Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 13.09.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения качества отбора кандидатов при поступлении на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета Российской Федерации, а также при поступлении на обучение в научные и образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, имеющие государственную аккредитацию.
Действующей редакцией статьи 16 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в качестве требования, предъявляемого к гражданам, принимаемым на службу в Следственный комитет Российской Федерации, предусмотрено наличие высшего юридического образования без определения его уровня. Вместе с тем деятельность сотрудника Следственного комитета Российской Федерации с учетом характера осуществляемой им работы отличается повышенной степенью ответственности перед обществом и гражданами.
На основании изложенного, предлагается в части 1 статьи 16 Федерального закона установить в качестве требования к лицам, претендующим на должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, наличие высшего юридического образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам с присвоением квалификации "магистр" при наличии диплома "бакалавра" по направлению подготовки "Юриспруденция", "Обеспечение законности и правопорядка".
Изложение части 3 статьи 16 в новой редакции позволит установить в качестве требований к лицам, претендующим на отдельные должности Следственного комитета Российской Федерации, для помощников следователей - наличие высшего образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам по направлению подготовки "Юриспруденция", "Обеспечение законности и правопорядка" квалификации "бакалавр", для должностей, замещение которых не требует высшего юридического образования - наличие у них иного высшего образования, полученного по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и необходимого для замещения соответствующей должности.
При этом в редакции данной части Председатель Следственного комитета Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению перечня указанных должностей и требований к уровню профессионального образования для их замещения.
Кроме того, законопроектом вводится статья 16.1, предусматривающая проведение профессионального психологического отбора при приеме кандидатов на службу в Следственный комитет Российской Федерации в целях определения способности гражданина по своим и личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника Следственного комитета Российской Федерации, в отличии от медицинского освидетельствования, предусмотренного статьей 16 Федерального закона, проводимого с целью выявления наличия или отсутствия у лица заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета Российской Федерации.
Мероприятия по отбору граждан в части психофизиологических исследованием с применением полиграфа проводятся в настоящее время сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, имеющиеся в штате следственных органов Следственного комитета Российской Федерации специалисты-полиграфологи обеспечивают и способны обеспечивать в дальнейшем проведение психофизиологических исследований в рамках мероприятий по отбору граждан.
Профессиональный психологический отбор кандидатов предлагается осуществлять не только при приеме граждан на службу в Следственный комитет Российской Федерации, а также на стадии приема в образовательные организации (при заключении ученического договора или договора о целевом обучении), осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, имеющие государственную аккредитацию в целях определения их профессиональной пригодности к обучению в образовательных организациях Следственного комитета Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного поведения.
Критериями для определения профессиональной пригодности кандидата будут являться: нравственные качества, уровень социализации, социальной активности, интеллекта, работоспособности, широта кругозора, коммуникативные и организаторские качества, мотивационная сфера личности с ведущими мотивами деятельности, уровень нервно-психической устойчивости в сложных условиях деятельности.
Таким образом, профессиональный психологический отбор не будет подменять медицинское освидетельствование, проводимое в медицинских учреждениях в рамках требований постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 500 "О медицинском освидетельствовании лиц на наличие или отсутствие заболевания, препятствующего поступлению на службу в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и исполнению служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета Российской Федерации", а лишь дополнять его.
Так при проведении профессионального психологического отбора проводится оценка соответствия индивидуально-психологических свойств личности (психофизиологических, личностных характеристик, знаний, умений и навыков) требованиям профессии, а именно наличие профессионально важных качеств необходимых для успешного осуществления служебных обязанностей сотрудника Следственного комитета Российской Федерации.
Таким образом, профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование являются составными частями проверочных мероприятий, направленных на отбор кандидатов на службу в Следственный комитет Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование кандидатов осуществляется медицинскими работниками в медицинских учреждениях. Профессиональный психологический отбор осуществляется сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, имеющими высшее профессиональное (психологическое) образование.
Кроме того, законопроектом устанавливаются полномочия Председателя Следственного комитета Российской Федерации по установлению порядка и методики проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору кандидатов при приеме на службу в Следственный комитет Российской Федерации, формы и условий заключения ученического договора, с последующим прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации.
Обязательное проведение такого отбора в настоящее время также предусмотрено в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
При этом в каждом федеральном государственном органе имеются свои особенности отбора кандидатов на службу с учетом его правового статуса, возложенных на него задач и функций.
На основании изложенного, вносимые законопроектом изменения, в части профессионального психологического отбора, обусловлены спецификой возложенных на Следственный комитет Российской Федерации задач и функций.
Законопроект не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и будет реализован в пределах бюджетных средств, предусмотренных на содержание Следственного комитета Российской Федерации.
Так в Следственном комитете Российской Федерации проходят службу необходимое количество сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, имеющих высшее профессиональное (психологическое) образование, в должностные обязанности которых входит проведение мероприятий с применением технических средств (полиграфа, айтрекера). При этом необходимое оборудование в Следственном комитете Российской Федерации имеется.
В силу положений части 8 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 17 Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 N 1681 договор о целевом обучении может содержать иные условия, не ухудшающие положения сторон по сравнению с установленными законодательством Российской Федерации.
В связи с этим в статье 16 Федерального закона предлагается закрепить полномочие Председателя Следственного комитета Российской Федерации по определению формы и условий ученического договора.
Законопроектом вносятся изменения, направленные на повышение эффективности подготовки кадров для Следственного комитета Российской Федерации, включая дополнительное профессиональное образование сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит обеспечить единый подход к решению кадровых вопросов в системе государственной службы Российской Федерации и будет способствовать совершенствованию порядка поступления на службу в следственные органы и учреждения Следственного комитета Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.