Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях поддержки граждан в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году"
(подготовлен Минтрудом России от 24.07.2022)
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 11, ст. 1596) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Временные правила оказания поддержки гражданам в возрасте до 35 лет включительно в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 - 2023 годах.
2. Установить, что бюджетные ассигнования на оказание поддержки гражданам в возрасте до 35 лет включительно в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году, предусмотренные Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика", направляются Фонду социального страхования Российской Федерации.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Фонду социального страхования Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _______ 2022 г. N_____
Временные правила
оказания поддержки гражданам в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 - 2023 годах
1. Настоящие Правила определяют временный порядок оказания поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, при трудоустройстве в трудонедостаточные субъекты Российской Федерации.
2. В рамках настоящих Правил поддержка оказывается гражданам Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, признанным в установленном порядке безработными или зарегистрированным в установленном порядке в целях поиска подходящей работы, не менее 1 года проживающим или пребывающим в трудоизбыточных субъектах Российской Федерации (далее - граждане) и трудоустраивающимся на вакантные рабочие места (вакансии) в трудонедостаточных субъектах Российской Федерации у юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), соответствующих критериям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
Срок проживания (пребывания) граждан в трудоизбыточных субъектах Российской Федерации проверяется сотрудниками государственных учреждений служб занятости населения (далее - центры занятости населения) данных субъектов Российской Федерации, на основании отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина или на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания.
3. Термины, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
трудоизбыточные субъекты Российской Федерации - это Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика;
трудонедостаточные субъекты Российской Федерации - это Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Ленинградская область, Магаданская область, Мурманская область, Новосибирская область, Омская область, Псковская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тюменская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
договор о трудоустройстве - договор, заключаемый между центром занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации и гражданином в целях его трудоустройства в трудонедостаточном субъекте Российской Федерации;
поддержка - единоразовая выплата, производимая Фондом социального страхования Российской Федерации из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации частями, предусмотренными пунктом 14 настоящих Правил, на компенсацию расходов, связанных с переездом в другую местность и обустройством на новом месте.
4. В рамках настоящих Правил осуществляется трудоустройство граждан, на вакантные рабочие места (вакансии) у работодателей (юридических лиц, как коммерческих так и некоммерческих организаций, и индивидуальных предприимателей), которые на дату обращения гражданина в центр занятости населения в целях трудоустройства в трудонедостаточном субъекте Российской Федерации:
не менее 1 года осуществляют деятельность в трудонедостаточном субъекте Российской Федерации;
не имеют неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на дату запроса;
не находятся в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к работодателю другого юридического лица), ликвидации, исключения из единого государственного реестра юридических лиц, в отношении которых не введена процедура банкротства, деятельность которых не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а работодатели, являющиеся индивидуальными предпринимателями, не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В целях подтверждения соответствия работодателя условиям, установленным настоящим пунктом, центр занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации вправе истребовать у работодателя соответствующие документы.
При этом предпочтение отдается вакантным рабочим местам (вакансиям), которые не могут быть замещены гражданами, признанными в установленном порядке безработными или зарегистрированными в установленном порядке в целях поиска подходящей работы, на территории трудонедостаточного субъекта Российской Федерации.
Поддержка не оказывается при трудоустройстве на вакантные рабочие места (вакансии), предусматривающие осуществление дистанционной (удаленной) работы, а также в случае трудоустройства на работу по совместительству.
5. Подбор вакантных рабочих мест (вакансий) осуществляется гражданином самостоятельно или при содействии центра занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации.
В случае самостоятельного подбора гражданином вакантного рабочего места (вакансии) он информирует о нем при обращении в центр занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации.
Вакантное рабочее место (вакансия), подобранное центром занятости населения, согласовывается с гражданином.
6. Центр занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или признан в установленном порядке безработным, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем обращения гражданина:
уточняет период, в течение которого работодатель осуществляет деятельность на территории трудонедостаточного субъекта Российской Федерации, и осуществляет проверку соответствия работодателя требованиям, предусмотренным абзацем четвертым пункта 4 настоящих Правил, путем направления с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запроса в Федеральную налоговую службу о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей*(1) или путем анализа информации, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы с использованием сервисов "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде" (https://egrul.nalog.ru/index.html) и "Прозрачный бизнес" (https://pb.nalog.ru/);
осуществляет проверку факта отсутствия неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на дату запроса путем направления с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия запроса в Федеральную налоговую службу;
направляет с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия в центр занятости населения трудонедостаточного субъекта Российской Федерации, на территории которого планирует трудоустроиться гражданин, запрос о возможности замещения вакантного рабочего места (вакансии) гражданами, признанными в установленном порядке безработными или зарегистрированными в установленном порядке в целях поиска подходящей работы, на территории данного трудонедостаточного субъекта Российской Федерации с учетом их квалификации.
