Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 24.10.2022 г.)
Представленный проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает корректировку положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), устанавливающих права и обязанности лиц, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территорий, и юридических лиц, обеспечивающих реализацию принятых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, главами местных администраций решений о комплексном развитии территорий, с учетом изменений, внесенных в пункты 6 и 7 части 3 статьи 33 ГрК РФ Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с целью уравнять этих лиц в правах и обязанностях при осуществлении отдельных этапов комплексного развития территорий.
Ключевые изменения, предлагаемые законопроектом, связаны с необходимостью системного решения поднятого вопроса, в связи с чем представляется необходимыми и обоснованными корректировка и уточнение положений перечисленных законодательных актов.
Отмечается, что в формулировках отдельных положений ГрК РФ, ЗК РФ, ЖК РФ (предлагаемые изменения в ЖК РФ подготовлены с учетом законопроекта N 148148-8, принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 14 сентября 2022 года, предусматривающего внесение соответствующих изменений в части 9 и 14 статьи 32.1 ЖК РФ), а также ряда иных федеральных законов, регулирующих особенности осуществления комплексного развития территорий, не в полной мере учитывается, что осуществление комплексного развития территории возможно как путем заключения соответствующих договоров о комплексном развитии территории, так и без таковых - юридическим лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, которые находятся в неравном правовом положении по отношении к лицам, с которыми договоры о комплексном развитии территории.
Например, в рамках действующего правового регулирования такие юридические лица не наделены всей совокупностью прав, предоставленных лицам, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории, в том числе на:
самостоятельное принятие решения о подготовке документации по планировке территории;
обращение к правообладателям сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи для заключения договора о подключении (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к таким сетям;
обращение в уполномоченные органы с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Вместе с тем, с учетом комплексного подхода к вопросам совершенствования правового регулирования, законопроектом предлагается внесение ряда актуальных изменений.
Проект поправок предусматривает уточнение положений ГрК РФ, регламентирующих принятие решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации в части указания на возможность принятия такого решения в том числе по инициативе субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена соответствующая территория, устраняя таким образом возможное некорректное толкование данных положений закона, которое может приводить к нарушению баланса интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Закрепляя возможность принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории в отсутствие инициативы соответствующего субъекта Российской Федерации, положениями ГрК РФ сохраняется обязательная уже предусмотренная процедура его согласования.
Кроме того, в целях создания достаточных условий для обеспечения соответствующих интересов Российской Федерации законопроектом предлагается уточнение положений ГрК РФ, закрепляющее возможность принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, в случаях установленных пунктом 1 части 1 статьи 66 ГрК РФ, в отношении территории, которая в соответствии с правилами землепользования и застройки на дату принятия указанного решения не определена в качестве такой территории, либо в отношении территории, границы которой не совпадают с границами территории, указанной в правилах землепользования и застройки в качестве территории, в отношении которой допускается осуществление деятельности по ее комплексному развитию.
В настоящее время ГрК РФ допускает принятие субъектом Российской Федерации нормативного правового акта, фактически устанавливающего запрет на принятие Правительством Российской Федерации соответствующего решения о комплексном развитии территории.
Отмечается, что сложившаяся ситуация приводит к снижению эффективности механизма комплексного развития территории, предусмотренного ГрК РФ, в сравнении с механизмом, осуществляемым в соответствии федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - федеральный закон N 161-ФЗ), одна из ключевых особенностей которого состоит в возможности АО "ДОМ.РФ" выступать с подлежащей согласованию с субъектом Российской Федерации инициативой о комплексном развитии незастроенной территории, расположенной в границах такого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства) по инициативе АО "ДОМ.РФ" принимает решение о целесообразности комплексного развития территории, в границах которой расположены земельные участки (в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства), находящиеся в федеральной собственности, государственная собственность на которые не разграничена.
Механизм комплексного развития территории, осуществляемый в соответствии федеральным законом N 161-ФЗ, имеет высокую эффективность, Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято более 40 решений о целесообразности комплексного развития территорий, расположенных в 27 субъектах Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время комплексное развитие территорий уже осуществляется Российской Федерацией в отсутствие соответствующих инициатив высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но по согласованию с субъектами Российской Федерации.
