Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения к ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(подготовлен Минтрансом России 17.11.2022 г.)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269), приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 169 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения к ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 3, 21 января 2008 г.).
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от _____________ г. N _____
Положение
о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения к ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Положение о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских,так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема) определяет организацию, цели, задачи, функции, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы.
1.2. Настоящее Положение о функциональной подсистеме (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35,ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2008, N 1, ст. 17; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30,ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723, N 1,ст. 68; 2016, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887; 2018, N 32, ст. 5113; 2019, N 27, ст. 3524; 2020, N 14, ст. 2028, N 26, ст. 3999, N 50, ст. 8074; 2021, N 22, ст. 3690, N 24,ст. 4188; 2022, N 1, ст. 28), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008,N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38,ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, N 7, ст. 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17,ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999, N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43,ст. 6042, N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024; 2018, N 30, ст. 4744,N 50, ст. 7755; 2020, N 2, ст. 180, N 15, ст. 2275, N 42, ст. 6634; 2021, N 44,ст. 7425, N 51, ст. 8840), постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3261; 2006, N 41, ст. 4256, N 52, ст. 5591; 2007, N 6,ст. 764; 2008, N 16, ст. 1706, N 31, ст. 3743, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009,N 6, ст. 738, N 5, ст. 623, N 13, ст. 1558, N 18, ст. 2249, N 19, ст. 2338, N 30,ст. 3829, N 36, ст. 4361; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935, N 32, ст. 4832, N 47, ст. 6660; 2012, N 19, ст. 2439, N 41, ст. 5634; 2013, N 20, ст. 2484, N 30,ст. 4114, N 45, ст. 5822; 2014, N 30, ст. 4311; 2015, N 2, ст. 491, N 50, ст. 7185; 2016, N 2, ст. 325, N 28, ст. 4741; 2017, N 43, ст. 6327; 2019, N 12, ст. 1310, N 46, ст. 6509; 2020, N 21, ст. 3255) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928 "Об утверждении Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 49, ст. 7904).
1.3. Функциональная подсистема действует на федеральном, региональном и объектовом уровнях в пределах территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с требованиями национального законодательства и как часть глобальной системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, в соответствии с положениями Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1988 г. N 8556-XI "О ратификации Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года" (Сборник международных договоров, 1990, ст. 225 - 238 (далее - Конвенция SAR-79).
1.4. Функциональную подсистему образуют Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба" (далее -ФГБУ "Морспасслужба") с Главным морским спасательно-координационным центром (далее - ГМСКЦ) и филиалы ФГБУ "Морспасслужба", а также Морские спасательно-координационные центры (далее - МСКЦ) и морские спасательные подцентры (далее - МСПЦ), являющиеся структурными подразделениями Администраций морских портов.
1.5. Контроль за соответствием установленным требованиям функциональной подсистемы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
2. Цель, задачи и функции функциональной подсистемы
2.1. Целью деятельности функциональной подсистемы является организация поисковых и спасательных операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и на акваториях морских портов.
2.2. Задачами функциональной подсистемы как части глобальной системы поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, являются:
организация и координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и на акваториях морских портов, не входящих в границы поисково-спасательных районов Российской Федерации, в соответствии с положениями Конвенции SAR-79;
координация деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации и на акваториях морских портов, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов, в соответствии с положениями Международной конвенции о спасании 1989 года (ратифицирована Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 186-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о спасании 1989 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6268) (далее - Конвенция о спасании 1989 года);
организация поиска и спасания людей и судов на акваториях морских портов в соответствии с положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.3. Функциями функциональной подсистемы являются:
организация и проведение операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в области поиска и спасания людей на море;
координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и, при необходимости, спасательных служб иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море;
организация и проведение аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ;
предоставление в рамках заключённых соглашений информационных, консультационных и методических услуг непосредственным участникам аварийно-спасательных работ в области аварийно-спасательных, судоподъемных, подводно-технических (водолазных) и буксировочных работ.
3. Организация управления функциональной подсистемой
3.1. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет Росморречфлот.
33.2. Функции аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте осуществляет ФГБУ "Морспасслужба".
3.3. Координационным органом управления функциональной подсистемы на федеральном и региональном уровнях является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Росморречфлота.
