед застрахованными лицами, возможного возникновения дефицита или снижения уровня пенсий /иных выплат.
- оценка финансовой устойчивости Фонда в течение прогнозируемого периода;
- оценка адекватности уровня социального и пенсионного страхования целевому уровню социального (пенсионного) обеспечения в течение прогнозируемого периода;
- оценка адекватности установленного тарифа страховых взносов по каждому виду обязательного пенсионного и социального страхования, исходя из критерия достаточности для выполнения финансовых обязательств Фонда;
- оценка адекватности выплат по каждому виду пенсионного и социального страхования страховым взносам, начисленным / уплаченным за зарегистрированное / застрахованное / охваченное лицо;
- основные факторы, влияющие на финансовую устойчивость.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.