7. На основании данных, полученных в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, центром занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации принимается решение о соответствии работодателя и вакантного рабочего места (вакансии) требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
8. Несоответствие работодателя и/или вакантного рабочего места (вакансии), подобранного гражданином самостоятельно, требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил, является основанием для предложения данному гражданину иных вариантов трудоустройства у другого работодателя, соответствующего условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
Несоответствие работодателя и/или вакантного рабочего места (вакансии), подобранного центром занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации, требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил, является основанием для продолжения поиска иных вариантов трудоустройства гражданина у другого работодателя, соответствующего условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
9. В случае соблюдения условий, предусмотренных пунктами 2, 4 настоящих Правил, центр занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или признан в установленном порядке безработным, в течение 5 рабочих дней со дня получения данных, подтверждающих это, но не позднее 15 рабочих дней со дня, следующего за днем обращения гражданина, осуществляет согласование с работодателем кандидатуры гражданина путем направления ему соответствующего запроса и получения письменного согласия работодателя на трудоустройство гражданина.
Отказ работодателя от трудоустройства гражданина является основанием для продолжения поиска иных вариантов трудоустройства гражданина у другого работодателя, соответствующего условиям, предусмотренным пунктом 4 настоящих Правил.
День получения письменного согласия работодателя на трудоустройство считается днем согласования кандидатуры гражданина.
После согласования кандидатуры гражданина с работодателем центр занятости трудоизбыточного субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или признан в установленном порядке безработным, в течение одного рабочего дня, следующего за днем согласования кандидатуры гражданина с работодателем, направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения (далее - орган службы занятости), данного субъекта Российской Федерации сведения о количестве граждан, с которыми планируется заключение договора о трудоустройстве.
Орган службы занятости трудоизбыточного субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения сведений, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, направляет в Фонд социального страхования Российской Федерации заявку на подтверждение наличия неиспользованных бюджетных ассигнований (далее - Заявка) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации". Форма и формат Заявки утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения Заявки, подтверждает/не подтверждает наличие неиспользованных бюджетных ассигнований.
Отсутствие неиспользованных бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, является основанием для отказа в заключении договора о трудоустройстве и планировании расходования средств для предоставления поддержки.
При условии подтверждения неиспользованных бюджетных ассигнований Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет планирование расходования средств для предоставления поддержки в соответствии с данными, которые указаны в Заявках.
В случае подтверждения наличия неиспользованных бюджетных ассигнований, орган службы занятости трудоизбыточного субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня, следующего за днем подтверждения наличия свободных остатков лимитов бюджетных ассигнований, информирует центр занятости данного субъекта Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован в целях поиска подходящей работы или признан в установленном порядке безработным, о возможности заключения с ним договора о трудоустройстве.
10. В случае соблюдения условий, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, с гражданином в течение 3 рабочих дней, следующих за днем получения подтверждения наличия не изпользованных бюджетных ассигнований, заключается договор о трудоустройстве.
Форма договора о трудоустройстве и порядок его заключения определяются органом службы занятости трудоизбыточного субъекта Российской Федерации с учетом состава сведений, которые рекомендуется отразить в договоре о трудоустройстве, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.
11. Центр занятости населения трудоизбыточного субъекта Российской Федерации, заключивший с гражданином договор о трудоустройстве, в течение 1 рабочего дня, следующего за днем заключения такого договора, информирует об этом орган службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации, на территории которого гражданин планирует трудоустроиться, путем направления копии договора о трудоустройстве.
12. Гражданин, заключивший договор о трудоустройстве, имеет право на получение поддержки в размере 116 800 рублей.
Условием для получения поддержки является заключение трудового договора с работодателем, указанным в договоре о трудоустройстве.
