Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(подготовлен Минобрнауки России 08.09.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект, Федеральный закон) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 23 февраля 2021 г. N Пр-299.
Одной из важнейших задач научно-технологического развития Российской Федерации является выявление и привлечение талантливой молодежи в науку, создание условий для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций.
При этом необходимо отметить, что при наличии широкой линейки мер государственной поддержки молодым ученым (премии, стипендии, гранты, жилищные сертификаты и др.) понятие "молодой ученый" в законодательстве отсутствует.
В связи с этим представляется целесообразным ввести соответствующее понятие в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) и закрепить в нем право молодых ученых на получение мер государственной поддержки.
Указанные изменения, в первую очередь, направлены на привлечение в науку молодежи, не обладающей ученой степенью кандидата или доктора наук.
В частности, законопроектом предлагается установить, что молодыми учеными являются лица в возрасте до 35 лет включительно, являющиеся научными работниками научных организаций, научно-педагогическими работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также научными работниками иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
При этом научным работникам научных организаций, научно-педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также научным работникам иных организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в возрасте до 45 лет включительно, имеющим ученую степень доктора наук (далее - молодые доктора наук), могут предоставляться отдельные меры государственной поддержки для молодых ученых, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Дополнительные критерии (требования) к молодым ученым и молодым докторам наук, в том числе наличие ученой степени, для получения конкретных мер государственной поддержки могут быть установлены актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов публичной власти федеральной территории "Сириус".
В свою очередь, Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" предусматривает, что к молодежи, молодым гражданам относится социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно, а Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, предусмотрено, что меры государственной поддержки по решению жилищных проблем предоставляются работникам образовательной или научной организации, имеющим ученую степень доктора наук в возрасте до 45 лет.
Именно этим обусловлен выбор возраста молодых ученых и молодых докторов наук.
В 2021 году в подведомственных Минобрнауки России образовательных организациях высшего образования и научных организациях работали 218 тыс. научных и научно-педагогических работников, из которых почти 50 тыс. в возрасте до 35 лет (включительно). Причем научных и научно-педагогических работников, имеющих степень кандидата наук, из них почти 15 тыс. работников (30%).
Так, при закреплении правового статуса молодых ученых в Законе о науке, за ними сохраняется право на получение:
1)премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых*(1);
2)премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых*(2);
3)грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации*(3);
5)грантов Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными*(4);
6) стипендий Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики*(5);
7) персональных стипендий имени Ж.И. Алферова для молодых ученых в области физики и нанотехнологий*(6);
8) иных мер государственной поддержки молодых ученых.
При этом законопроект, закрепляя в Законе о науке основные положения о государственной поддержке молодых ученых, не ограничивает возможность поддержки молодых ученых из других финансовых источников, в том числе органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о науке финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования и может осуществляться Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, федеральной территорией "Сириус", а также физическими лицами и (или) юридическими лицами способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона направлено на систематизацию мер государственной поддержки молодым ученым и позволит стимулировать молодых ученых, не имеющих степень кандидата или доктора наук, совершать научные открытия.
Реализация Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не повлияет на сложившуюся структуру документов стратегического планирования Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие Федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Указ Президента Российской Федерации от 30 июля 2008 г. N 1144 "О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых";
Положение о премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2015г. N
312;
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 793 "О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых";
Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2010 г. N 601;
*(3) Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук";
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации";
*(4) Президентская программа исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными разработанная Российским научным фондом в соответствии с пунктом 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Указанная программа является одним из инструментов реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;
*(5) Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2012 г. N 181 "Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики";
постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 563 "О назначении и выплате стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики";
*(6) Указ Президента Российской Федерации от 12 июля 2019 г. N 332 "Об увековечении памяти Ж.И. Алферова";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 300 "О персональных стипендиях имени Ж.И. Алферова для молодых ученых в области физики и нанотехнологий и внесении изменений в Положение о Совете по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.