Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 3 правил рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261"
(подготовлен Роспатентом 07.09.2022 г.)
Проект приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 3 правил рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 644/261" (далее соответственно - проект приказа, Правила) подготовлен в целях реализации Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 360-ФЗ "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза", Федерального закона от 23 ноября 2020 г. N 377 ФЗ "О ратификации Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года" и Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 450-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях".
Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Москва, 3 февраля 2020 г., далее соответственно - Договор, ЕАЭС) предполагает введение в государствах - членах ЕАЭС процедур, связанных с региональной системой регистрации и правовой охраны средств индивидуализации, в том числе с обжалованием отдельных решений национальных патентных ведомств или оспариванием предоставления правовой охраны средству индивидуализации на территории государства - члена ЕАЭС.
Так, например, абзацем первым статьи 15 Договора предусмотрено, что предоставление правовой охраны товарному знаку Союза может быть оспорено и признано недействительным в отношении всех или части товаров на территории любого государства-члена путем подачи возражения (жалобы) в национальное патентное ведомство этого государства-члена, апелляционный орган и (или) непосредственно в суд, если такой порядок обращения предусмотрен законодательством соответствующего государства-члена.
Пунктом 1 статьи 11 Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года (Нур-Султан, 9 сентября 2019 г., далее соответственно - Протокол, ЕАПК) предусмотрено, что евразийский патент на промышленный образец может быть признан Евразийским патентным ведомством Евразийской патентной организации недействительным в порядке административного аннулирования либо судебными или иными компетентными органами государств - участников ЕАПК по основаниям, предусмотренным Протоколом и Патентной инструкцией к ЕАПК, в порядке, предусмотренном законодательством соответствующего государства - участника ЕАПК.
Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях от 20 мая 2015 года (далее - Женевский акт) предполагает введение в договаривающихся государствах процедур, связанных с глобальной системой регистрации и правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний, в том числе с обжалованием отдельных решений соответствующих национальных ведомств или оспариванием предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара или географическому указанию.
Так, пунктом 1 статьи 19 Женевского акта предусмотрено, что международная регистрация может быть объявлена полностью или частично недействительной на территории Договаривающейся стороны только после предоставления бенефициарам возможности защитить свои права.
При этом согласно пункту 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита интеллектуальных прав в случаях, предусмотренных ГК РФ, осуществляется Роспатентом в административном порядке.
Статьи 1398 и 1512 ГК РФ предусматривают полномочия Роспатента рассматривать возражения против предоставления правовой охраны промышленному образцу и товарному знаку. Статьи 1528 и 1535 ГК РФ предусматривают полномочия Роспатента рассматривать возражения на решения, принятые по результатам экспертизы по заявкам на географические указания и наименования мест происхождения товаров, а также возражения против предоставления им правовой охраны.
Проект приказа регулирует осуществление Роспатентом соответствующих полномочий по рассмотрению споров в административном порядке, вытекающих из положений Договора, Протокола и Женевского акта, путем дополнения перечней решений Роспатента и юридически значимых действий в п.п. 3.1, 3.2 Правил, в отношении (против) которых могут быть поданы возражения, а также перечня видов заявлений в п. 3.3 Правил.
Принятие приказа необходимо для надлежащей имплементации Договора, Протокола и Женевского акта и полноценного функционирования региональных и глобальных систем правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.
Принятие приказа не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
Проект приказа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.