Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства сельского хозяйства РФ "Об утверждении Ветеринарных правил назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы меда и продукции пчеловодства, предназначенных для переработки и реализации"
(от 17.10.2022)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении Ветеринарных правил назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы меда и продукции пчеловодства, предназначенных для переработки и реализации" (далее соответственно - проект акта, проект Правил), направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 29 апреля по 30 мая 2022 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/04-22/00127207).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой указаны сведения об их учете и причинах отклонения.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых ФГБНУ "ФНЦ пчеловодства", Торгово-промышленная палата Российской Федерации направили замечания и предложения к проекту акта (справка прилагается).
На основании пункта 1.5 сводного отчета проект акта разработан в соответствии со статьями 2.1 и 21 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 99 перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").
Проект акта разработан взамен Правил ветеринарно-санитарной экспертизы меда при продаже на рынках, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 18 июля 1995 г. N 13-7-2/365, и устанавливает ранее не предусмотренные обязательные требования.
В соответствии со статьей 21 Закона N 4979-1 продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей.
Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения для пищевых целей определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные регламенты и требования устанавливают ветеринарно-санитарные нормы, которым должна соответствовать продукция животного происхождения.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей продукции животного происхождения, не подвергнутой в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
По результатам рассмотрения проекта акта с учетом проведенной оценки на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию.
1. По вопросу определения предметной области проектируемого регулирования, Минэкономразвития России отмечает следующее.
В проекте Порядка продукция пчеловодства наряду с медом определяется как самостоятельный объект регулирования, при этом ссылка на пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации" не конкретизирует перечень продуктов пчеловодства, которые подпадают под сферу действия проекта Порядка. Из содержания проекта Порядка также сделать однозначный вывод о том, какие продукты пчеловодства подлежат в соответствии с ним ветеринарно-санитарной экспертизе меда и продукции пчеловодства, предназначенных для переработки и реализации (далее - ВСЭ меда), не представляется возможным, так в подпункте "б" пункта 15 проекта Порядка указываются перга и молочко маточное пчелиное,а в подпункте "в" пункта 15 проекта Порядка - "продукция пчеловодства".
Минэкономразвития России предлагает в целях приведения проекта Порядка в соответствие с принципом правовой определенности, установленным статьей 7 Закона N 247-ФЗ, перечислить все продукты пчеловодства, подлежащие ВСЭ меда.
2. Положения проектируемого регулирования, касающиеся проведения исследований меда и (или) продукции пчеловодства в рамках ВСЭ меда, по мнению Минэкономразвития России, нуждаются в существенной доработке.
2.1. Редакция пункта 9 проекта Правил допускает возможность его неоднозначного толкования, поскольку содержит указание, что в рамках ВСЭ меда проводится исследование проб меда и (или) продукции пчеловодства, предусмотренных подпунктом "в" пункта 15 проекта Правил, а также исследование проб меда и (или) продукции пчеловодства (без конкретизации), что может привести к возможным злоупотреблениям в правоприменительной практике.
Полагаем, что разработчику в проекте Правил следует в одном пункте четко определить, для каких целей, с точки зрения возможности для заявителя реализации и переработки меда и (или) продукции пчеловодства, предназначены указанные в пункте 9 проекта Правил этапы, в частности в его абзацах третьем и четвертом.
Кроме того, необходимо разграничить сферы действия пунктов 9 и 12 проекта Правил, поскольку в действующей редакции они дублируют друг друга: пункт 9 определяет, что осуществляется в рамках ВСЭ меда, а пункт 12 - что осуществляется при проведении ВСЭ меда.
Также пунктом 9 проекта Правил предусмотрено, что в рамках ВСЭ проводится направление проб меда и (или) продукции пчеловодства для проведения лабораторных исследований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 15 проекта Правил, в лабораторию (испытательный центр) федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, а также их учреждений (далее - Госветслужба) или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, по выбору владельца.
Необходимо уточнить, что лаборатории (испытательные центры), входящие в систему органов и учреждений Госветслужбы, также должны быть аккредитованы в национальной системе аккредитации.