13. Для получения поддержки, предусмотренной пунктом 12 настоящих Правил, гражданин, заключивший договор о трудоустройстве, в течение месяца со дня заключения такого договора подает лично при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного гражданина, в любой центр занятости населения трудонедостаточного субъекта Российской Федерации, на территории которого гражданин трудоустроился, заявление с указанием желаемого способа получения поддержки (путем перечисления на банковскую карту "МИР" или счет работника, открытый в российской кредитной организации), реквизитов, необходимых для перечисления (реквизиты банковской карты "МИР" или счета работника, открытого в российской кредитной организации), а также реквизитов договора о трудоустройстве и трудового договора, заключенного гражданином при трудоустройстве на вакантное рабочее место (вакансию), указанное в договоре о трудоустройстве (далее - заявление).
Форма заявления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, определяется органом службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации.
В случае нарушения гражданином сроков подачи заявления, установленных абзацем первым настоящего пункта, поддержка ему не оказывается, а заключенный ранее договор о трудоустройстве считается расторгнутым.
При этом, центр занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации в течение 1 рабочего дня, после истечения срока, предусмотренного для подачи заявления, информирует орган службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации о количестве недействительных договоров о трудоустройстве.
Органы службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня окончания периода, указанного в абзаце первом настоящего пункта:
извещают органы службы занятости трудоизбыточного субъекта Российской Федерации о недействительных договорах о трудоустройстве;
направляют в Фонд социального страхования Российской Федерации сведения о недействительных договорах о трудоустройстве для учета наличия свободных остатков бюджетных ассигнований (далее - Сведения).
Форма и формат Сведений утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
14. Поддержка, предусмотренная пунктом 12 настоящих Правил, осуществляются поэтапно:
42 800 рублей - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления;
74 000 рублей - по истечении 6 месяцев, но не позднее 192 дня со дня подачи заявления.
15. Центр занятости населения трудонедостаточного субъекта Российской Федерации в соответствии с заявлениями формирует списки получателей поддержки, предусмотренной пунктом 12 настоящих Правил (далее - списки получателей поддержки).
Список получателей поддержки содержит следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя поддержки;
б) дата рождения получателя поддержки;
в) реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя поддержки;
г) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования получателя поддержки;
д) регистрационный номер работодателя, присвоенный территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации;
е) наименование и ИНН работодателя;
ж) КПП работодателя (при наличии);
з) реквизиты договора о трудоустройстве;
и) реквизиты трудового договора, заключенного гражданином при трудоустройстве на вакантное рабочее место (вакансию), указанное в договоре о трудоустройстве;
к) наименование центра занятости населения, направившего гражданина для трудоустройства;
л) реквизиты банковской карты "МИР" или счета получателя поддержки, открытого в российских кредитных организациях;
м) размер поддержки, которую должен получить гражданин в зависимости от этапа ее выплаты, предусмотренного пунктом 14 настоящих Правил.
Список получателей поддержки подписывается уполномоченным лицом центра занятости населения трудонедостаточного субъекта Российской Федерации, заверяется печатью центра занятости населения и не позднее 5-го числа месяца, представляется в орган службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации, на территории которого гражданин трудоустроился. В случае отсутствия на 5-ое число месяца заявлений, в соответствии с которыми гражданам необходимо предоставить поддержку, предусмотренную пунктом 12 настоящих Правил, список не составляется.
Порядок предоставления центром занятости населения трудонедостаточного субъекта Российской Федерации списков получателей поддержки в орган службы занятости субъекта Российской Федерации определяется органом службы занятости данного трудонедостаточного субъекта Российской Федерации.
16. Орган службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации на основании списков получателей поддержки, представленных центрами занятости населения, поступивших в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил договоров о трудоустройстве и с учетом положений пункта 20 настоящих Правил, формирует реестр на финансовое обеспечение расходов из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - реестр на финансовое обеспечение).
Формат реестра на финансовое обеспечение устанавливается Фондом социального страхования Российской Федерации.
Реестр на финансовое обеспечение формируется с указанием:
а) наименования и кода трудоизбыточного субъекта Российской Федерации;
б) наименования и кода трудонедостаточного субъекта Российской Федерации;
в) фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя поддержки;
г) даты рождения получателя поддержки;
д) страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования получателя поддержки;
ж) даты заключения трудового договора;
з) регистрационного номера работодателя, присвоенного территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации;
и) наименования и ИНН работодателя;
к) КПП работодателя (при наличии);
л) этапа и суммы, установленных пунктом 14 настоящих Правил;
м) реквизитов банковской карты "МИР" или счета получателя поддержки, открытого в кредитных российских организациях.
