Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части интеграции законодательства о применении контрольно-кассовой техники в законодательство о налогах и сборах)"
(подготовлен Минфином России от 11.07.2022)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части интеграции законодательства о применении контрольно-кассовой техники в законодательство о налогах и сборах)
Статья 1
Абзацы второй и третий пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1912; N 34, ст. 1966; 1993, N 12, ст. 429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3484; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 21, ст. 1957; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3436; 2009, N 29, ст. 3599; 2010, N 48, ст. 6247; 2011, N 27, ст. 3873; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207; 2014, N 14, ст. 1544; 2016, N 27, ст. 4223) изложить в следующей редакции:
"Осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями правил фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники (оперативный контроль), в том числе проводить комплексные оперативные проверки, контрольные закупки, осуществлять оперативный мониторинг и наблюдение, контрольные действия в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении оперативного контроля, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении оперативного контроля.
Выносить предписания об устранении выявленных нарушений в области фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники.".
Статья 2
В абзаце двенадцатом пункта 10 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2001, N 53, ст. 5022; 2002, N 30, ст. 3026, 3033; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3113; 2006, N 1, ст. 20; 2007, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3994; N 49, ст. 6063; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737; N 31, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 42; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4566, 4601; 2012, N 26, ст. 3446; N 27, ст. 3589; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7584, 7611; 2013, N 30, ст. 4065; N 44, ст. 5635; 2015, N 1, ст. 43, 44, 47; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3973; 2016, N 1, ст. 20; N 26, ст. 3871; N 27, ст. 4193, 4194; 2017, N 31, ст. 4827) слова "с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" заменить словами "с соблюдением правил фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 1957; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3599; 2010, N 31, ст. 4161; 2011, N 27, ст. 3873; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 19, ст. 2316; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 19, ст. 2316; 2015, N 10, ст. 1421; 2016, N 27, ст. 4223; 2018, N 28, ст. 4156; N 49, ст. 7497; N 53, ст. 8414; 2019, N 23, ст. 2912; N 30, ст. 4140; N 52, ст. 7828; 2020, N 40, ст. 6170; N 48, ст. 7626) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции: "О фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации";
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации устанавливает правила фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники и особенности осуществления налогового контроля за соблюдением правил фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации в форме оперативного контроля в целях обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей.
2. Правила фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники определяют порядок, условия и особенности применения контрольно-кассовой техники, порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники, требования к контрольно-кассовой технике, фискальным накопителям, фискальным документам, средствам формирования и проверки фискальных признаков, а также права и обязанности изготовителей, операторов фискальных данных, экспертных организаций и предъявляемые к ним требования.";
3) в статье 1.1:
а) слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
б) в абзаце одиннадцатом слова "за применением контрольно-кассовой техники" заменить словами "уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов";
4) в статье 1.2 слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
5) в статье 3 слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
6) в статье 3.1 слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
7) в статье 4.2 слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
8) в статье 4.3 слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
9) в статье 4.4:
а) слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
б) абзац второй пункта 8 изложить в следующей редакции:
"выявления несоответствия оператора фискальных данных требованиям настоящего Федерального закона и принятым в соответствии с ним подзаконным актам по результатам осуществления налоговыми органами оперативного контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации";
10) в статье 4.5:
а) слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
б) в пункте 8 слова "контроля и надзора, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона" заменить словами "оперативного контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации";
11) в статье 5:
а) слова "законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" в соответствующих числе и падеже заменить словами "настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним подзаконные акты" в соответствующих числе и падеже;
б) в пункте 2 слова "контроля и надзора за применением контрольно-кассовой техники" заменить словами "оперативного контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами";
б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. Пользователи не вправе фиксировать с применением контрольно-кассовой техники мнимые и притворные расчеты.
Для целей настоящего Федерального закона под фиксацией мнимого расчета понимается фиксация несуществующего расчета (в том числе фиксация расчетов по несуществующим обязательствам, а также не имевшим места фактам хозяйственной жизни). Под притворным расчетом понимается расчет, фиксация которого осуществлена с целью прикрыть другой расчет.";
12) статью 7 изложить в следующей редакции:
"Статья 7. Предмет и мероприятия оперативного контроля. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении оперативного контроля
1. Предметом налогового контроля в форме оперативного контроля является проверка соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации правил фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
2. Мероприятиями оперативного контроля являются:
1) комплексная оперативная проверка;
2) контрольная закупка;
3) оперативный мониторинг;
4) наблюдение.