Законопроектом не вводится новое правовое регулирование градостроительных отношений в сфере комплексного развития территории и не исключается участие субъектов Российской Федерации в принятии таких решений, а только устраняются неточности положений законодательства Российской Федерации, ограничивающие возможность осуществления Российской Федерацией комплексного развития территории.
Также законопроектом предусматривается включение в ГрК РФ положений, устанавливающих возможность осуществления комплексного развития территории в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории.
Использование в целях комплексного развития территории актуальной ранее документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществлялись не в рамках реализации решения о комплексном развитии территории и (или) договора о комплексном развитии территории позволит исключить нецелесообразное расходование средств на начальном этапе проекта, а также даст возможность сэкономить временные затраты на подготовку и утверждение документации по планировке территории. Реализация такой возможности предполагается через установление соответствующего условия в решение и (или) договор о комплексном развитии территории.
Проектом поправок предлагается установление в рамках реализации комплексного развития территории возможности получения градостроительного плана земельного участка до образования земельного участка в соответствии с земельным законодательством в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, что позволит застройщику непосредственно после этапа утверждения проекта межевания приступить к архитектурно-строительному проектированию и окажет положительное влияние на сокращение сроков реализации проектов комплексного развития территории, поскольку архитектурно-строительного проектирования будет возможно осуществить параллельно с изъятием объектов недвижимого имущества до приобретения прав на земельный участок.
Кроме того, законопроектом предусматривается синхронизации реализации комплексного развития территории и программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры поселения, городского округа, допуская возможность подготовки документации по планировке территории одновременно с подготовкой изменений в соответствующие программы, а ее утверждение до утверждения таких изменений в данные программы. При этом устанавливается, что внесение изменений в соответствующие программы должно быть осуществлено в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения документации по планировке территории в целях ее комплексного развития.
Также законопроектом предусматривается уточнение оснований в выдаче разрешения на строительство в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории или в отношении которой заключен договор о комплексном развитии территории в соответствии со статьей 70 ГрК РФ.
Законопроектом предусматривается установление срока, в течение которого правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимости должен быть представлен подписанный договор о комплексном развитии нежилой застройки, заключаемый в соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 66 ГрК РФ. Закрепление данного срока в положениях ГрК РФ является целесообразным для исключения возможных злоупотреблений со стороны таких правообладателей.
Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть возможность включения в договор о комплексном развитии территории, заключаемый в соответствии со статьей 70 ГрК РФ, обязанности органа местного самоуправления за свой счет обеспечить строительство и (или) реконструкцию, в том числе за границами территории комплексного развития объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, необходимых для осуществления комплексного развития территории. Действующее правовое регулирование предусматривает такую возможность для договоров, заключаемых с правообладателями в соответствии с пунктом 4 части 7 статьи 66 ГрК РФ, а также по результатам торгов. Представляется обоснованным и целесообразным "выронить" правовое регулирование в данной части.
Также законопроект предлагает корректировку положений федеральных законов от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий", регламентирующих вопросы, связанные с субсидированием расселения аварийного жилого фонда в рамках комплексного развития, в части установления возможности авансирования затрат лица, с которым заключен договор о комплексном развитии, на расселение аварийного жилого фонда.
Также проект поправок включает ряд технических корректировок действующих положений законодательных актов.
Принятие проекта поправок не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения проекта поправок соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики подтверждает необходимость принятия проекта поправок.
Реализации предлагаемых поправок решений не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте поправок отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект поправок не оказывает влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие и дальнейшая реализация проекта поправок не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие законопроекта не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения правовых актов Президента Российской Федерации, признания утратившими силу, приостановления правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие проекта поправок потребует внесения изменений в правовые акты Правительства Российской Федерации:
1) Правила принятия Правительством Российской Федерации решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом Российской Федерации, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1184 (далее - Правила).
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, публично-правовая компания "Фонд развития территорий".
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации.
Цель - приведение текста Правил в соответствие с федеральным законом в части установления порядка принятия решения Правительства Российской Федерации о комплексном развитии территории в отсутствие инициативы субъекта Российской Федерации.
2) Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 846".
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минфин России, публично-правовая компания "Фонд развития территорий", государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия законопроекта во втором чтении.
Цель - приведение текста постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 846 "Об определении случаев предоставления субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, передаче указанных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность и уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в размере от 25 до 100 процентов нормативной стоимости переселения" в соответствие с федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.