17. Сформированный и подписанный усиленной квалифицированной подписью уполномоченного лица реестр на финансовое обеспечение не позднее 10-го числа месяца, направляется в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, находящийся в трудонедостаточном субъекте Российской Федерации, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации".
В случае отсутствия на 10-ое число месяца списков получателей поддержки, в соответствии с которыми гражданам необходимо предоставить поддержку, предусмотренную пунктом 12 настоящих Правил, реестр не составляется.
18. Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет идентификацию трудоустроенных граждан, указанных в реестре на финансовое обеспечение, и проверку факта их трудоустройства у работодателя посредством направления с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запроса в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случае отрицательного результата идентификации трудоустроенного гражданина и проверки факта его трудоустройства, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней со дня направления реестра на финансовое обеспечение, направляет органу службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации информацию об отказе в осуществлении поддержки для последующего информирования гражданина.
В случае положительного результата идентификации трудоустроенного гражданина и проверки факта его трудоустройства, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, в сроки, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил, направляет установленную поддержку гражданину путем перечисления ее в соответствии с реквизитами, указанными в реестре на финансовое обеспечение (реквизиты банковской карты "МИР" или счета получателя поддержки, открытого в российских кредитных организациях).
19. Органы службы занятости трудонедостаточных субъектов Российской Федерации несут в соответствии с законодательством Российской Федерации*(2) ответственность за представление недостоверных сведений о получателях поддержки.
20. В случае неявки гражданина без уважительной причины на работу или его отказа, в том числе после подачи заявления, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, приступить к работе согласно заключенному трудовому договору, предусмотренная настоящими Правилами поддержка не осуществляются.
Второй этап поддержки, предусмотренный пунктом 14 настоящих Правил, не осуществляется в случае, если гражданин до истечения шести месяцев с момента начала осуществления трудовой деятельности уволился по собственному желанию (кроме случаев увольнения, обусловленного невозможностью продолжения работы: по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, необходимостью ухода за родственником (супругом, супругой, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, братьями, сестрами, дедушками, бабушками, внуками), проживающим в другой местности, изменением трудовой функции) или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации явились основанием прекращения трудового договора.
21. Наступление фактов, указанных в пункте 20 настоящих Правил, проверяется путем направления органом службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации запроса в адрес работодателя способами и в сроки, определяемыми органом службы занятости данного субъекта Российской Федерации.
О наступлении фактов, указанных в пункте 20 настоящих Правил, органы службы занятости трудонедостаточного субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня с момента поступления информации от работодателя направляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации трудонедостаточного субъекта Российской Федерации сведения о прекращении трудовых договоров.
Форма и формат сведений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, утверждаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
22. Гражданин вправе получить поддержку в связи с привлечением работодателями на работу из другой местности не чаще 1 раза в год.
23. Обмен данными между центрами занятости населения, органами службы занятости, относящихся к трудоизбыточному либо к трудонедостаточному субъекту Российской Федерации, территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации при реализации настоящих Правил, а также обработка персональных данных производятся с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
24. Информация о предоставлении гражданину мер социальной поддержки, предусмотренных настоящими Правилами, размещается Фондом социального страхования Российской Федерации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2022, N 22, ст. 3533).