3. При проведении мероприятий оперативного контроля налоговые органы:
1) осуществляют контрольные действия, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи;
2) осуществляют доступ на территорию или в помещение организации или индивидуального предпринимателя;
3) осуществляют доступ, в том числе с использованием технических средств, к контрольно-кассовой технике проверяемого лица;
4) осуществляют фото- и киносъемку, видеозапись, иные установленные способы фиксации, в том числе аудиофиксацию;
5) выносят предписания об устранении выявленных нарушений в области фиксации расчетов;
6) взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности;
7) имеют иные права и выполняют иные обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
4. Мероприятия оперативного контроля могут проводиться, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия (посредством аудио- или видеосвязи), путем совершения следующих контрольных действий:
1) проведение осмотра;
2) истребование необходимых для проведения мероприятий оперативного контроля документов и пояснений, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники;
3) выемка документов и предметов;
4) привлечение эксперта;
5) привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении оперативного контроля, свидетеля, переводчика, понятых;
6) считывание фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;
7) проверка сведений, отраженных в отчете о текущем состоянии расчетов и иных документах о текущем состоянии расчетов;
8) проверка остатка наличных денежных средств путем их пересчета.
Контрольные действия, указанные в настоящем пункте, совершаются, в том числе в порядке, предусмотренном статьями 90 - 98 Налогового кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными Правительством Российской Федерации.
5. Положение об осуществлении налоговыми органами оперативного контроля, включающее порядок организации и осуществления мероприятий оперативного контроля, устанавливается Правительством Российской Федерации.";
13) статью 7.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 7.1. Способы передачи документов (сведений, информации) при осуществлении оперативного контроля
Документы (сведения, информация), используемые налоговыми органами при осуществлении оперативного контроля, а также документы (информация, сведения) организаций и индивидуальных предпринимателей, передаваемые налоговым органам в рамках оперативного контроля, передаются через кабинет контрольно-кассовой техники. Обмен документами (информацией, сведениями) организаций и индивидуальных предпринимателей с налоговыми органами иными способами не осуществляется, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
До 31 декабря 2023 года при осуществлении оперативного контроля информирование организаций и индивидуальных предпринимателей о совершаемых должностными лицами налогового органа действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений организациям и индивидуальным предпринимателям налоговым органом осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования организаций и индивидуальных предпринимателей в электронной форме либо по запросу таких организаций и индивидуальных предпринимателей.
Налоговый орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет организациям и индивидуальным предпринимателям указанные документы и (или) сведения.
14) дополнить статьями 7.2 - 7.3 следующего содержания:
Статья 7.2. Способы обеспечения исполнения обязанности по фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники
1. В случае совершения организацией или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, выразившегося в неприменении контрольно-кассовой техники в установленных настоящим Федерльным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами случаях, налоговые органы вправе принять следующие обеспечительные меры:
1) ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для предоставления и (или) распространении информации в сети (сетях) (далее - ограничение доступа) в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) потребителям в сети "Интернет";
2) блокировка автоматического устройства для расчетов.
2. Ограничение доступа заключается в запрете доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для предоставления и (или) распространении информации в информационно-телекоммуникационной сети (сетях), и применяется в отношении организации (индивидуального предпринимателя) при одновременном соблюдении следующих условий:
если в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", (далее - место совершения сделок) уполномоченным органом обнаружена (включая получение информации от третьих лиц) информация, позволяющая получателю информации осуществить на сайте в сети "Интернет", в программе для электронных вычислительных машин или ином информационном ресурсе действия (совокупность действий), направленные на совершения сделок по покупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг дистанционным способом, в ходе исполнения которых продавцом (или уполномоченным им лицом) при осуществлении расчетов нарушаются требования настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
если организация (индивидуальный предприниматель) в течение года до момента вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, привлекалась к ответственности за совершение такого административного правонарушения;
если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники в установленных настоящим Федеральным законом и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов случаях, составила в совокупности один миллион рублей и более.
3. Ограничение доступа осуществляется по отношению к организации и/или индивидуальному предпринимателю (организатор продажи), которая осуществляет администрирование места совершения сделок, в отношении следующих мест совершения сделок:
доменного имени сайта в сети "Интернет";
сетевого адреса, указателя страниц сайта в сети "Интернет";
программ для электронных вычислительных машин, включая мобильное приложение (программное обеспечение, применяемое лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер);
страниц сайта социальной сети, блога (микроблога) и иных сетевых сообществ в сети "Интернет";
страниц абонента сервиса (включая каналы и чаты абонента) обмена мгновенными сообщениями в сети "Интернет" (мессендждеры).