2.2. Обращаем внимание, что согласно пункту 16 проекта Правил "по результатам проведенных исследований принимается решение о направлении меда и (или) продукции пчеловодства" в реализацию без ограничений или на утилизацию. При этом не конкретизируется, о каких исследованиях идет речь: об исследовании проб меда и (или) продукции пчеловодства применительно к каждой партии меда и (или) продукции пчеловодства, или об их лабораторном исследовании применительно к заявителю (один раз в год), или об их совместном проведении.
Согласно абзацам третьему и четвертому пункта 16 проекта Правил есть разница в последствиях для заявителя при установлении несоответствия меда и (или) продукции пчеловодства показателям, выявляемым при различных исследованиях (указанных в подпунктах "а", "б" и подпункте "в" пункта 15 проекта Правил). Целесообразно также указать последствия для заявителя при установлении каждым из указанных исследований соответствия меда и (или) продукции пчеловодства данным показателям.
2.3. Следует уточнить, является ли ВСЭ меда на рынках самостоятельной процедурой, поскольку в пункте 19 проекта Правил отдельно выделено понятие ВСЭ меда на рынках.
Кроме того, поскольку по результатам ВСЭ меда на рынках в заключении о пригодности меда и (или) продукции пчеловодства к использованию для пищевых целей не предлагается отражать содержание нормированных (ТР ТС 021/2011) компонентов, в целях соблюдения принципа правовой определенности, установленного статьей 7 Закона
N 247-ФЗ, Минэкономразвития России полагает целесообразным дополнительно указать в проекте Правил, что ВСЭ меда при реализации меда и (или) продукции пчеловодства на розничных рынках и ярмарках проведение их лабораторных исследований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 15 проекта Правил, не требуется*(1).
Одновременно редакцию пункта 19 проекта Правил следует привести к единообразию с пунктом 2 проекта Правил и дополнить указанием на ярмарки.
2.4. В пункте 15 проекта Порядка указаны органолептические и физико-химические показатели, по которым согласно пункту 13 проекта Порядка должно осуществляться исследование меда и продукции пчеловодства, также ссылка на них содержится в подпункте "ж" пункта 18 проекта Правил.
Минэкономразвития России отмечает, что данные показатели заимствованы разработчиком из ГОСТов (ссылки на которые содержатся в проекте Правил), включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 декабря 2019 г. N 236. Учитывая характер добровольности соблюдения данных ГОСТов, включение имеющихся в них показателей в качестве обязательных требований в проект Правил является избыточным и необоснованным и нарушает пункт 4 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 24 мая 2014 года.
2.5. Ссылка в абзацах втором и третьем пункта 16 проекта Правил на соответствие меда и (или) продукции пчеловодства показателям ТР ТС 021/2011, указанным в пункте 14 проекта Правил, не в полной мере корреспондируется с содержанием пункта 13 проекта Правил, согласно которому исследования меда и (или) продукции пчеловодства проводятся по показателям, указанным в пункте 15 проекта Правил, и перечнем показателей исследований, содержащихся в проекте Правил.
Учитывая изложенное, в целях минимизации рисков избирательного применения обязательных требований, а также недопущения возможности появления неоднозначной правоприменительной практики со стороны контрольно-надзорных органов, полагаем необходимым уточнить перечень показателей исследований меда и (или) продукции пчеловодства и формы проведения данных исследований в проекте Правил.
2.6. Проектируемая норма подпункта "в" пункта 15 проекта Правил содержит требование о проведении исследования меда на содержание нормированных ТР ТС 021/2011 антибиотиков.
Контроль остатков антибиотиков, нормируемых ТР ТС 021/2011, осуществляется за наличием в меде левомицетина (хлорамфеникола), антибиотиков тетрациклиновой группы, бацитрацина.
В целях соблюдения принципа определенности обязательных требований, установленного статьей 7 Закона N 247-ФЗ, исключения рисков расширительного толкования проектируемого положения в правоприменительной практике и различий в его понимании при применении контрольно-надзорными органами понятия "антибиотики" полагаем необходимым в абзаце втором подпункта "в" пункта 15 проекта Правил применительно к показателю "антибиотиков" сделать прямую отсылку к приложению N 3 ТР ТС 021/2011.
