Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 881н "Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)"
(подготовлен Минтрудом России 15.11.2022 г.)
Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 881н "Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)"*(1) направлен на совершенствование процесса организации выплаты и доставки сумм страховых пенсий, накопительных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и других социальных выплат*(2), производимых Пенсионным Фондом Российской Федерации*(3) и Фондом социального страхования Российской Федерации*(4), и в том числе позволит унифицировать порядок и размер исчисления оплаты услуг, оказанных по доставке пенсии и иных социальных выплат почтовыми переводами.
С 1 января 2023 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"*(5) путем реорганизации ПФР с одновременным присоединением к нему ФСС создается Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации*(6) при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Социальный фонд России является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление отдельным категориям граждан мер социальной защиты (поддержки).
Следует отметить, что нормы пенсионного законодательства Российской Федерации о порядке осуществления выплаты сумм страховых пенсий, накопительных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, осуществляемых ПФР, и нормы законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании о порядке осуществления выплаты сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и других выплат, осуществляемых ФСС, содержат схожие положения.
В целях оптимизации порядка выплаты и доставки пенсии и иных социальных выплат через доставочные организации, осуществляющие доставку пенсии на дом или в кассе организации, выработки единого подхода к синхронизации графиков выплат пенсий иных социальных выплат проектом типовой формы договора предусматривается:
- синхронизация дат доставки пенсии и иных социальных выплат;
- установление единого тарифа для оплаты услуг, оказанных доставочной организацией при доставке пенсии на основании доставочного документа, в том числе почтового перевода.
Так, ПФР оплата оказанных услуг по доставке пенсии в рамках действующих договорных отношений производится в размере 1,17 % от доставленных сумм пенсии без учета налога на добавленную стоимость.
ФСС оплата оказанных услуг по доставке социальных выплат производится на основании заключенного государственного контракта в размере 3 % от доставленных сумм.
Установление единого тарифа (размера) оплаты оказанных услуг по доставке пенсии и иных социальных выплат в размере 1,17% позволит сократить существующие издержки по оплате оказанных услуг по доставке социальных выплат почтовыми переводами.
Кроме того, в целях совершенствования процесса выплаты и доставки пенсии и иных социальных выплат проектом типовой формы договора предусматриваются дополнительные условия для доставочной организации, что позволит обеспечить максимальную доставку пенсий и иных социальных выплат.
К числу таких условий относится:
обеспечение вручения сумм пенсий и иных социальных выплат в текущем месяце на дому с учетом их возраста и состояния здоровья путем неоднократного посещения (не менее трех раз) до окончания доставочного периода с 3 по 25 число месяца (независимо от установленной продолжительности доставки на территории населённого пункта, где проживает получатель выплат);
уведомление получателя пенсий и иных социальных выплат, которому в рамках текущего месяца не осуществлена доставка пенсии и иных социальных выплат в установленную дату, о следующей дате посещения доставщика для доставки пенсии и иных социальных выплат по адресу получения пенсии и иных социальных выплат на дому.
Изменениями, внесенными в пункт 14 приложения N 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 881н "Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)"*(7), уточняется порядок исполнения в части выплаты процентов при нарушении доставочной организацией обязанностей по доставке сумм пенсий и иных социальных выплат, рассчитанных в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: в соответствии с подпунктами "г", "ж" пункта 10 приложения N 2 к Приказу N 881н - непосредственно пенсионеру, в соответствии с подпунктами "н", "т" пункта 10 приложения N 2 к Приказу N 881н - перед заказчиком.
Кроме того положения Приказа N 881н приведены в соответствие с Федеральным законом N 236-ФЗ в части замены наименования Пенсионного фонда Российской Федерации на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в связи с его реорганизацией.
Проект приказа не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В проекте приказа отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта приказа не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Далее - проект приказа, типовые формы.
*(2) Далее - пенсии и иные социальные выплаты.
*(3) Далее - ПФР.
*(4) Далее - ФСС.
*(5) Далее - Федеральный закон N 236-ФЗ.
*(6) Далее - Социальный фонд России.
*(7) Далее - Приказ N 881н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.