Пояснительная записка к проекту Распоряжения Правительства РФ Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р"
(подготовлен Минсельхозом России 15.11.2022 г.)
В Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р (далее - Стратегия), значения целевых показателей "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Производство пищевых продуктов" по полному кругу организаций к уровню 2020 года" и "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Производство напитков" по полному кругу организаций к уровню 2020 года" (далее - показатели) были подготовлены с учетом тенденций по восстановлению экономического роста и инвестиционной привлекательности в целом по экономике.
При этом сложившаяся экономическая ситуация создала необходимость корректировки значений показателей в 2022 г. в сторону снижения.
В частности, внесение изменений обусловлено текущей динамикой индекса физического объема инвестиций в основной капитал (в крупных и средних организациях) к соответствующему периоду прошлого года на основании данных Росстата по итогам 1 полугодия 2022 г. (в % к соответствующему периоду предыдущего года):
производство пищевых продуктов: 84,9% (1 квартал - 91,0%; 2 квартал - 79,7%);
производство напитков: 102,8% (1 квартал - 147,2%; 2 квартал - 79,1%).
Одним из основных источников роста инвестиций в производстве напитков в IV квартале 2021 г. и 1 квартале 2022 г. являлось обеспечение готовности предприятий к введению обязательной маркировки средствами идентификации. Для реализации данного требования предприятиями приобретен значительный объем технологического оборудования для всех этапов внедрения обязательной маркировки (нанесение, отбраковка, верификация, введение в оборот). Предпосылки для дальнейшего роста инвестиций на сегодняшний день отсутствуют.
Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным законопроектом предусматривается введение с 1 июля 2023 г. акциза в размере 7 рублей за литр сахаросодержащих напитков. Реализация данной меры приведет к росту розничных цен и будет способствовать снижению объемов продаж, прибыли производителей и повлечет за собой снижение привлекательности отрасли для инвесторов, что, в свою очередь, создаст риск к снижению объемов производства, сокращению рабочих мест и налоговых отчислений, и как следствие окажет негативное влияние на значение показателя.
На объем инвестиций в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности в 2022 году также оказывает влияние санкционное давление на российские компании и их зарубежных партнеров, разрыв сложившихся экономических и логистических связей, ограничение доступа российских компаний на рынки капитала и инструментов привлечения инвестиций, стратегическая неопределенность и снижение мотивации инвесторов. Кроме того, спад инвестиционной активности обусловлен свертыванием деятельности крупных транснациональных компаний.
Учитывая вышеизложенное, по итогам 2022 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций) к уровню 2020 г. оценочно составит по видам экономической деятельности:
производство пищевых продуктов: 88,1% (против 119,5% в текущей редакции Стратегии);
производство напитков: 83,1% (против 119,0%).
Динамика показателей в периоде 2023-2025 гг. соответствует показателям, установленным в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подготовленном Минэкономразвития России в сентябре 2022 года, и предусматривает постепенное увеличение инвестиционной активности начиная с 2024 года.
Проект распоряжения не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие распоряжения Правительства Российской Федерации не окажет влияния на социально-экономические, финансовые и иные последствия реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект распоряжения не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности (далее - обязательные требования).
Проект распоряжения не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.