3.4. Постоянно действующим органом управления функциональной подсистемы на федеральном и региональном уровнях является ФГБУ "Морспасслужба".
3.5 Постоянно действующим органом управления функциональной подсистемы на объектовом уровне являются капитаны морских портов.
3.6 Органами повседневного управления функциональной подсистемой являются:
на федеральном уровне - ГМСКЦ;
на региональном уровне (в границах поисково-спасательных районов*(1)) - МСКЦ и МСПЦ;
на объектовом уровне (в границах акваторий морских портов) - капитаны морских портов*(2).
4. Силы и средства функциональной подсистемы
4.1. Привлечение сил и средств функциональной подсистемы к проведению поисковых и спасательных операций на море осуществляется в соответствии с планами поисковых и спасательных операций на море в соответствующих поисково-спасательных районах Российской Федерации*(3) (далее - Бассейновые планы поиска и спасания).
4.2 Привлечение сил и средств функциональной подсистемы к проведению поисковых и спасательных операций на акваториях морских портов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(4). Взаимодействие капитанов морских портов с МСКЦ и МСПЦ при проведении поисково-спасательных операций на акватории морского порта осуществляется в соответствии с Бассейновыми планами поиска и спасания.
4.2. Международное сотрудничество по поиску и спасанию на море со спасательными службами иностранных государств и привлечение иностранных судов к участию в поисково-спасательных операций осуществляется в соответствии с Конвенцией SAR-79, Конвенцией о спасании 1989 года и международными соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами о сотрудничестве при поиске и спасании людей на море.
4.3. Силами и средствами функциональной подсистемы являются:
на федеральном уровне - профессиональная аварийно-спасательная служба ФГБУ "Морспасслужба";
на региональном уровне - Северный филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Мурманске, Балтийский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Санкт-Петербурге с Архангельским подразделением в г. Архангельске, Калининградский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Калининграде, Азово-Черноморский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Новороссийске, Каспийский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Астрахани, Приморский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Владивостоке, Сахалинский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Корсакове, Камчатский филиал ФГБУ "Морспасслужба" в г. Петропавловске-Камчатском.
4.4. Для выполнения задач по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, суда ФГБУ "Морспасслужба" осуществляют несение аварийно-спасательной готовности (дежурства).
В состав дежурных сил и средств в общем случае включаются:
многофункциональные аварийно-спасательные суда;
спасательные и спасательно-буксирные суда;
суда и катера-бонопостановщики;
нефтесборные суда;
катера спасательные;
катера водолазные;
аварийные партии.
4.5. Для проведения операций по поиску и спасанию людей на море также могут привлекаться силы и средства участников взаимодействия*(5), предусмотренные Бассейновыми планами поиска и спасания.
4.6. Аварийно-спасательные формирования, входящие в состав сил и средств функциональной подсистемы, должны быть аттестованы в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341; N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. I), ст. 15; N 19, ст. 1752).
5. Режимы функционирования функциональной подсистемы и мероприятия, проводимые органами управления и силами
5.1. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на море органы управления и силы функциональной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
5.2. Решением Росморречфлота для органов управления и сил функциональной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5.3. Решением Росморречфлота о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море;
перечень мер по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море;
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, или руководитель поисково-спасательной операции.
5.4. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, Росморречфлот отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
5.5. При поступлении в функциональную подсистему первых сведений о фактической или потенциальной аварийной ситуации собранная информация и начальные действия имеют решающее значение для успешного проведения поисково-спасательной операции (Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию на море).
5.6. Росморречфлот при принятии решения о введении для органов управления и сил функциональной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации рассматривает вопрос об отнесении сложившейся фактической или потенциальной ситуации относительно поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море к стадии неопределенности, стадии тревоги или стадии бедствия.
Стадия неопределенности вводится в случае возникновения ситуации,при которой существует неопределенность относительно безопасности человека, судна или иного плавсредства на море или на акватории морского порта.
Стадия тревоги вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует опасение за безопасность человека, судна или иного плавсредства на море или на акватории морского порта.
Стадия бедствия вводится в случае возникновения ситуации, при которой существует обоснованная уверенность, что человек, судно или иное плавсредство на море или на акватории морского порта подвергаются серьезной и непосредственной опасности и нуждаются в немедленной помощи.
