Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 204(1), 289 и 291(1) Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 07.11.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 204.1, 289 и 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 18 Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N 478, и направлен на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия коррупции.
Статьей 289 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) установлена ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.
Исходя из санкции данной нормы и части второй статьи 15 "Категории преступлений" УК РФ, вышеуказанное деяние относится к преступлениям небольшой тяжести.
При этом в настоящее время статья 289 УК РФ не содержит квалифицирующих признаков, в связи с чем ответственность за указанное преступление не дифференцирована в зависимости от характера и степени общественной опасности, что не корреспондирует положениям части первой статьи 6 "Принцип справедливости" УК РФ.
Вместе с тем иные нормы об ответственности за преступления, субъектами которых являются должностные лица, содержат механизмы дифференциации ответственности.
Так, в частности, совершение деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления влечет повышенные меры наказания при привлечении к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (часть вторая статьи 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (часть вторая статьи 286 УК РФ) и получение взятки (часть четвертая статьи 290 УК РФ).
В статьях 285 и 286 УК РФ указанный квалифицирующий признак обусловливает, в частности, изменение категории преступления со средней тяжести (по частям первым наказание до четырех лет лишения свободы) на тяжкую (по частям вторым - до семи лет лишения свободы).
Данное обстоятельство обусловлено особым правовым статусом данной категории должностных лиц, наделенных в соответствии с занимаемой должностью широким спектром полномочий, реализация которых сопряжена со значительным влиянием на масштабные общественные процессы в рамках Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, анализ правоприменительной практики показал, что в ряде случаев лицам, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главам органов местного самоуправления за совершение преступления, предусмотренного статьей 289 УК РФ, назначались наказания в виде штрафа в размере двести восемьдесят*(1), двести*(2) или сто тысяч рублей*(3), обязательных работ сроком на сто часов*(4), лишения права занимать определенные должности сроком на три года со штрафом в размере шестьдесят тысяч рублей*(5).
При этом за аналогичные деяния, совершенные иными категориями должностных лиц, назначались сопоставимые наказания: штраф в размере двести пятьдесят*(6), двести*(7) или сто тысяч рублей*(8), обязательные работы сроком на триста часов*(9), лишение права занимать определенные должности сроком на три года со штрафом в размере тридцать тысяч рублей*(10).
В связи с этим законопроектом предлагается в целях унификации норм об ответственности за должностные преступления и дальнейшей дифференциации наказания внести в статью 289 УК РФ изменение, предусматривающее установление в качестве квалифицирующего признака незаконного участия в предпринимательской деятельности совершение данного деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.
Статья 2911 "Посредничество во взяточничестве" была введена в УК РФ Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ, вступившим в силу 6 августа 2011 г.
Вместе с тем часть пятая данной статьи, предусматривающая ответственность за обещание и предложение посредничества во взяточничестве, в первоначальной и последующих редакциях содержит более строгие меры ответственности, нежели ее часть первая, закрепляющая состав оконченного посредничества во взяточничестве без квалифицирующих признаков.
Действующие санкции указанных норм в соответствии со статьей 15 УК РФ относят посредничество во взяточничестве без квалифицирующих признаков к преступлениям средней тяжести, в то время как обещание или предложение посредничества во взяточничестве - к тяжким.
Обещание и предложение совершить какие-либо преступные действия по существу являются умышленным созданием условий для совершения преступлений*(11), то есть соответствуют приготовительной стадии неоконченного преступления (часть первая статьи 30 УК РФ).
При этом согласно положениям Общей части УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям (часть вторая статьи 30), а срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ за оконченное преступление (часть вторая статьи 66).
В связи с этим, исходя из требований системности и логики построения уголовного закона, наказание за обещание и предложение посредничества во взяточничестве не может равняться или превышать по строгости наказание за оконченное посредничество во взяточничестве.
В то же время, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в период с 2013 по 2021 год за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (часть пятая статьи 2911 УК РФ) было осуждено 181 лицо*(12); за посредничество во взяточничестве без квалифицирующих признаков (часть первая статьи 2911 УК РФ) - 204 лица*(13).
