Минэкономразвития России в соответствии с главой IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в Порядок выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки, утвержденный приказом Минтранса России от 30 июля 2020 г. N 265" (далее соответственно - проект акта, приказ N 265, свидетельства о подготовке водителей, утверждение курсов подготовки), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в соответствии с пунктом 59 Перечня видов разрешительной деятельности, подлежащих выводу на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) в 2022 году, утвержденного Правительством Российской Федерации 9 июня 2022 г. N ДГ-П36-9676, и предусматривает:
возможность подачи заявлений об утверждении курсов подготовки, о получении свидетельств о подготовке водителей через ЕПГУ;
введение реестровой модели утверждения курсов подготовки;
сокращение сроков рассмотрения заявления и принятия решения об утверждении курсов подготовки;
установление оснований для возврата без регистрации заявления об утверждении курсов подготовки.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в срок с 22 июля по 4 августа 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/07-22/00129851). Замечаний и предложений в ходе проведенных разработчиком публичных обсуждений не поступило.
В отношении проекта акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Основание для возврата без регистрации заявления об утверждении курсов подготовки, устанавливаемое в подпункте "а" пункта 5 проекта акта, требует уточнения в части исключения упоминания о выдаче специального разрешения, так как проектом акта не регламентируется выдача специального разрешения.
2. Согласно тексту проекта акта его положения действуют до 1 января 2027 г., как и сам приказ N 265, в который разработчиком вносятся изменения.
Следует отметить, что ввиду положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) после истечения указанного срока действия приказа N 265 положения нового нормативного правового акта смогут вступить в силу не ранее 1 марта 2027 года.
Во избежание возникновения правового пробела сроки действия приказа N 265 и проектируемого регулирования требуют уточнения.
3. В соответствии со статьей 2 Закона об обязательных требованиях обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
По данным разработчика, приказ N 265 разработан в соответствии с главой 8.2 "Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства" приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).
Указанными положениями ДОПОГ установлены требования к подготовке водителей, которыми в отношении определенных категорий водителей предусмотрено, что они должны иметь свидетельство, выданное компетентным органом или любой организацией, признанной этим органом, и удостоверяющее, что они прошли курс подготовки и сдали экзамен на знание специальных требований. Для определенных категорий водителей требуется прохождение базового курса подготовки (подготовка осуществляется в виде курсов, утвержденных компетентным органом).
Также ДОПОГ регламентирована процедура утверждения курсов подготовки, в том числе состав документов, прилагаемых к заявлению.
В преамбуле приказа N 265 и проекта акта в качестве основания их принятия указано Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, и отсутствует указание на полномочия федерального органа исполнительной власти, определяемые федеральным законом.
При этом федеральными законами, регулирующими отношения в сфере осуществления перевозок опасных грузов или отношения в сфере образования, также не предусмотрены полномочия по установлению порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей и утверждения курсов такой подготовки.
Таким образом, по итогам рассмотрения представленных материалов может быть сделан вывод, что проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях.
В целях реализации положений Закона об обязательных требованиях считаем необходимым Минтрансу России инициировать внесение изменений в законодательство в части наделения Минтранса России полномочием по изданию рассматриваемого проекта акта.
4. Кроме того, с учетом описания целевого состояния государственной услуги по "Выдаче документов (удостоверений) об утверждении курсов подготовки водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы" (ОЦС) к проекту акта имеются следующие замечания.
4.1. В соответствии с пунктами 2 и 11 приказа N 265 в редакции проекта акта решение об утверждении курсов оформляется выпиской из реестра утверждения курсов. Вместе с тем в рамках реестровой модели выписка из реестра носит информационный характер, а подтверждением оказания государственной услуги является запись в реестре, обладающая юридической значимостью. В связи с этим пункты 2 и 11 приказа N 265 в редакции проекта акта нуждается в корректировке.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 приказа N 265 в редакции проекта акта территориальный орган Ространснадзора отказывает в выдаче утверждения курсов в случае предоставления недостоверных и (или) неполных сведений.