Приложение
к Временным правилам оказания поддержки
гражданам в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением
работодателями на работу из другой местности в 2022 году,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _______ 2022 г. N_____
Состав
сведений, рекомендуемых для отражения в договоре о содействии в трудоустройстве в другой местности
1. Дата, место заключения и номер договора
2. Наименование государственного учреждения службы занятости населения, заключившего договор
3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) работника государственного учреждения службы занятости населения, подписавшего договор о содействии в трудоустройстве в другой местности
4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина
5. Пол гражданина
6. Дата рождения гражданина
7. ИНН гражданина
8. СНИЛС гражданина
9. Вид документа, удостоверяющего личность гражданина
10. Серия, номер документа, удостоверяющего личность гражданина
11. Дата выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина
12. Кем выдан документ, удостоверяющий личность гражданина
13. Наименование работодателя, к которому направляется гражданин
14. Адрес юридического лица и предполагаемое место работы привлекаемого гражданина, в том числе с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения, в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации
15. ИНН и КПП работодателя (при наличии)
16. Профессия (должность, специальность), на которую планирует трудоустроиться гражданин
17 Реквизиты банковской карты "МИР" или счета получателя поддержки, открытого в кредитных российских организациях, необходимые для перевода поддержки
18. Размер поддержки и этапы ее выплаты
19. Иная информация (при необходимости) по усмотрению государственного учреждения службы занятости населения
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях поддержки граждан в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году"
Минтрудом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях поддержки граждан в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году" (далее - проект постановления), предусматривающий временный механизм оказания содействия гражданам в возрасте до 35 лет, переезжающим из другой местности для трудоустройства (далее - временные правила).
Проект постановления подготовлен в соответствии с пунктом 32 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р.
Разработка проекта постановления обусловлена складывающейся социально-экономической ситуацией, направлена на стимулирование внутренней трудовой миграции молодежи из трудоизбыточных субъектов в трудонедостаточные и обеспечения потребности импортозамещающих предприятий работниками.
По состоянию на 7 апреля 2022 г. число граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве безработных, превышает количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленное работодателями в органы службы занятости населения в 8 субъектах Российской Федерации Республики Дагестан, Ингушетия, Алтай, Тыва, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики. Кроме того, согласно данным Росстата, размещенным на официальном сайте, в данных регионах наиболее высокий уровень безработицы за январь-март 2022 года (в среднем за период): более 9 % при среднем по Российской Федерации - 4,5 %. Подробные данные приводятся в таблице.
Наименование субъекта Российской Федерации |
Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения (на 7 апреля 2022 г.) |
Количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленное работодателями в органы службы занятости населения (на 7 апреля 2022 г.) |
Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы (данные Росстата за январь - март 2022 г. (в среднем за период) |
Российская Федерация |
665 433 |
1 763 790 |
4,2 |
Республика Дагестан |
27 388 |
1 783 |
14,2 |
Республика Ингушетия |
34 591 |
98 |
29,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
9 577 |
3 720 |
11,1 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2 988 |
2 211 |
11,5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
4 090 |
1 226 |
14,7 |
Чеченская Республика |
52 011 |
2 634 |
11,1 |
Республика Алтай |
2 173 |
1 930 |
9,2 |
Республика Тыва |
9 450 |
847 |
12,3 |
На основании перечисленных выше показателей данные субъекты Российской Федерации проектом постановления предлагается отнести к категории трудоизбыточных регионов в целях оказания поддержки гражданам в возрасте до 35 лет, проживающих в данных субъектах Российской Федерации, в связи с их привлечением работодателями на работу в другую местность.
В остальных субъектах Российской Федерации, по данным на 7 апреля 2022 года, количество свободных рабочих мест превышает число безработных. То есть, формально можно отнести их к трудонедостаточным.
Центральный и Южный федеральные округа являются территориями естественного притяжения. В связи с этим оказание поддержки, а следовательно и отнесение в рамках постановления к трудонедостаточным, в связи с переездом для трудоустройства в данные округа полагаем нецелесообразным.
Полагаем целесообразным оказывать поддержку в рамках проекта постановления при переезде для трудоустройства в такие стратегически значимые округа как: Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. При этом, к трудонедостаточным субъектам Российской Федерации из числа входящих в указанные федеральные округа предлагаем отнести те, в которых безработными гражданами, состоящим на учете в службе занятости населения, могут быть обеспечены 50 или менее процентов имеющихся вакантных рабочих мест.
