Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по профессии "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее" (далее - проект акта, проект типовой программы), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 18 августа по 15 сентября 2022 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/08-22/00130645). Замечания и предложения, поступившие к проекту акта в ходе его публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта утверждает типовую основную программу профессионального обучения в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по профессии "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее".
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в срок с 5 по 12 октября 2022 года. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от ФАУ "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", ГБОПУ города Москвы "Московский колледж бизнес-технологий", АО "Авиакомпания "Сибирь", учтенные в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения проекта акта сообщаем о наличии к нему следующих замечаний.
1. Согласно названию и пункту 1 проекта акта, а также наименованию и положениям проекта типовой программы предполагается утвердить типовую основную программу профессионального обучения в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации по профессии "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее".
Вместе с тем в Перечне специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденном приказом Минтранса России от 4 августа 2015 г. N 240, отсутствует такой специалист авиационного персонала гражданской авиации, как "специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее".
Также необходимо отметить, что в новую редакцию проекта Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, разработанного Минтрансом России (далее - новая редакция Перечня) предполагается включить в качестве специалиста, входящего в состав экипажа беспилотного воздушного судна гражданской авиации, внешнего пилота беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов (внешний пилот). В отношении указанной новой редакции Перечня подготовлено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия, направленное разработчику письмом Минэкономразвития России от 15 сентября 2022 г. N 35021-АХ/Д26и. Кроме того, она согласована 23 сентября 2022 г. Рабочей группой в сфере воздушного транспорта от экспертного и делового сообщества при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон 247-ФЗ) содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении.
Таким образом, разработка и утверждение обсуждаемой типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации в отсутствие в законодательстве понятия такого специалиста авиационного персонала гражданской авиации, как "специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее", нарушают принцип правовой определенности, предусмотренный статьей 7 Закона 247-ФЗ.
Учитывая, что ни в действующих актах воздушного законодательства Российской Федерации, ни в новой редакции Перечня не предусматривается такого специалиста авиационного персонала гражданской авиации, как "специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее", полагаем необходимым исключить из названия и пункта 1 проекта акта, а также наименования и положений проекта типовой программы после слова "специалист" (в соответствующем падеже) слова "авиационного персонала гражданской авиации" (в соответствующем падеже).
2. Согласно пункту 11 проекта типовой программы возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определяется по решению методического совета организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуально по каждому слушателю.
Полагаем, что вопрос о том, в какой форме (индивидуальной или групповой) оформляется указанное решение, не относится к предмету проекта акта и указанная норма подлежит исключению.
3. Формулировки пункта 32 проекта типовой программы предполагают, что учебные помещения и технические средства обучения должны отвечать всем проектируемым требованиям одновременно. Например, технические средства обучения должны включать индивидуальные компьютеры для учащихся и преподавателя и мультимедийное и проекционное оборудование.
Необходимость одновременного наличия такого комплекта оборудования требует обоснования. Представляется возможным предусмотреть вариативность исполнения подобных требований по решению образовательной организации.
4. Согласно подпункту 5 пункта 2 проекта типовой программы предусматривается, что программа разработана в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 2 октября 2017 г. N 399 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее - ФАП-399).
В пунктах 15 и 19 проекта типовой программы имеются также ссылки на ФАП-399.
Вместе с тем учитывая пункт 1 данного заключения, что специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, не относится к специалистам авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, полагаем необходимым исключить ссылки в проекте типовой программы на положения ФАП-399.
В случае учета указанных замечаний на основании проведенной оценки Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения предложенным способом регулирования обоснованы разработчиком;
в проекте акта выявлены положения, вводящие возможные избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.