Проект Приказа Федерального архивного агентства "Об утверждении требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются государственные и муниципальные архивы, в отношении которых Федеральное архивное агентство осуществляет координацию и регулирование деятельности"
(подготовлен Росархивом 22.09.2022 г.)
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст.4034; 2022, N 18, ст. 3051), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633) и пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются государственные и муниципальные архивы, в отношении которых Федеральное архивное агентство осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росархива А.В. Юрасова.
Руководитель Росархива |
А.Н. Артизов |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Росархива
N ____ от "_____"______2022 г.
Требования
к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, правообладателями которых являются государственные и муниципальные архивы, в отношении которых Федеральное архивное агентство осуществляет координацию и регулирование деятельности
1. Требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются государственные и муниципальные архивы, в отношении которых Федеральное архивное агентство осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования) устанавливают обязательный к выполнению комплекс мер.
2. Требования применяются к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых является Федеральное архивное агентство, государственные и муниципальные архивы, в отношении которых Федеральное архивное агентство осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - КВО) в соответствии с Критериями отнесения объектов, правообладателями которых являются государственные и муниципальные архивы, в отношении которых Федеральное архивное агентство осуществляет координацию и регулирование деятельности, утвержденными приказом Федерального архивного агентства от 26.11.2021 N 118 (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2021, регистрационный N 66555).
3. Требования определяют комплекс мер и мероприятий по обеспечению готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих КВО (далее - эксплуатирующая организация).
4. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС в соответствии с локальным нормативным актом эксплуатирующей организации с периодичностью не реже одного раза в три месяца;
осуществление подготовки должностных лиц эксплуатирующей организации в области защиты от ЧС*(1), при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в пять лет;
проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) чрезвычайной ситуации, работников, находящихся на объектах, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объектов не реже одного раза в год;*(2)
разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС раз в пять лет;
финансирование мероприятия по защите объекта от ЧС ежегодно;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) для объектов регионального уровня значимости:
осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС в порядке, установленном локальным нормативным актом эксплуатирующей организации с периодичностью не реже одного раза в два месяца;
осуществление подготовки должностных лиц эксплуатирующей организации в области защиты от ЧС*(3), при этом подготовка указанных должностных лиц проходит в специализированных организациях не реже одного раза в четыре года;
проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) чрезвычайной ситуации, работников, находящихся на объекте, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта не реже одного раза в два года;
разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте один раз в пять лет;
финансирование мероприятия по защите объекта от ЧС ежегодно;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, акт проверки один раз в шесть месяцев.
3) для объектов муниципального уровня значимости:
осуществление мониторинга и прогнозирования ЧС в порядке, установленном локальным нормативным актом эксплуатирующей организации с периодичностью не реже одного раза в месяц;
осуществление подготовки должностных лиц эксплуатирующей организации в области защиты от ЧС*(4), при этом подготовка указанных работников из числа руководителей проходит в специализированных организациях не реже одного раза в пять лет;
проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) чрезвычайной ситуации, работников, находящихся на объектах, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объектов не реже одного раза в год;
разработка и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС один раз в пять лет;
финансирование мероприятия по защите объектов от ЧС ежегодно;
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, акт проверки один раз в квартал.
5. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание необходимого запаса материальных ресурсов (номенклатуры) для ликвидации ЧС, в порядке установленном эксплуатирующей организацией локальным нормативным актом, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного запаса материальных ресурсов (номенклатуры), исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном эксплуатирующей организацией локальным нормативным актом, определяющего порядок создания, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
издание эксплуатирующей организацией локального нормативного акта, определяющего порядок и способы оповещения работников объектов и иных граждан, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
издание локального акта или заключение соглашения об информационном обмене с регламентом информационного обмена, определяющих порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на объектах федерального уровня до органов повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС федерального, регионального и муниципального уровней*(5).
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание необходимого запаса материальных ресурсов (номенклатуры) для ликвидации ЧС в порядке, установленном эксплуатирующей организацией локальным нормативным актом, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного запаса материальных ресурсов (номенклатуры), исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном эксплуатирующей организацией локальным нормативным актом, определяющего порядок создания, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
издание эксплуатирующей организацией локального нормативного акта, определяющего порядок и способы оповещения работников объектов и иных граждан, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
издание локального акта или заключение соглашения об информационном обмене с регламентом информационного обмена, определяющих порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на объектах федерального уровня до органов повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС регионального и муниципального уровней*(6).
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание необходимого запаса материальных ресурсов (номенклатуры) для ликвидации ЧС в порядке установленном эксплуатирующей организацией локальным нормативным актом, определяющим порядок создания, хранения, использования и восполнения указанного запаса материальных ресурсов (номенклатуры), исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации;
создание необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном эксплуатирующей организацией локальным нормативным актом, определяющего порядок создания, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
издание эксплуатирующей организацией локального нормативного акта, определяющего порядок и способы оповещения работников объектов и иных граждан, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или возникновении ЧС, о порядке действий и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
издание локального акта или заключение соглашения об информационном обмене с регламентом информационного обмена, определяющих порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на объектах федерального уровня до органов повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС муниципального уровня*(7).
6. Комплекс мер по ликвидации ЧС осуществляется в соответствии с утвержденными Планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС, на основании локального нормативного акта эксплуатирующей организации, определяющего порядок создания указанных сил и средств;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников критически важных объектов и иных граждан из зоны чрезвычайной ситуации.
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС, на основании локального нормативного акта эксплуатирующей организации, определяющего порядок создания указанных сил и средств;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников критически важных объектов и иных граждан из зоны чрезвычайной ситуации.
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС, на основании локального нормативного акта эксплуатирующей организации, определяющего порядок создания указанных сил и средств;
определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников критически важных объектов и иных граждан из зоны чрезвычайной ситуации.
7. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях включает:
1) для объектов федерального уровня значимости:
создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей объекты, и организации ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, на основании локального акта*(8).
2) для объектов регионального уровня значимости:
создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей объекты и организации ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, на основании локального акта*(9).
3) для объектов муниципального уровня значимости:
создание комиссии по повышению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей объекты и организации ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации ЧС, на основании локального акта*(10).
8. Для проведения оценки готовности КВО решением руководителя организации, эксплуатирующей КВО (далее - руководитель организации), создается комиссия по оценке готовности к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей КВО (далее - комиссия).
9. Приказом руководителя организации в состав комиссии включаются:
В качестве членов комиссии - руководители подразделений организации и их заместители, специалисты (эксперты) в области гражданской обороны, пожарной безопасности, инженерно-технических систем и представители организации, осуществляющей техническую эксплуатацию критически важного объекта.
Возглавляет комиссию руководитель организации или назначенное им должностное лицо из числа его заместителей.
К работе в составе комиссии, с учетом категорий значимости КВО, определенных Критериями отнесения объектов, по согласованию могут привлекаться:
в отношении КВО федерального уровня значимости - представители МЧС России, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении КВО регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении КВО муниципального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
10. Проведение оценки готовности КВО предусматривается с учетом категории значимости КВО с периодичностью:
не реже одного раза в год для КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в три года для КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в пять лет для КВО муниципального уровня значимости.
11. В организации, эксплуатирующей КВО, рекомендуется иметь пятилетний План проведения оценки готовности КВО организации с учетом сроков, установленных пунктом 12 настоящих требований для всех КВО организации.
12. Оценка готовности КВО включает в себя:
анализ выполнения требований нормативных правовых документов по размещению КВО, работников на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае ЧС;
проверку наличия показателей степени риска КВО и методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных ЧС;
анализ возможного воздействия на КВО ЧС, возникших на соседних КВО, инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на КВО;
проверку наличия на КВО Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
проверку наличия на КВО работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО при ЧС и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации ЧС;
анализ наличия и состояния систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность КВО (по системам физической защиты и охраны объекта);
оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на КВО силами организации, эксплуатирующей КВО;
оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории КВО, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации ЧС;
оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количества населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;
проверку наличия и размещения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации возможной ЧС.
13. Оценка готовности КВО оформляется в виде отдельного документа акта оценки готовности КВО (далее - акт) в соответствии с приложением.
Акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей КВО. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт с пометкой "особое мнение", при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт хранится в организации, эксплуатирующей КВО.
В срок не более 3 рабочих дней после подписания акта комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией по обеспечению устойчивости функционирования объекта и жизнедеятельности работников организаций, и при необходимости оформляется план мероприятий по выполнению необходимых дополнительных мер.
14. По результатам оценки готовности КВО комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников этой организации.
Показатели формируются комиссией и содержат итоговое решение готов или не готов, при наличии значений:
"готов" - при выполнении требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами;
"не готов" - при выявлении одного или нескольких нарушений требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Приложение
к пункту 13 Обязательных для выполнения требований
к критически важным объектам,
Утверждаю
_________________
(руководитель организации)
______________________
(подпись, инициалы, фамилия)
"___" ____________ 20___ г.
"___"___________20__г. | ||
(место составления акта) |
(дата составления акта) |
Акт
оценки готовности критически важного объекта
___________________________________________________________________
(наименование критически важного объекта)
Наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект: __________________________________________________________________
Адрес (место нахождения) критически важного объекта: ___________________
Регистрационный номер критически важного объекта: _____________________
Состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению ЧС:
Председатель комиссии: ______________________________________________;
(должность, Ф.И.О.)
Члены комиссии:
________________________________________________________________________;
(должность работника организации, эксплуатирующей критически важный объект, Ф.И.О.)
________________________________________________________________________;
((при наличии в составе комиссии) должность представителя МЧС России, территориального органа МЧС России, органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, Ф.И.О.)
________________________________________________________________________;
(должность представителя специализированной научно-исследовательской, проектной или другой организации, Ф.И.О.)
Основание:
________________________________________________________________________
(наименование распорядительного документа, утвердившего создание и состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению ЧС, дата утверждения и N распорядительного документов)
В ходе проведения оценки готовности:
выявлены нарушения обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от ЧС: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________;
выявлены факты невыполнения ранее выданных предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний): _________________________________________________________________;
нарушений не выявлено.
Вывод комиссии: ________________________________________________ ______________
Приложение: Особое мнение, должность, И.О. Фамилия лица, выразившего особое мнение.
Председатель комиссии:
Должность _______________________ И.О. Фамилия
(подпись)
Члены комиссии:
Должность _______________________ И.О. Фамилия
(подпись)
Должность _______________________ И.О. Фамилия
(подпись)
Должность "особое мнение" _____________________ И.О. Фамилия
(подпись)
"____" _____________ 20__ г.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 2 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - постановление от 18 сентября 2020 г. N 1485). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(2) Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580).
*(3) Пункт 2 постановления от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020 г., N 39, ст. 6062). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(4) Пункт 2 постановления от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020 г., N 39, ст. 6062). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г.
*(5) Часть шестнадцатая статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 18, ст. 2622) (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
*(6) Часть шестнадцатая статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 18, ст. 2622).
*(7) Часть шестнадцатая статьи 1 Федерального закона N° 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2015, N 18, ст. 2622).
*(8) ГОСТ Р 22.2.12-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., "Стандартинформ", 2020) (далее - ГОСТ Р 22.2.12-2020).
*(9) ГОСТ Р 22.2.12-2020.
*(10) ГОСТ Р 22.2.12-2020.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.