Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941"
(подготовлен Минобороны России 18.11.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" (далее - проект постановления) подготовлен в целях сохранения уровня пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу (далее - служба), которые в период получения пенсии, назначенной им в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I), были призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или заключили контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при последующем увольнении их с военной службы.
На основании части второй статьи 6 Закона N 4468-I пенсионерам из числа лиц, проходивших военную службу (службу), поступившим на военную службу (службу) в период получения пенсии, назначенной в соответствии с Законом N 4468-I, выплата этой пенсии подлежит приостановлению на время военной службы (службы).
При последующем увольнении их с военной службы (службы) выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения со службы (часть вторая статьи 14 Закона N 4468-I).
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П, определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2004 г. N 320-О и от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р, повторное поступление на военную службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего не может и не должно иметь своим результатом снижение размера их пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при последующем увольнении с военной службы такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им при повторном увольнении с военной службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.
В соответствии с частью первой статьи 43 Закона N 4468-I пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Порядок учета денежного довольствия при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы, определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление N 941).
В соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления N 941 пенсии лицам, уволенным с военной службы (службы), исчисляются из суммы их денежного довольствия, в которое включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
С учетом изложенного в случае увольнения с военной службы лиц, которым выплата пенсии была приостановлена на основании части второй статьи 6 Закона N 4468-I в связи с призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или заключением контракта о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", им может быть по их выбору назначена пенсия за выслугу лет исходя из выслуги, приобретенной на день последнего увольнения с военной службы, и соответствующих сумм денежного довольствия, в которое включаются оклад по последней штатной должности, замещаемой на дату последнего увольнения с военной службы, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню последнего увольнения с военной службы, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, либо возобновлена выплата ранее назначенной пенсии исходя из выслуги лет и соответствующих сумм денежного довольствия, из которых им была установлена и исчислена пенсия на дату приостановления ее выплаты, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день возобновления выплаты пенсии.
Вместе с тем лица, которые в период получения пенсии были призваны на военную службу по мобилизации или заключили контракт о прохождении военной службы, могут быть назначены на воинские должности с меньшим должностным окладом, чем должностной оклад, из которого им была исчислена пенсия на дату приостановления ее выплаты, а указанным лицам из числа сотрудников правоохранительных органов может быть присвоено воинское звание, оклад по которому меньше, чем оклад по специальному званию, из которого им была исчислена пенсия на дату приостановления ее выплаты, в связи с чем эти лица при увольнении с военной службы будут лишены права выбора наиболее предпочтительного для них варианта исчисления пенсии.
Проектом постановления предусматривается предоставить таким лицам право на возобновление выплаты пенсии из суммы денежного довольствия, в которое включаются либо оклад по воинской должности (должностной оклад), оклад по воинскому званию (оклад по специальному званию), из которых им была исчислена пенсия на день приостановления ее выплаты, с повышением (индексацией) этих окладов по состоянию на день возобновления выплаты пенсии, и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего (ежемесячная надбавка к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленная из этих окладов с учетом выслуги лет на день последнего увольнения с военной службы, либо оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню последнего увольнения с военной службы, и ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленная из этих окладов с учетом выслуги лет на день последнего увольнения с военной службы, - по их выбору на основании заявления.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Реализация постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.