Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности"
(подготовлен Минобрнауки России 22.09.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 26 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 г. N 2360-р.
Ожидаемым результатом реализации проекта постановления является исключение обязательности безвозмездного отчуждения в пользу государства исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные без привлечения бюджетных средств, за исключением случаев, прямо установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
При подготовке уполномоченными органами военного управления Решений об организации проведения инициативных работ, предусмотренных Инструкцией органам военного управления по рассмотрению предложений, поступивших от организаций Российской Федерации в рамках инициативных работ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2020 г. N 300, отмечаются случаи, когда представители Минобороны России настаивают на включении в технические задания, решения и другие распорядительные документы положений, предусматривающих безвозмездное закрепление за Российской Федерацией в лице Минобороны России прав на результаты, созданные в процессе выполнения этих работ.
Такое безвозмездное отчуждение активов предприятий оборонно-промышленного комплекса ведёт к возникновению убытков в размере затрат на соответствующие работы и налоговых начислений, покрытие которых возможно только за счёт "чистой прибыли", а также к возникновению дополнительных затрат на уплату лицензионных платежей Российской Федерации в случае их использования при реализации проектов по линии военно-технического сотрудничества, невозможности использования полученного научно-технического задела для расширения номенклатуры гражданской продукции при диверсификации производства и реализации задач по импортозамещению выпускаемой продукции. При этом у государственного заказчика отсутствуют функционал и задачи по использованию вне закрепленных за ним компетенций и коммерциализации созданных результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно правоприменительной практики, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет собственных средств, учитываются в составе имущественного комплекса предприятия в качестве нематериальных активов и их безвозмездное отчуждение в пользу государства ведет к возникновению у предприятия убытков в размере затрат на соответствующие работы по их созданию и, как следствие, к отрицательному финансовому результату деятельности предприятия. В свою очередь, это сказывается на размере подлежащих выплате дивидендов акционерам, основным из которых является Российская Федерация.
Данная проблема может быть решена путем применения такого способа обеспечения возможности использования ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности, как предоставление Российской Федерации прав использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет собственных средств в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам, и внесения соответствующих изменений в Правила управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2550 "Об утверждении правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", внесения соответствующих юридико-технических изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1275 "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу".
Проектом постановления устанавливается, что если государственный заказчик получил уведомление от исполнителя инициативной работы о создании результата интеллектуальной деятельности,способного к правовой охране, и принял положительное решение об использовании такого результата исполнителем при изготовлении опытного образца вооружения военной специальной техники и военно-технического имущества, то он (государственный заказчик) организует мероприятия по согласованию с исполнителем условий заключения соответствующих договоров о предоставлении Российской Федерации прав использования таких результатов.
Кроме того, проектом постановления уточняется, что под созданными результатами научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ понимаются результаты интеллектуальной деятельности, которые создаются в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам.
Принятие проекта постановления не относится к сфере реализации государственных программ Российской Федерации и не повлияет на достижение их целей, а также не приведет к увеличению расходов федерального бюджета и не повлечет изменения объема полномочий и компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель |
А.В. Омельчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.