4. Решение об ограничении доступа принимается уполномоченным органом по представлению руководителя территориального органа уполномоченного органа.
Решение уполномоченного органа об ограничении доступа является основанием для включения доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр).
Решение уполномоченного органа об ограничении доступа должно содержать:
указание на обнаруженную уполномоченным органом информацию, указанную в пункте 2 настоящей статьи;
доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего информацию или материалы, в отношении которых принимается решение.
Информация о решении уполномоченного органа об ограничении доступа направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, и (или) оператору реестра, определяемому в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации.
Допускается принятие уполномоченным органом одного решения об ограничении доступа в отношении 2 или более страниц одного и того же сайта в сети "Интернет".
Решение об ограничении доступа вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня окончания срока запрета доступа или дня отмены решения об ограничении доступа уполномоченным органом либо до дня отмены вынесенного решения судом.
4. Информация о применении в отношении организации и индивидуального предпринимателя обеспечительных мер, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".
5. При установлении в ходе проведения мероприятий оперативного контроля неприменения организацией или индивидуальным предпринимателем контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов через автоматические устройства для расчетов (платежные терминалы, торговые автоматы и иные автоматические устройства для расчетов), должностное лицо налогового органа вправе принять обеспечительные меры по блокировке такого устройства.
Под блокировкой автоматического устройства для расчетов в целях настоящего Федерального закона понимаются действия должностных лиц налогового органа по электрическому, механическому или электромеханическому воздействию в отношении такого устройства в целях прекращения возможности выполнения таким устройством функции приема наличных денежных средств, осуществления безналичных оплат и перевода денежных средств.
6. Обеспечительные меры устанавливаются на срок до девяноста календарных дней. Срок действия обеспечительных мер исчисляется с момента фактического ограничения доступа или фактической блокировки автоматического устройства для расчетов.
7. Уполномоченный орган на основании сведений, полученных от лица, в отношении которого применены обеспечительные меры, об устранении нарушений, указанных в решении об обеспечительных мерах, не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем получения указанных сведений, выносит решение о снятии указанных обеспечительных мер или сообщает об отказе.
8. Решение о принятии обеспечительных мер и решение об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения направляется лицу, в отношении которого вынесено указанное решение.
Статья 73. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
За нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов организации и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством об административных нарушениях.".
Статья 4
Пункт 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2012, N 31, ст. 4328; N 14, ст. 1658; 2013, N 52, ст. 6963; 2014, N 30, ст. 4223; 2016, N 52, ст. 7491; 2017, N 24, ст. 3478; N 31, ст. 4827; 2018, N 18, ст. 2572, N 52, ст. 8101) дополнить подпунктом "к" следующего содержания:
"к) информации, содержащей предложения, направленные на совершение сделок по покупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг дистанционным способом, при расчете по которым нарушаются требования Федерального закона "О фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также указанной информации, содержащейся в программах для электронных вычислительных машин.".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; 2011, N 27, ст. 3873; 2014, N 19, ст. 2315; 2016, N 27, ст. 4223) следующие изменения:
1) в статье 4 часть 12 изложить в следующей редакции:
"12. Платежный агент при приеме платежей обязан соблюдать правила фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом "О фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.";
2) в части 2 статьи 5 слова "законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" заменить словами "Федерального закона "О фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации" и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами".
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2013, N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, 2317; 2016, N 27, ст. 4223; 2019, N 27, ст. 3538) следующие изменения:
1) в статье 14 слова "законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" заменить словами "Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним подзаконных актов";
2) в части 4 статьи 14.2 слова "законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" заменить словами "Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним подзаконных актов".
Статья 7
Статью 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5631; N 51, ст. 6677; N 52, ст. 6990; 2014, N 45, ст. 6154; 2016, N 22, ст. 3097; 2017, N 30, ст. 4440; 2018, N 1, ст. 65; N 31, ст. 4861; N 49, ст. 7516; 2019, N 30, ст. 4149) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. Кассовый чек (бланк строгой отчетности) может не содержать обязательного реквизита первичного учетного документа, установленного пунктом 7 части 2 настоящей статьи, если иное не установлено Федеральным законом "О фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.".
Статья 8
В части 7 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 30) слова "законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники" заменить словами "Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами".
Статья 9
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.