По части пятой статьи 2911 УК РФ наказание в виде реального лишения свободы было назначено 42 лицам (23,2%)*(14), тогда как по части первой данной нормы - только 21 лицу (10,3%)*(15).
Более того, если по части первой статьи 2911 УК РФ наказание в виде лишения свободы свыше трех лет не назначалось, то по части пятой данной статьи к лишению свободы на срок от трех до пяти лет было осуждено 5 лиц, от пяти до семи лет - 1 лицо.
Аналогичная диспропорция как в формальной, так и в фактической наказуемости обнаруживается и относительно смежных со статьей 2911 УК РФ норм об ответственности за посредничество в коммерческом подкупе и его обещание или предложение (части первая и четвертая статьи 2041 УК РФ).
На основании изложенного законопроектом предлагается внести в части первую и четвертую статьи 2041, а также часть пятую статьи 2911 УК РФ изменения, направленные на устранение существующей диспропорции в наказуемости деяний, предусмотренных указанными нормами.
Принятие законопроекта не потребует увеличения штатной численности работников судебных, прокурорских, следственных органов, а также работников уголовно-исполнительной системы и выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект не противоречит положениям актов более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет негативным образом на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
-------------------------------------------
*(1) Приговор Кантемировского районного суда (Воронежская область) от 19 июля 2019 г. по делу N 1-85/2019.
*(2) Приговор Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 27 января 2020 г. по делу N 1-200/2020.
*(3) Приговор Клепиковского районного суда (Рязанская область) от 8 мая 2019 г. по делу N 1-1/2019.
*(4) Приговор Тюменского районного суда (Тюменская область) от 9 июля 2015 г. по делу N 1-2/2015.
*(5) Приговор Абаканского городского суда (Республика Хакасия) от 29 октября 2015 г. по делу N 1-390/2015.
*(6) Приговоры Йошкар-Олинского городского суда (Республика Марий Эл) от 9 апреля 2019 г. по делу N 1-13/2019, Фрунзенского районного суда г. Иваново (Ивановская область) от 25 декабря 2017 г. по делу N 1-139/2017.
*(7) Приговор Тюлячинского районного суда (Республика Татарстан) от 4 июля 2019 г. по делу N 1-1/2019.
*(8) Приговор Ленинского районного суда г. Смоленска (Смоленская область) от 26 августа 2019 г. по делу N 1-318/2019.
*(9) Приговор Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 14 февраля 2018 г. по делу N 1-50/2018.
*(10) Приговор Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область) от 20 декабря 2017 г. по делу N 1-302/2017.
*(11) Пункт 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".
*(12) В 2013 г. - 20 лиц, в 2014 г. - 8 лиц, в 2015 г. - 11 лиц, в 2016 г. - 16 лиц, в 2017 г. - 30 лиц, в 2018 г. - 35 лиц, в 2019 г. - 24 лица, в 2020 г. - 29 лиц, в 2021 г. - 8 лиц.
*(13) В 2013 г. - 16 лиц, в 2014 г. - 24 лица, в 2015 г. - 12 лиц, в 2016 г. - 52 лица, в 2017 г. - 21 лицо, в 2018 г. - 19 лиц, в 2019 г. - 31 лицо, в 2020 г. - 21 лицо, в 2021 г. - 8 лиц.
*(14) В 2013 г. - 1 лицо, в 2014 г. - 2 лица, в 2015 г. - 0 лиц, в 2016 г. - 6 лиц, в 2017 г. - 8 лиц, в 2018 г. - 11 лиц, в 2019 г. - 6 лиц, в 2020 г. - 8 лиц, в 2021 г. - 0 лиц.
*(15) В 2013 г. - 4 лица, в 2014 г. - 2 лица, в 2015 г. - 2 лица, в 2016 г. - 5 лиц, в 2017 г. - 2 лица, в 2018 г. - 4 лица, в 2019 г. - 0 лиц, в 2020 г. - 1 лицо, в 2021 г. - 1 лицо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.