5.7. Основаниями для введения аварийных стадий являются:
для стадии неопределенности - поступление сообщения, что человек без вести пропал, судно или другое плавсредство не прибыло вовремя; или при поступлении сообщения о том, что человек, судно или другое плавсредство не передали очередной сводки или диспетчерского сообщения о своем местоположении или сообщения, касающегося безопасности мореплавания;
для стадии тревоги - когда после стадии неопределенности попытки установить связь с человеком, судном или другим плавсредством не дали результатов, а запросы, адресованные другим возможным источникам получения информации, были безуспешны; или при получении информации о нарушении эксплуатационной надежности судна или иного плавсредства, при этом вероятность ситуации бедствия отсутствует, но не в такой степени, что вероятна ситуация бедствия;
для стадии бедствия - когда получена достоверная информация о том,что человеку, судну или иному плавсредству грозит опасность, и они нуждаются в немедленной помощи; или когда после стадии тревоги дальнейшие попытки установить связь с человеком, судном или плавсредством безуспешны,а безрезультатные запросы от различных источников указывают на вероятность существования ситуации бедствия; или когда полученная информация указывает на то, что эксплуатационная надежность судна или иного плавсредства нарушена до такой степени, что вероятна ситуация бедствия.
5.8. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения стадии тревоги или стадии бедствия, Росморречфлот отменяет установленные режимы функционирования органов управления и сил функциональной подсистемы.
5.9. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами функциональной подсистемы, являются:
5.9.1. в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния морского судоходства и прогнозирование аварийных ситуаций на море;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области поиска и спасания людей и судов на море;
разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций на море;
планирование действий органов управления, сил и средств функциональной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5.9.2. в режиме повышенной готовности (стадии неопределенности или стадии тревоги):
усиление контроля за состоянием мореплавания, прогнозирование возникновения аварийных ситуаций на море и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил функциональной подсистемы;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам функциональной подсистемы данных об имеющихся в настоящее время и прогнозируемых аварийных ситуациях на море;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития аварийных ситуаций на море, снижению ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования морских организаций в аварийных ситуациях;
уточнение планов действия (взаимодействия) по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море;
приведение, при необходимости, сил и средств функциональной подсистемы в готовность к операции по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в поисково-спасательный район;
5.9.3. в режиме чрезвычайной ситуации (стадии бедствия):
непрерывный контроль за состоянием мореплавания, прогнозирование развития аварийных ситуаций на море и их последствий;
оповещение руководства Минтранса России, Росморречфлота, Ространснадзора, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и, при необходимости, органов местного самоуправления и иных организаций о проведении операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море;
организация проведения операций по поиску и спасанию людей и судов, терпящих бедствие на море и координации действий сил и средств функциональной подсистемы;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в поисково-спасательном районе и о ходе проведения поисково-спасательной операции;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия поисково-спасательных служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море на море.
6. Информационное взаимодействие функциональной подсистемы в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
6.1. Сбор и обмен информацией в рамках функциональной подсистемы осуществляется органами повседневного управления в соответствии с Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках, утвержденным приказом МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Минюстом России 15 октября 2009 г. N 15039) и Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 11 января 2021 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (зарегистрирован Минюстом России 15 марта 2021 г. N 62744), распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 17 сентября 2021 г. N АЛ-422-р "Об информационном обеспечении при возникновении аварийных случаев и транспортных происшествий на судах, чрезвычайных ситуаций на объектах организаций морского и внутреннего водного транспорта", а также межведомственными соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии.
6.2. Для информационного обеспечения функциональной подсистемы организована и применяется система приема-передачи сообщений о бедствии с морских судов, а также система оповещения об аварии и связи при проведении поисково-спасательных операций и работ.
6.3. Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ) обеспечивает прием сигналов бедствия с судов, связь судов с МСКЦ, МСПЦ при проведении операций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, а также передачу судам информации по безопасности мореплавания (навигационной и метеорологической) и служебной радиосвязью.
7. Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы
Финансовое обеспечение деятельности функциональной подсистемы в организациях, находящихся в ведении Росморречфлота, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств*(6).
-------------------------------------------
*(1) Приложение к Правилам осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928.
*(2) Статья 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Пункт 4 Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928.
*(4) Статья 83 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации".
*(5) Пункт 2 Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 1928.
*(6) Пункт 34 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.