2.7. Минэкономразвития России во избежание установления для заявителей избыточных обязанностей, приводящих к необоснованным издержкам, связанным с необходимостью проведения лабораторных исследований проб меда и (или) продукции пчеловодства, предусмотренных подпунктом "в" пункта 15 проекта Правил, считает необходимым уточнить в подпункте "в" пункта 15 проекта Правил, что мед и (или) продукция пчеловодства, предназначенные для переработки и (или) реализации на пищевые цели, исследуются на содержание нормированных Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 (ТР ТС 021/2011), компонентов один раз в год, проведение данных исследований чаще возможно исключительно по обращению владельца меда и (или) продукции пчеловодства (далее - заявитель).
3. В соответствии со статьей 7 Закона N 247-ФЗ содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности. Учитывая изложенное, а также во избежание установления избыточных административных барьеров и издержек при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо уточнить и конкретизировать редакцию проекта Правил в части регламентации процедурных вопросов, связанных с трактовкой понятия "непосредственное обращение", используемого в пункте 7 проекта Правил, назначением и проведением ВСЭ меда, а также получением и оформлением ее результатов.
Обращаем внимание, что согласно пункту 7 проекта Правил решение о назначении ВСЭ меда принимается при непосредственном обращении заявителя. Таким образом, согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) ВСЭ меда является государственной услугой.
В соответствии со статьей 5 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами, в которых должны быть урегулированы все процедурные вопросы. Так как проекты административных регламентов не рассматриваются на заседаниях рабочих групп по "регуляторной гильотине", то, по мнению Минэкономразвития России, принципиально важные процедуры ВСЭ меда должны быть включены в проект Правил.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 7.4 Закона N 210-ФЗ в проект Правил (пункты 17-18) необходимо включить положения, предусматривающие реализацию реестровой модели учета результатов ветеринарно-санитарной экспертизы.
3.1. Пунктом 4 проекта Порядка определено, что проведение ВСЭ меда организуется Госветслужбой. В пунктах 7 и 9 проекта Правил не указаны форма обращения заявителя о проведении ВСЭ меда в орган или организацию, входящие в систему Госветслужбы, срок принятия решения о назначении ВСЭ меда, наличие (отсутствие) оснований для отказа в назначении ВСЭ меда по результатам рассмотрения обращения заявителя.
3.2. В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 11 проекта Правил при рассмотрении представленных заявителем документов и сведений осуществляется анализ сведений, представленных в ветеринарно-санитарном паспорте пасеки, ветеринарных сопроводительных документов или информации об их оформлении и выдаче, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии, информации о применении лекарственных препаратов для ветеринарного применения и соблюдении сроков их выведения из организма пчел в соответствии с инструкциями по их применению.
Указанные положения противоречат пункту 4 статьи 2.1 Закона N 4979-1, устанавливающего, что ветеринарными правилами не могут закрепляться полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, устанавливаться обязанности физических лиц и юридических лиц получать разрешения, аккредитации, аттестации, заключения и иные акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также не могут устанавливаться требования о направлении уведомлений или иной информации в указанные органы и организации, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 4979-1.
Учитывая положения части 3 статьи 7 Закона N 247-ФЗ, что обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу, считаем целесообразным доработать пункт 11 проекта Правил.
Обращаем внимание, что к неопределенным требованиям относится положение пункта 11 проекта Правил, согласно которому "осуществляется анализ представленных заявителем документов и сведений", однако критерии и результаты такого анализа в проекте Правил отсутствуют, также не уточняется, что понимается под таким "анализом".
При корректировке данного пункта проекта Правил следует также учитывать, что в соответствии со статьей 7 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
3.3. Согласно пункту 9 проекта Правил в рамках проведения ВСЭ меда осуществляется принятие решения по результатам проведенных исследований. Однако согласно пункту 19 проекта Правил по результатам проведения на рынках ВСЭ меда выдается заключение о пригодности меда и (или) продукции пчеловодства к использованию для пищевых целей. Одновременно в пункте 16 проекта Правил как раз указывается, что "по результатам проведенных исследований принимается решение" о направлении меда и (или) продукции пчеловодства в реализацию без ограничений или на утилизацию.
На основании изложенного разработчику следует привести редакции указанных пунктов проекта Правил к единообразию в целях исключения их неоднозначной трактовки в процессе правоприменения.
