Доработанный текст проекта Федерального закона "О проведении эксперимента в 2022-2023 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов (прежде всего соли) и использованию их в организациях общественного питания, медицинских, образовательных и иных организациях"
(подготовлен Роспотребнадзором от 19.09.2022)
Проект
Федеральный закон
"О проведении эксперимента в 2022-2023 гг. в отдельных субъектах Российской Федерации (йоддефицитных регионах) по внедрению в производство обогащенных йодом пищевых продуктов (прежде всего соли) и использованию их в организациях общественного питания, медицинских, образовательных и иных организациях"
Статья 1. Общие положения
1. Провести в Новосибирской и Архангельской областях (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимент по внедрению в производство и использованию в медицинских и образовательных организациях обогащенных йодом пищевых продуктов (далее - Эксперимент) и провести оценку эффективности и результативности эксперимента.
2. Эксперимент проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (далее - субъект Российской Федерации).
3. Целями проведения эксперимента являются:
1) обеспечение профилактики нарушений здоровья населения, обусловленных йоддефицитыми состояниями;
2) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство об охране здоровья граждан и законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части использования обогащенных йодом пищевых продуктов.
4. Эксперимент проводится с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2023 года. включительно.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) йододефицитные состояния (йододефицит) - патологические состояния, развивающиеся в популяции в результате йодного дефицита, которые могут быть предотвращены при нормализации потребления йода;
2) координатор эксперимента - Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
3) участник эксперимента - субъект Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент, организации, осуществляющие производство пищевых продуктов, медицинские организации, образовательные организации.
2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Программа проведения эксперимента
1. Для достижения цели эксперимента высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - участника эксперимента по согласованию с координатором эксперимента утверждает программу проведения эксперимента и вносит в нее изменения. Программа проведения эксперимента реализуется в срок, установленный частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, и включает в себя целевые показатели, в том числе количественные показатели производства пищевых продуктов повседневного спроса (молоко и молочная продукция, хлеб, мука, макаронные изделия, приправы, соль, продукты животноводства и птицеводства), их качественные характеристики в части содержания йода, насыщения данными продуктами рационов питания в медицинских, образовательных организациях; ожидаемые показатели снижения рисков нарушений здоровья населения, обусловленных дефицитом йода в пищевом рационе, информирование населения о йоддефицитных состояниях и о способах их профилактики; реализацию мониторинговых мероприятий по контролю реализации комплексного плана региональных действий по профилактике йоддефицитных состояний, с указанием сроков выполнения мероприятий, ответственных за выполнение указанных мероприятий.
2. Программа проведения эксперимента утверждается не позднее трех месяцев после начала проведения эксперимента.
3. Программа проведения эксперимента после ее утверждения или внесения в нее изменений подлежит обязательному размещению на официальном сайте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Мониторинг реализации программы проведения эксперимента осуществляется координатором эксперимента на основании отчетности, формируемой участниками эксперимента. Форма указанного отчета и порядок его представления определяются координатором эксперимента.
5. После окончания срока реализации программы проведения эксперимента федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительнойвласти на основании отчета координатора эксперимента в течение трех месяцев представляет в Правительство Российской Федерации согласованный доклад о результатах проведения эксперимента и предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части использования обогащенных йодом пищевых продуктов.
6. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента в пределах своей компетенции вправе создавать инфраструктуру в целях стимулирования и поддержки реализации программы проведения эксперимента.
Статья 4. Мероприятия по профилактике йоддефицитных состояний
Мероприятия по профилактике йоддефицитных состояний включают для каждой территории эксперимента:
1) оценку региональных особенностей распространенности йоддефицитных состояний;
2) оценку инфраструктуры пищевой отрасли с определением перечня предприятий, которые могли бы выпускать пищевую продукцию, обогащенную йодом;
3) определение планируемых к производству видов и суммарных объемов выпускаемой обогащенной йодом пищевой продукции, а также продукции, являющейся естественным носителем йода, для поставок в медицинские, образовательные и иные организации;
4) определение перечня предприятий, планирующих выпускать пищевую продукцию, обогащенную йодом;
5) содействие в обеспечении производителей пищевой продукции технической документацией на выпуск продукции, обогащенной йодом; достижение целевых количественных и качественных показателей по обогащенным продуктам;
6) принятие региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих обязательность включения в меню пищевых продуктов и блюд, обогащенных йодом с обеспечением суточной потребности в данном микроэлементе; поддержу региональных производителей пищевой продукции, обогащенной йодом;
7) разработка рецептур блюд с включением ингредиентов, потенциальных источников йода;
8) реализация научно-исследовательских работ по разработке технологий йодирования пищевых продуктов, с решением задач обеспечения максимальной сохранности и высокой биодоступность йода, учетом взаимодействия и совместимости обогащающей добавки с основным сырьем, при сохранении потребительских свойств пищевых продуктов;
9) разработку и утверждение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - участника эксперимента комплексного плана региональных действий по профилактике йоддефицитных состояний; установление индикативных (по качественным и количественным характеристикам обогащенной йодом продукции, удовлетворенность населения доступностью продуктов повседневного спроса, обогащенных йодом) и целевых показателей программы (снижение риска йоддефицитных состояний, сокращение вклада данной патологии в структуру эндокринной патологии у детей, подростков и населения трудоспособного возраста) с закреплением за отдельными пунктами плана ответственных исполнителей;
10) информирование населения о йоддефицитных состояниях и способах их профилактики, реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий комплексного плана региональных действий по профилактике йоддефицитных состояний;
11) мониторинг реализации мероприятий комплексного плана региональных действий по профилактике йоддефицитных состояний, оценка эффективности реализуемых мероприятий и подготовка отчетов;
12) реализация иных мероприятий, направленных на профилактику йоддефицитных состояний.
Статья 5. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.