Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(подготовлен МЧС России 21.11.2022 г.)
В соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Определить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оператором государственной информационной системы "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отдельные функции оператора могут быть переданы подведомственным организациям и учреждениям по решению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям и организациям, полномочия которых связаны с решением вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации обеспечить предоставление информации для включения в государственную информационную систему "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также информационное взаимодействие в соответствии с положением, утвержденным в пункте 1 настоящего постановления.
4. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям и организациям на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2022 г. N
Положение
о государственной информационной системе
"Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Настоящим Положением устанавливаются цель, задачи, основные функции и принципы функционирования государственной информационной системы "Автоматизированная информационно-управляющая система" единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АИУС РСЧС), ее структура, участники, порядок предоставления информации для включения в АИУС РСЧС и предоставления содержащейся в ней информации (получения доступа к ней), порядок информационного взаимодействия АИУС РСЧС с иными информационными системами, а также требования к программно-техническим средствам АИУС РСЧС.
2. Обладателем АИУС РСЧС является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя государственной информации АИУС РСЧС осуществляются оператором АИУС РСЧС.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
АИУС РСЧС - государственная информационная система, представляющая собой совокупность программных и технических средств, средств связи, оповещения, автоматизации, информационных ресурсов и баз данных, обеспечивающая обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
доступ к информации, содержащейся в АИУС РСЧС - возможность получения информации из АИУС РСЧС и ее использования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - информация, содержащаяся в АИУС РСЧС, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях, а также о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составе и структуре сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе сил постоянной готовности, их создании и наличии, об использовании и о восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
личный кабинет пользователя - инструмент обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между пользователями АИУС РСЧС;
органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сайт в сети "Интернет"- совокупность программ для электронно-вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
система межведомственного электронного взаимодействия - федеральная государственная информационная система, которая позволяет федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям и организациям осуществлять информационный обмен на основе унифицированных правил взаимодействия между информационными системами органов и организаций, а также обеспечивать единый технологический способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений в соответствии с зарегистрированными форматами передаваемых сведений и фиксацией фактов движения электронных сообщений в системе взаимодействия;
термическая точка - зафиксированное в момент наблюдения за поверхностью Земли, значительное локальное повышение температуры на участке ее поверхности, обусловленное возможным наличием очага пожара;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
II. Цель, задачи АИУС РСЧС
4. Целью создания АИУС РСЧС является информационное обеспечение и развитие системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), как части системы государственного управления, с использованием инновационных технологий и цифровизации процессов поддержки принятия решения при предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС).
5. Задачи АИУС РСЧС:
а) обеспечение информационного взаимодействия участников АИУС РСЧС в цифровом формате (сбор, учет, хранение, обработка, анализ, а также предоставление информации, содержащейся в АИУС РСЧС) для решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС;
б) осуществление мер информационной поддержки органов управления РСЧС для принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС.
III. Структура, функции и принципы функционирования АИУС РСЧС
6. В составе АИУС РСЧС функционируют два взаимосвязанных контура: закрытый, функционирующий в защищенной сети связи, и открытый, функционирующий в сети "Интернет".
7. Закрытый контур АИУС РСЧС представлен следующими структурными элементами:
геоинформационная система;
база знаний;
блок аналитики;
блок работы с данными дистанционного зондирования Земли;
информационно-аналитическая система.
8. Открытый контур АИУС РСЧС реализован в виде сайта в сети "Интернет" и "личного кабинета пользователя". "Личный кабинет пользователя" состоит из следующих блоков:
блок "Атлас опасностей и рисков";
блок "Паспорт территорий";
блок "Термические точки";
блок "Информационно-аналитическая система".
9. Основные функции АИУС РСЧС:
а) закрытый контур АИУС РСЧС обеспечивает возможность выполнения следующих функций:
сбор, хранение, обмен и визуализация оперативной и плановой информации;
ввод, поиск и хранение структурированных и неструктурированных текстовых и медиаданных;
проведение расчетов возможных последствий ЧС с использованием расчетных модулей, разработанных на основе национальных стандартов Российской Федерации, методик и научно-методических подходов, утвержденных федеральными органами исполнительной власти по направлениям деятельности;
проведение исследований данных, проверок гипотез и эффективности разрабатываемых аналитических подходов и получаемых результатов;
б) открытый контур АИУС РСЧС ("личный кабинет пользователя") обеспечивает возможность выполнения следующих функций:
осуществление геопространственного анализа;
обеспечение информационного взаимодействия с закрытой частью АИУС РСЧС;
доведение до пользователей АИУС РСЧС ежедневного оперативного прогноза возникновения ЧС и результатов расчетов возможных последствий ЧС;
оперативное доведение до пользователей АИУС РСЧС информации о термических точках;
10. В АИУС РСЧС могут создаваться иные подсистемы (блоки), необходимые для решения ее задач.