3.4. Обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации не установлена ни форма решения по результатам ВСЭ меда, ни перечень информации, которая должна в нем содержаться.
Учитывая положения части 3 статьи 9 Закона N 247-ФЗ, согласно которым при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения, представляется целесообразным утвердить форму решения по результатам ВСЭ меда или перечень информации, которую необходимо указывать в нем.
3.5. В проекте Правил нет указания на характер проведения ВСЭ меда, имея в виду, что она проводится перед выпуском в обращение меда и (или) продукции пчеловодства, предназначенных для переработки и реализации, причем не только на рынках (возмездный или безвозмездный), а также, в случае его возмездности, - на размер, порядок и подтверждение оплаты (ссылок на соответствующие нормативные правовые акты, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. N 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг" к платным ветеринарным услугам в части ветеринарно-санитарных экспертиз относит проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения).
Данное обстоятельство негативным образом влияет на возможность оценки потенциальных издержек субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности.
4. Пункт 5 проекта Правил устанавливает такие самостоятельные цели оценки соответствия, как установление соответствия меда и продукции пчеловодства требованиям безопасности ТР ТС 021/2011 (далее - цель 1), которые сами по себе относятся исключительно к пищевой продукции, и определение пригодности меда и продукции пчеловодства к использованию для пищевых целей (далее - цель 2).
Включение в проект Правил цели 1 обусловлено статьей 30 ТР ТС 021/2011, учитывая статью 7 ТР ТС 021/2011, согласно которой непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, предназначенное для производства (изготовления) пищевой продукции, должно быть признано пригодным для употребления в пищу по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии со статьей 30 ТР ТС 021/2011, выполнение требований ТР ТС 021/2011 уже означает пригодность меда и (или) продукции пчеловодства к использованию для пищевых целей.
Однако разделение этих целей на самостоятельные вводит в заблуждение и позволяет неоднозначно трактовать проект Правил, а также не соответствует статье 30 ТР ТС 021/2011 как документа, имеющего более высокую юридическую силу по отношению к национальному законодательству, которым четко определены цели соответствия.
Учитывая изложенное, цель 2 целесообразно исключить из пункта 5 проекта Правил.
5. Согласно пункту 6 проекта Правил ВСЭ меда проводится специалистами в области ветеринарии, являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Госветслужбы. В пункте 15 проекта Правил установлено, что мед и (или) продукция пчеловодства, предназначенные для переработки и (или) реализации на пищевые цели, исследуются специалистами Госветслужбы.
При этом отсутствует возможность привлечения к указанному исследованию аттестованных специалистов в области ветеринарии, не являющимися специалистами Госветслужбы, что негативно сказывается на развитии конкуренции на рынке оказания услуг по проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, доступности ВСЭ меда (в том числе территориальной), на возможности рыночных механизмов ценообразования и к существенным различиям стоимости услуг в различных субъектах Российской Федерации (стоимость определяется в зависимости от административного решения о размере тарифа (пункт 7.1.5 сводного отчета).
Учитывая, что в соответствии со статьями 1.1, 21 Закона N 4979-1 специалистами Госветслужбы предусмотрена организация проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, а к специалистам в области ветеринарии относятся специалисты как являющиеся, так и не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Госветслужбы, представляется целесообразным предусмотреть возможность проведения исследований (помимо лабораторных), указанных в пункте 15 проекта Правил, аттестованными специалистами в области ветеринарии, не являющимися специалистами Госветслужбы (по выбору заявителя).
6. Согласно пункту 18 проекта Правил информация о ВСЭ меда вносится в журнал ветеринарно-санитарной экспертизы меда и (или) продукции пчеловодства, который ведется специалистом Госветслужбы, однако проектируемое требование является неопределенным, поскольку не указывает, как и кем утверждается форма такого журнала, а также где указанный журнал должен храниться - у специалистов Госветслужбы или заявителя.
Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 7 Закона N 247-ФЗ содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом. Одновременно в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 247-ФЗ обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта отсутствуют положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
проект акта не соответствует Закону N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Как следует из сводного отчета, стоимость одного лабораторного исследования, предусмотренного подпунктом "в" пункта 15 проекта Правил, составляет 1 700 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.