Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 18.11.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Кодекс) разработан во исполнение пункта 16 поручения Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2022 г. N 4357п-П44.
В связи с вступления в силу с 1 января 2023 г. норм Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 239 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 статьи 427 Кодекса,в течение 2023 и 2024 годов и для плательщиков, указанных в подпунктах 3, 11 - 15, 18 - 20 пункта 1 указанной статьи Кодекса, начиная с 2023 года применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 процента свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 427 Кодекса с целью расширения перечня налогоплательщиков, имеющих право применять указанные пониженные тарифы, и включить в него социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), применяющие упрощенную систему налогообложения и вошедшие в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 265 Кодекса (далее - реестр СОНКО), а также централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, и снятия ограничений на период действия нормы.
В соответствии с Положением о порядке ведения реестра СОНКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций", в реестр СОНКО входят организации, являющиеся получателями грантов Президента Российской Федерации или получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; являющиеся исполнителями общественно полезных услуг и поставщиками социальных услуг; являющиеся частными образовательными организациями, осуществляющими на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности; являющиеся благотворительными организациями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке и представившими в Министерство юстиции Российской Федерации сообщение о продолжении деятельности или отчетность за 2 года, а также являющиеся получателями государственной имущественной поддержки. При этом в реестр СОНКО не может быть включена организация, полномочия учредителя которой осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.
Расширение перечня налогоплательщиков, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов, окажет необходимую поддержку некоммерческим, в том числе благотворительным и религиозным организациям, и позволит указанным организациям продолжить свою деятельность в сложившихся условиях.
В случае предоставления права применять пониженные тарифы указанным категориям налогоплательщикам государственные внебюджетные фонды недополучат около 5 млрд руб. в год.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.