Наименование субъекта Российской Федерации |
Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения (на 7 апреля 2022 г.) |
Количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленное работодателями в органы службы занятости населения (на 7 апреля 2022 г.) |
% свободных рабочих мест, которые могут быть замещены безработными гражданами |
Республика Бурятия |
3 884 |
15 449 |
25,1 |
Республика Коми |
5 797 |
12 508 |
46,3 |
Республика Хакасия |
2 951 |
5 868 |
50,3 |
Забайкальский край |
5 943 |
14 140 |
42,0 |
Красноярский край |
11 024 |
69 419 |
15,9 |
Приморский край |
9 048 |
60 558 |
14,9 |
Хабаровский край |
4 902 |
19 123 |
25,6 |
Амурская область |
4 836 |
46 049 |
10,5 |
Вологодская область |
5 239 |
12 499 |
41,9 |
Иркутская область |
10 292 |
60 686 |
17,0 |
Калининградская область |
4 769 |
10 630 |
44,9 |
Кемеровская область |
11 490 |
37 163 |
30,9 |
Ленинградская область |
3 986 |
55 872 |
7,1 |
Магаданская область |
974 |
2 752 |
35,4 |
Мурманская область |
4 925 |
28 221 |
17,5 |
Новосибирская область |
16 479 |
40 470 |
40,7 |
Омская область |
12 806 |
27 086 |
47,3 |
Псковская область |
1 871 |
9 122 |
20,5 |
Сахалинская область |
1 458 |
8 192 |
17,8 |
Свердловская область |
18 969 |
42 566 |
44,6 |
Тюменская область |
4 274 |
24 146 |
17,7 |
Еврейская автономная область |
1 015 |
8 380 |
12,1 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
4 119 |
16 159 |
25,5 |
Чукотский автономный округ |
427 |
1 154 |
37,0 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
1 363 |
14 754 |
9,2 |
При этом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда в одном регионе граждане не могут трудоустроиться, например, в связи с отсутствием вакантных рабочих мест (вакансий) по данной специальности, а в другом регионе наблюдается нехватка специалистов по данной профессии.
Например, на портале "Работа в России" по состоянию на 13 апреля 2022 года размещена информация о 476 вакансиях по профессии "электрогазосварщик" в Приморском крае и о 349 резюме граждан, проживающих в Приморском крае и желающих трудоустроиться по профессии "электрогазосварщик", что говорит о нехватке в данном регионе специалистов такой квалификации.
В Чеченской Республике сложилась противоположная ситуация: число граждан, желающих трудоустроиться по профессии "электрогазосварщик" значительно превышает количество имеющихся вакансий. На портале "Работа в России" размещена информация о 2 вакансиях по профессии "электрогазосварщик" в Чеченской Республике и о 157 резюме граждан, проживающих в Чеченской Республике и желающих трудоустроиться по профессии "электрогазосварщик" (49 из них в резюме указали возраст от 18 до 35 лет).
Полагаем, что решение проблемы трудоустройства таких граждан, а также обеспечение работодателей необходимыми работниками заключается в содействии им в трудоустройстве в других регионах, испытывающих потребность в специалистах их профиля. В приведенном примере, видно, что вопрос с трудоустройством граждан, проживающих в Чеченской Республике и имеющих профессию "электрогазосваржик", возможно решить за счет предложения им вариантов трудоустройства в Приморском край.
В целом в Российской Федерации, по данным Роструда по состоянию на 11 апреля 2022 года, 14 159 граждан в возрасте до 35 лет, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных, изъявили желание осуществлять трудовую деятельность за пределами региона постоянного проживания. В течение 2021 года около 46,6 тыс. граждан в возрасте до 35 лет, состоявших на учете в качестве ищущих работу или безработных, выражали готовность к трудоустройству в другой местности.
То есть вариант трудоустройства в другой местности молодежью рассматривается и востребован.
В связи с этим предлагается в 2022 году запустить новую программу субсидирования переезда безработных и ищущих работу граждан из указанных выше 8 трудоизбыточных регионов. Предоставить им финансовую поддержку в размере 116 800 рублей за счет средств федерального бюджета гражданам в возрасте до 35 лет (молодежи), переехавшим для трудоустройства из 8 трудоизбыточных субъектов Российской Федерации в субъекты Дальневосточного федерального округа и Сибирского федерального округа (за исключением Республики Алтай и Республики Тыва), а также в некоторые субъекты Северо-Западного и Уральского федеральных округов.
Гражданам, переехавшим для трудоустройства из трудоизбыточных субъектов Российской Федерации в трудонедостаточные субъекты Российской Федерации, предполагается оказывать финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета, выделенных Фонду социального страхования Российской Федерации.
Анализ открытых данных из информационной сети "Интернет" показал, что аренда однокомнатной квартиры в среднем по Российской Федерации составляет 18 500 рублей в месяц. Стоимость авиабилета в одну сторону составляет в среднем - 5 800 рублей. Исходя из этих данных расходы на покупку авиабилета и оплату аренды жилья за 6 месяцев составят примерно:
5 800 + (18 500 х 6) = 116 800 рублей
В связи с этим выплаты, предоставляемые гражданину, предлагается установить в размере 116 800 рублей.
