Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статьи 7 и 12 Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 08.09.2022 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и статьи 7 и 12 Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N1, ст. 10; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4597, ст. 4602; 2013, N 44, ст. 5630; 2015, N 17, ст. 2475; N 29, ст. 4396; 2020, N 31, ст. 5068) следующие изменения:
1)статью 2 дополнить частью восемнадцатой следующего содержания:
"Научная (научно-техническая) экспертиза - деятельность, включающая комплекс мероприятий, направленных на изучение, анализ и оценку планируемых и (или) полученных научных и научно-технических результатов, проектов научных тем научных исследований, проектов планов научных работ, научных и научно-технических программ и проектов, итогом которых является заключение научной (научно-технической) экспертизы по вопросам заказчика в области науки и техники в целях принятия заказчиком научно-обоснованных решений, в том числе управленческих.";
2)статью 14 изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Организация и проведение научной (научно-технической) экспертизы
1. Научная (научно-техническая) экспертиза организуется и проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и (или) экспериментальных разработок гражданского назначения или по инициативе заказчиков - органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физических или юридических лиц.
2.Принципами организации и проведения научной (научно-технической) экспертизы являются:
достоверность информации, представляемой для проведения научной (научно-технической) экспертизы;
объективность исследований, анализа или оценки объектов экспертизы, обеспечение научной обоснованности результатов научной (научно-технической) экспертизы;
компетентность исполнителей научной (научно-технической) экспертизы;
системность организации экспертной работы в соответствии с нормативно-методическим обеспечением;
независимость экспертов при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
3. Научная (научно-техническая) экспертиза организуется и проводится в соответствующей области науки и техники юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами.
В следующих случаях дополнительно к научной (научно-технической) экспертизе может быть проведена иная экспертиза:
при выборе приоритетных направлений государственной научно-технической политики, а также развития науки, технологий и техники;
при формировании научных и научно-технических программ и проектов;
при проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике государства.
4. Научная (научно-техническая) экспертиза в рамках мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и (или) экспериментальных разработок гражданского назначения, заказчиками которой являются органы государственной власти Российской Федерации, проводится организациями, уполномоченными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
5. Физические и юридические лица, организующие и проводящие научную (научно-техническую) экспертизу, обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне и недопущение возникновения конфликта интересов при проведении экспертизы и подготовке заключений.
6. Сведения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, включая информацию о планируемых и (или) полученных научных и научно-технических результатах, проектах научных тем научных исследований, проектах планов научных работ, научных и научно-технических программах и проектах, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе путем возмещения затрат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в рамках соглашений о предоставлении грантов физическим и (или) юридическим лицам на реализацию научных, научно-технических программ и проектов, размещаются субъектами научной и научно-технической деятельности независимо от их организационно-правовой формы в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне, в целях проведения научной (научно-технической) экспертизы, заказчиком которой являются органы государственной власти Российской Федерации.
Заключение научной (научно-технической) экспертизы, заказчиком которой являются органы государственной власти Российской Федерации, подлежит размещению в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
7.Положение о научной (научно-технической) экспертизе, утверждается Правительством Российской Федерации.";
3) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
"Статья 14.1. Общие подходы к проведению мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и (или) экспериментальных разработок гражданского назначения
1.Мониторинг и (или) оценка эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку научных исследований и (или) экспериментальных разработок гражданского назначения (далее - мониторинг и (или) оценка эффективности расходования средств федерального бюджета на научные исследования и (или) экспериментальные разработки гражданского назначения), осуществляется в соответствии с настоящей статьей.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку научной деятельности, в части реализации инновационных проектов, а также создания инновационной инфраструктуры и обеспечения ее деятельности осуществляется в соответствии со статьей 165 настоящего Федерального закона.
2. Мониторинг и (или) оценка эффективности расходования средств федерального бюджета на научные исследования и (или) экспериментальные разработки гражданского назначения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации главными распорядителями бюджетных средств и (или) уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации с точки зрения реализации государственной политики в соответствующей области и достижения поставленных целей и с учетом заключения научной (научно-технической) экспертизы.
Результаты мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета на научные исследования и (или) экспериментальные разработки гражданского назначения подлежат рассмотрению коллегиальным органом при Правительстве Российской Федерации, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных академий наук, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, общественных объединений, научных, образовательных и иных организаций, осуществляющих научную, научно- техническую и (или) инновационную деятельность, при формировании и реализации государственной научно- технической политики.
3. Правила проведения мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета на научные исследования и (или) экспериментальные разработки гражданского назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. В случае проведения мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета на научные исследования и (или) экспериментальные разработки гражданского назначения контрольные (надзорные) органы руководствуются положениями федеральных законов с учетом положений настоящей статьи.
5. В рамках мониторинга и (или) оценки эффективности расходования средств федерального бюджета на научные исследования и (или) экспериментальные разработки гражданского назначения проверка хозяйствующих субъектов и физических лиц, непосредственно не получавших государственную поддержку научных исследований и (или) экспериментальных разработок гражданского назначения, не проводится.";
4)в абзаце четвертом пункта 4 статьи 15.1 после слова "проводит" дополнить словами "научную (научно-техническую) экспертизу,".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 39, ст. 4883; 2017, N 31, ст. 4768; 2018, N 30, ст. 4553) следующие изменения:
1) в статье 7:
а) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции:
"3) научная (научно-техническая) экспертиза научных (научно-технических) программ и проектов. Требования к научным (научно-техническим) программам и проектам, подлежащим направлению на научную (научно-техническую) экспертизу в Российскую академию наук, и порядок направления на такую экспертизу устанавливаются Правительством Российской Федерации;";
б) в части 2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1)осуществляет, в том числе по запросу органов государственной власти Российской Федерации, научную (научно-техническую) экспертизу научных (научно-технических) программ и проектов, мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также научную (научно-техническую) экспертизу научных и (или) научно-технических результатов, созданных за счет средств бюджетов бюджетной системы;";
в пункте 61 после слов "а также" дополнить словами "научную (научно-техническую)";
2)в пункте 2 части 3 статьи 12 после слов "государственной власти" дополнить словами "научной (научно-технической)".
Статья 3
Абзацы семнадцатый и восемнадцатый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 26 декабря 2022 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.