Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 11.10.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизмов применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций (далее - ЭПР), предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Закон N 258-ФЗ), и во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N Пр-2371 по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта", состоявшейся 12 ноября 2021 г. (далее - поручение Президента РФ).
Во исполнение поручения Президента РФ расширяется круг лиц, в отношении которых предлагается в программе ЭПР устанавливать требование о необходимости страхования такими лицами гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица. Данное изменение направлено на уточнение категорий лиц, ответственных за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации ЭПР, в том числе в результате использования решений, созданных с применением технологий искусственного интеллекта. Вносимые изменения также согласуются с основными принципами развития и использования технологий искусственного интеллекта, соблюдение которых обязательно при реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 (далее - Национальная стратегия), в части предупреждения и минимизации рисков возникновения негативных последствий использования технологий искусственного интеллекта.
Во исполнение поручения Президента РФ также предлагается внести положение, направленное на усиление защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с применением технологий искусственного интеллекта. Проектируемая норма окажет положительное влияние на динамику основного показателя, предусмотренного Национальной стратегией, характеризующего рост предложения продуктов (услуг), созданных (оказываемых) с использованием искусственного интеллекта.
Частью 6 статьи 5 Закона N 258-ФЗ в действующей редакции сужается предмет специального регулирования, в частности предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых ограничен. Таким образом, создаются риски для установления некоторых ЭПР, в том числе касающихся реализации рецептурных лекарственных препаратов, отдельных партий сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала), которые можно считать товарами с ограниченным оборотом. Предлагаемые законопроектом изменения снимают такое ограничение.
В целях обеспечения стабильности уже установленного ЭПР и исключения возможности изменения положений, установленных программой ЭПР, в ином порядке, не предусмотренном Законом N 258-ФЗ, законопроектом предлагается норма, обеспечивающая реализацию уже установленного ЭПР, в случае если до срока окончания его действия вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, при соблюдении которых реализация ЭПР невозможна или существенно затруднена.
Такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, если иное ими прямо не предусмотрено, не применяются в отношении участников ЭПР в течение срока действия ЭПР. Положения данной нормы не распространяются на нормативные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также в целях недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы, носящих чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Положения пункта 1 части 1 статьи 16 и пункта 1 части 2 статьи 17 Закона N 258-ФЗ приводятся в соответствие с положениями части 11 статьи 5 Закона N 258-ФЗ.
Положения законопроекта также позволяют исключить противоречие между исчислением начала срока действия ЭПР и вступлением в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего программу ЭПР.
Изменение пункта 2 части 1 статьи 8 Закона N 258-ФЗ направлено на смягчение требований к инициатору ЭПР в части представления справок об отсутствии судимости на всех членов коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Количество таких справок на практике может превышать несколько десятков в зависимости от количества инициаторов и состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.
Исходя из сложившейся правоприменительной практики представление справок об отсутствии судимости вызывает сложности у инициаторов ЭПР - юридических лиц и затягивает процедуру установления ЭПР.
Законопроектом уточняется процедура рассмотрения инициативного предложения.
В целях ускорения процедуры установления ЭПР законопроектом предусматривается сокращение сроков рассмотрения инициативного предложения регулирующим органом, организацией предпринимательского сообщества и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с 25 рабочих дней до 15. Уточняется порядок подготовки заключения в отношении возможности или невозможности установления ЭПР регулирующим органом. Также законопроектом предусматривается сокращение срока рассмотрения Правительством Российской Федерации или координационным органом инициативного предложения с 30 рабочих дней до 20.
Исходя из сложившейся практики рассмотрения инициативных предложений об установлении ЭПР срок рассмотрения инициативного предложения затягивается на уровне субъекта Российской Федерации из-за необходимости учета позиции законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, в связи с этим соответствующее положение части 5.1 статьи 9 Закона N 258-ФЗ исключено.
Законопроектом уточняется порядок рассмотрения инициативного предложения Правительством Российской Федерации в части направления инициативного предложения уполномоченным органом в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, а также организации, определенные Правительством Российской Федерации, для формирования указанными органами и организациями рассматриваемых координационным органом позиций по инициативному предложению.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 10 Закона N 258-ФЗ программа ЭПР должна содержать порядок использования продукции, произведенной и апробируемой в условиях ЭПР. Императивный характер данной нормы вызывает сложности при подготовке проектов программ ЭПР, по которым не предусмотрено производство какой-либо продукции. Таким образом, законопроектом предлагается уточнить, что данное положение распространяется только на те ЭПР, в рамках которых планируется производство продукции.
В действующей редакции пункта 2 части 2 статьи 15 Закона N 258-ФЗ перечень условий, при которых возможно изменение ЭПР, ограничен. С учетом складывающейся практики реализации ЭПР предлагается уточнить случаи изменения ЭПР.
Предлагается закрепить полномочия Правительства Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона N 258-ФЗ, - полномочия Банка России по изменению ЭПР или прекращению его действия в случае приостановления действия ЭПР по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 16 Закона N 258-ФЗ. Необходимость расширения полномочий обусловлена тем, что после приостановления действия ЭПР может быть сделан вывод о невозможности изменения ЭПР, то есть вывод о прекращении его действия, в том числе при вступлении в силу соответствующего федерального закона.
В связи с тем, что период подготовки нормативных правовых актов, вносящих изменения в общее регулирование, как правило, является длительным и может превышать один год, законопроектом исключается временное ограничение в один год для продления срока действия ЭПР. При этом срок действия ЭПР продлевается до дня вступления в силу нормативных правовых актов, вносящих изменения в общее регулирование, в случае принятия решения о необходимости внесения таких изменений. Положения части 1 статьи 7 Закона N 258-ФЗ также приводятся в соответствие с положениями части 8 статьи 18 Закона N 258-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация предлагаемых норм окажут положительное влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов иных уровней, а также негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.