Предлагаемый механизм:
1. Гражданин в возрасте до 35 лет находит самостоятельно на портале "Работа в России" или с помощью органов службы занятости вакансию в субъекте Дальневосточного федерального округа или Сибирского федерального округа (за исключением Республики Алтай и Республики Тыва), а также в некоторые субъекты Северо-Западного и Уральского федеральных округов.
2. Гражданин в возрасте до 35 лет, не менее 1 года проживающий в трудоизбыточном субъекте Российской Федерации и признанный в установленном порядке безработным или зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, заключает со службой занятости договор о трудоустройстве на размещенную на портале вакансию в субъекте Дальневосточного федерального округа или Сибирского федерального округа (за исключением Республики Алтай и Республики Тыва), а также в субъекты Северо-Западного и Уральского федеральных округов, в которых число зарегистрированных безработных составляет менее 50 % от количества имеющихся в регионе вакансий или территории которых полностью или частично относятся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям*(3).
Договор о трудоустройстве должен включать всю необходимую для оказания поддержки информацию о гражданине и работодателе. Сведения, которые должны быть отражены в договоре о переезде, указаны в приложении к Временным правилам оказания поддержки гражданам в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 - 2023 годах. Список таких сведений не является исчерпывающим, в связи с этим он носит рекомендационный характер.
3. Служба занятости проверяет предполагаемого работодателя на соответствие критериям, предусмотренных проектом постановления, согласовывает кандидатуру работника с работодателем.
4. После переезда на новое место работы гражданин приходит в местный центр занятости населения (подтверждая факт переезда) и предоставляет договор о трудоустройстве и заключенный на новом месте трудовой договор, а также пишет заявление о предоставлении поддержки.
5. Центры занятости формируют списки таких граждан и передают их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения.
6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, формирует реестр по субъекту и передает его в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. Формирование реестров осуществляется раз в месяц.
7. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации перечисляет средства поддержки получателю поддержки.
Механизм, предлагаемый проектом постановления, направлен на решение 2 задач:
уменьшение безработицы в трудоизбыточных субъектах Российской Федерации;
замещение вакантных рабочих мест и, как следствие, снижение миграционного оттока.
Осуществление выплат предлагается осуществлять через Фонд социального страхования Российской Федерации по аналогии с иными мерами социальной поддержки.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация проекта постановления не окажет влияния на достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях поддержки молодежи в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях финансирования выплат гражданам в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году" предусматривает оказание финансовой поддержки в размере 116 800.
Пунктом 32 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 3581-р, в качестве ожидаемого результата закреплено обеспечение переезда 2 тыс. человек.
Следовательно, реализация постановления потребует в 2022 году финансирования из федерального бюджета в размере 233 600 тыс. рублей.
2 000 х 116 800 = 233 600 000
Необходимые бюджетные ассигнования предусмотрены Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (КБК 092 04 01 99 9 00 99999 870).
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Распоряжение
1. В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Минфину России в 2022 году по подразделу "Общеэкономические вопросы" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, Фонду социального страхования Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р, в объеме 233 600 тыс. рублей на оказание поддержки молодежи в возрасте до 35 лет включительно в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 году.
2. Фонду социального страхования Российской Федерации обеспечить ежемесячное представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информацию о расходах бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения, в течение 3 рабочих дней после окончания календарного месяца.
3. Фонду социального страхования Российской Федерации обеспечить целевое использование указанных в пункте 1 настоящего распоряжения бюджетных ассигнований с предоставлением доклада в Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2023 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
-------------------------------------------
*(1) Статья 84 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2003, N 52, ст. 5037), Статьи 57, 62, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2014, N 19, ст. 2304; 2021, N 27, ст. 5115), статьи 5 и 6 Федерального закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2022, N 29, ст. 5287), постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 4, ст. 3961; 2021, N 34, ст.6206) и приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 329н "Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2021 г., регистрационный N 63622).
*(2) Статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2021, N 22, ст. 3676).
*(3) Это Республика Коми, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Псковская, Свердловская, Тюменская области, Ханты-мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Карелия, Архангельская область, Ненецкий автономный округ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.