IV. Создание, эксплуатация и развитие АИУС РСЧС
11. Создание, эксплуатация и развитие АИУС РСЧС осуществляются в соответствии с требованиями к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".
12. В целях создания, эксплуатации и развития АИУС РСЧС оператор привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации подведомственные организации, к которым относятся государственные учреждения, функции или полномочия учредителя которых осуществляет оператор, и иные организации. Привлеченные к созданию, эксплуатации и развитию АИУС РСЧС организации осуществляют в отношении АИУС РСЧС функции оператора.
13. Перечень и содержание работ, услуг по созданию, эксплуатации и развитию АИУС РСЧС, а также по обеспечению функционирования программно-технических средств АИУС РСЧС, содержащихся в АИУС РСЧС, определяются оператором.
14. Финансовое обеспечение выполнения работ и оказания услуг по созданию, эксплуатации и развитию АИУС РСЧС, включая выполнение работ и оказание услуг по обеспечению исполнения функций оператора АИУС РСЧС, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии:
а) с бюджетным законодательством Российской Федерации на основании соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключаемых с государственными учреждениями или некоммерческими организациями;
б) с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
15. Создание, эксплуатация и развитие АИУС РСЧС осуществляются на основе следующих принципов:
а) обеспечение функционирования АИУС РСЧС как совокупности подсистем (блоков);
б) полнота, достоверность, актуальность информации при ее размещении в АИУС РСЧС, а также своевременность размещения соответствующей информации;
в) однократность ввода информации и многократность ее использования;
г) открытость и доступность информации, содержащейся в АИУС РСЧС, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации в области информационной безопасности и защиты информации, персональных данных, коммерческой тайны и государственной тайны;
д) использование существующих элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов, их развитие и поэтапная замена на современные технологические решения с учетом требований законодательства Российской Федерации об импортозамещении;
е) обеспечение оперативного доступа к АИУС РСЧС всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам АИУС РСЧС;
ж) гибкость и адаптивность АИУС РСЧС к изменению потребностей пользователей в информации и инструментах ее анализа;
з) обеспечение защиты содержащихся в АИУС РСЧС данных и разграничение прав доступа к ним.
V. Участники АИУС РСЧС
16. Участниками АИУС РСЧС являются:
а) оператор АИУС РСЧС;
б) поставщики информации - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации и организации, которые передают информацию в области защиты населения и территорий от ЧС в АИУС РСЧС;
в) пользователи информации - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные корпорации и организации, а также юридические и физические лица, использующие систему в целях получения информации и принятия решений вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.
17. Оператор АИУС РСЧС обеспечивает:
а) создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и развитие АИУС РСЧС;
б) координацию взаимодействия участников АИУС РСЧС;
в) разработку единых механизмов передачи и получения данных для взаимодействия с поставщиками и пользователями АИУС РСЧС;
г) методическую и консультационную поддержку участников АИУС РСЧС по вопросам ее использования;
д) защиту информации, содержащейся в АИУС РСЧС, в том числе целостность и доступность обрабатываемой в ней информации;
е) разграничение прав доступа участников АИУС РСЧС к информации, содержащейся в АИУС РСЧС;
ж) информационное взаимодействие АИУС РСЧС с другими информационными системами, содержащими информацию в области защиты населения и территорий от ЧС.
18. Поставщики информации:
а) обладают доступом к информации, содержащейся в АИУС РСЧС;
б) передают в АИУС РСЧС информацию в области защиты населения и территорий от ЧС;
в) обеспечивают целостность, достоверность и установленную степень конфиденциальности информации, подлежащей передаче в АИУС РСЧС;
г) незамедлительно информируют оператора АИУС РСЧС о сбоях и нарушениях в работе АИУС РСЧС, а также о нарушениях требований к обеспечению информационной безопасности, о возникновении технических проблем, связанных с предоставлением информации для включения в АИУС РСЧС, о сроках их устранения, об изменении действующих форматов данных и о порядке предоставления информации, содержащейся в АИУС РСЧС (получения доступа к ней).
