Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(подготовлен Минобороны России 29.10.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с указанием Президента Российской Федерации и решением Председателя Правительства Российской Федерации.
Законопроект направлен на предоставление равных прав по проезду на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), независимо от места прохождения ими военной службы на территории Российской Федерации, а также предоставление равных прав по проезду на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно всем членам семей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее - члены семей военнослужащих), на условиях, установленных для военнослужащих.
До 2012 года все военнослужащие имели право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно, а все члены их семей на основаниях, установленных для военнослужащих, имели право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно.
Предоставление права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно является одной из наиболее востребованных мер социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Необходимость предоставления военнослужащим и членам их семей указанной социальной гарантии обусловлена экстерриториальным комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, крайне ограниченной возможностью, а во многих случаях невозможностью выбора военнослужащими места прохождения военной службы. Военнослужащий может быть переведен на новое место военной службы без его согласия и такие переводы осуществляются неоднократно в течение всего времени прохождения им военной службы.
С 1 января 2012 г. социальные гарантии и компенсации, включая социальную гарантию по проезду на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков и обратно, были оптимизированы. Отмена ряда социальных гарантий и компенсаций стала одним из источников покрытия расходов на повышение денежного довольствия военнослужащих. При этом право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно было сохранено только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и за пределами территории Российской Федерации, а также для одного члена семей указанных военнослужащих.
На имя Президента Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, ежегодно поступает множество обращений военнослужащих и членов их семей с просьбой вернуть право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.
По мнению военнослужащих, проходящих военную службу на территории 57 процентов субъектов Российской Федерации, где денежное довольствие начисляется без применения коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, предоставление права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно по территориальному принципу является социально несправедливым.
Заслуживают особого внимания обращения многодетных семей военнослужащих, содержащие аргументированную просьбу о возврате права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно всем членам семей военнослужащих.
В целях обеспечения равных прав военнослужащих на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно, а также равных прав на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно членов их семей законопроектом предусмотрено предоставление с 1 января 2025 г. всем военнослужащим, независимо от места прохождения ими военной службы по контракту на территории Российской Федерации, права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно, а также предоставление всем членам семей военнослужащих на основаниях, установленных для военнослужащих, права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на достижение целей государственных программ Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение государственной безопасности", "Обеспечение защиты личности, общества и государства".
Источником финансового обеспечения решений, предлагаемых к принятию законопроектом, являются дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета. Законопроектом предусматривается увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, финансируемым из федерального бюджета.
Принятие решений, предлагаемых законопроектом, будет является проявлением заботы государства о социальной защите военнослужащих, которые в том числе защищают интересы Российской Федерации в ходе специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, и членов их семей. На необходимость принятия мер по социальной защите военнослужащих и членов их семей неоднократно указывал Президент Российской Федерации В.В.Путин.
При рассмотрении законопроекта необходимо учесть, что предлагаемые им решения направлены не только на повышение социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Принятие законодательного акта будет является одной из мер государственной поддержки организаций пассажирского транспорта Российской Федерации, так как все бюджетные средства, выделяемые на его реализацию, будут использованы для оплаты услуг, оказываемых транспортными организациями.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.