Отмечаем, что с учетом введения реестровой модели необходимо формулировку "выдача утверждения курсов" заменить на формулировку, отражающую, что подтверждением наличия разрешения является именно запись в реестре.
Аналогично необходимо скорректировать пункт 11 и пункт 12 приказа N 265 в редакции проекта акта.
4.2. Нуждается в доработке в соответствии с ОЦС пункт 6 приказа N 265 в редакции проекта акта. В частности, необходимо предусмотреть, что сведения об информации, подтверждающей наличие у образовательной организации на праве собственности либо ином законном основании материально-технического и информационно-методического обеспечения, заполняются в форме запроса на ЕПГУ, а не представляются в виде копий документа.
4.3. Также необходимо предусмотреть, что сведения об образовании, подтверждающие квалификацию педагогических работников, предусмотренных условиями реализации соответствующих программ, запрашиваются в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", и только в случае отсутствия их в информационной системе возможно прикрепить копии документов об образовании к форме на ЕПГУ.
4.4. Кроме того, в проекте постановления необходимо предусмотреть, что информация о помещениях, в которых проводятся курсы (копии документов, подтверждающих наличие у образовательной организации на праве собственности либо ином законном основании помещения, предназначенного для ведения образовательной деятельности), также запрашивается в Едином государственном реестре недвижимости.
4.5. Необходимо уточнить, что информация о максимально возможном количестве обучающихся заполняется заявителем вручную в форме заявления на ЕПГУ, а не прилагается к нему.
4.6. В соответствии с ОЦС общий срок оказания государственной услуги по утверждению курсов подготовки составляет 6 рабочих дней.
При этом в соответствии с приказом N 265 в редакции проекта акта срок оказания государственной услуги (с учетом 1 рабочего дня на проверку полноты представленных документов и 2 рабочих дней на подписание утверждения курсов) составляет 9 рабочих дней.
В связи с этим в проекте постановления необходимо предусмотреть сроки оказания государственной услуги в соответствии с ОЦС.
4.7. Полагаем целесообразным доработать абзац пятый пункта 11 приказа N 265 в редакции проекта акта с учетом введения реестровой модели государственной услуги. В частности, предусмотреть, что для утверждения курсов достаточно электронной подписи соответствующего должного лица территориального органа Ространснадзора.
4.8. Согласно пункту 13 приказа N 265 в редакции проекта акта образовательные организации не позднее чем за три рабочих дня до начала обучения должны представлять расписания занятий в территориальный орган Ространснадзора.
Представляется необходимым уточнить в проекте акта, в каком порядке осуществляется данное представление расписания занятий.
4.9. Проектом акта предусматривается, что заявитель для получения государственной услуги по утверждению курсов может подать документы на бумажном носителе, а также направить на электронную почту территориального органа Ространснадзора.
Полагаем целесообразным дополнительно проработать исключение возможности подачи документов на бумажном носителе с учетом того, что согласно ОЦС многие сведения заполняются только в форме заявления на ЕПГУ.
4.10. Также в проекте постановления необходимо предусмотреть нормы о присвоении регистрационных номеров записям в реестре об утверждении курсов подготовки исключительно с использованием федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (подсистемы "Единый реестр учета лицензий (разрешений)") с переприсвоением в указанной системе регистрационных номеров в отношении уже ранее утвержденных курсов.
5. С учетом описания целевого состояния государственной услуги "Выдача свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы" (ОЦС 2) к проекту акта имеются следующие замечания.
5.1. В проекте акта с учетом ОЦС 2 необходимо предусмотреть реестровую модель предоставления свидетельств о подготовке водителей.
5.2. Кроме того, необходимо предусмотреть нормы о присвоении регистрационных номеров записям о предоставлении свидетельств о подготовке водителей исключительно с использованием федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (подсистемы "Единый реестр учета лицензий (разрешений)") с переприсвоением в указанной системе регистрационных номеров в отношении уже выданных свидетельств.
Одновременно с этим на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
проект акта не соответствует требованиям Закона об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в проекте акта не выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.