Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О пенсионном обеспечении членов семей погибших (умерших) лиц, добровольно принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины"
(подготовлен Минобороны России 09.09.2022 г.)
В настоящее время в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики принимают участие около 10-12 тыс. добровольцев.
Настоящий проект федерального закона (далее - законопроект) разработан во исполнение решения Президента Российской Федерации от 20 июля 2022 г., в части назначения пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших (умерших) граждан, которые добровольно выполняли задачи в ходе проводимой Российской Федерацией специальной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее - члены семей и добровольцы соответственно), расчет которой должен производиться по аналогии к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ), а членов семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту - в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона N 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) вследствие военной травмы, устанавливается в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего.
В тоже время, пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту в соответствии с Законом N 4468-1 исчисляется из окладов денежного содержания и ежемесячной надбавки за выслугу лет, выплачиваемых военнослужащим на день их гибели (смерти).
Поскольку действующие отряды добровольцев структурно в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входят, добровольцы по своему статусу военнослужащими не являются, не имеют воинских званий и не замещают воинские должности законопроектом предусматривается установить пенсии по случаю потери кормильца членам семей погибших (умерших) добровольцев в размере 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При этом предусмотренный законопроектом размер пенсии по случаю потери кормильца соответствует размеру пенсии по случаю потери кормильца, установленному Федеральным законом N 166-ФЗ и минимальному размеру пенсии по случаю потери кормильца, установленному Законом N 4468-1.
Пенсионное обеспечение членов семей погибших (умерших) добровольцев предполагается осуществлять через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства члена семьи, обратившегося за пенсией, в порядке, предусмотренном для установления и выплаты страховых пенсий.
Финансовое обеспечение расходов на выплату членам семей погибших (умерших) добровольцев пенсий по случаю потери кормильцев, включая организацию их доставки, предусматривается осуществлять за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В соответствии с пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.