19. Пользователи АИУС РСЧС:
а) имеют доступ к информации, содержащейся в АИУС РСЧС;
б) принимают управленческие решения в области защиты населения и территорий от ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе на основе анализа данных и результатов расчетов возможных последствий ЧС;
в) имеют право распространять общедоступную информацию, содержащуюся в АИУС РСЧС, при условии указания в качестве источника распространения такой информации оператора АИУС РСЧС.
VI. Порядок предоставления информации для включения в АИУС РСЧС и предоставления содержащейся в ней информации (получения доступа к ней)
20. В АИУС РСЧС размещается следующая информация:
а) информация в области защиты населения и территорий от ЧС:
сведения о прогнозируемых и возникших ЧС природного и техногенного характера и их последствиях;
сведения о мерах по защите населения и территорий от ЧС, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих объектах и территориях;
сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и организаций в области защиты населения и территорий от ЧС;
сведения о составе и структуре сил и средств, предназначенных и задействованных для ликвидации ЧС, в том числе сил постоянной готовности;
сведения о создании, наличии, использовании и восполнении финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
б) данные об объектах инфраструктуры (объекты социальной, транспортной, инженерной, производственной, торговой, экономической, туристской инфраструктуры и др.);
в) данные дистанционного зондирования Земли и результаты их обработки;
г) статистическая, в том числе официальная, информация и нормативная справочная информация, которая может быть использована в области защиты населения и территорий от ЧС.
21. Размещению в АИУС РСЧС не подлежит информация и документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
22. Состав информации, предоставляемой в АИУС РСЧС поставщиками информации, формы, сроки и порядок ее предоставления определяются соответствующими соглашениями об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации ЧС и регламентами (протоколами) информационного взаимодействия между оператором и поставщиками информации, а также на основании официальных запросов оператору.
23. Предоставление информации, содержащейся в АИУС РСЧС (получение доступа к ней), ее пользователям осуществляется на безвозмездной основе.
24. Доступ к АИУС РСЧС предоставляется:
в закрытый контур АИУС РСЧС и "личный кабинет пользователя" посредством прохождения процедур идентификации и аутентификации. Идентификация и аутентификация осуществляются, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
к сайту в сети "Интернет" посредством свободного доступа.
25. Поставщики информации несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность размещения в АИУС РСЧС электронных документов и информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
26. При использовании информации, содержащейся в АИУС РСЧС, пользователь информации обязан указывать АИУС РСЧС в качестве источника этой информации, а также обладателей (поставщиков) такой информации.
VII. Порядок информационного взаимодействия АИУС РСЧС с иными информационными системами
27. Информационное взаимодействие АИУС РСЧС с иными информационными системами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) соглашениями и регламентами (протоколами) информационного обмена.
28. При организации информационного взаимодействия АИУС РСЧС и иных информационных систем может быть использована единая система межведомственного электронного взаимодействия.
29. При организации информационного взаимодействия АИУС РСЧС и иных информационных систем должны быть выполнены требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области защиты информации, не составляющей государственную тайну, а также должны использоваться технические средства защиты информации, сертифицированные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в части, касающейся средств криптографической защиты информации.
Организация информационного взаимодействия АИУС РСЧС с иными информационными системами осуществляется оператором АИУС РСЧС и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
30. Информация, представляемая и содержащаяся в АИУС РСЧС, подлежит постоянной актуализации с периодичностью, определенной регламентами (протоколами) информационного взаимодействия между оператором АИУС РСЧС и поставщиками АИУС РСЧС.
VIII. Требования к техническим и программным средствам АИУС РСЧС
31. Технические и программные средства АИУС РСЧС должны отвечать следующим требованиям:
а) располагаться на территории Российской Федерации;
б) обеспечивать размещение информации на государственном языке Российской Федерации;
в) иметь действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении информации;
г) обеспечивать автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках системы, осуществивших указанные действия;
д) обеспечивать возможность прохождения участниками системы идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
е) обеспечивать сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.
IX. Защита информации АИУС РСЧС
32. Информация, содержащаяся в АИУС РСЧС, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
33. Защита информации, содержащейся в АИУС РСЧС, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации.
34. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития АИУС РСЧС осуществляются:
а) формирование требований к защите информации, содержащейся в АИУС РСЧС;
б) разработка и внедрение подсистемы защиты информации АИУС РСЧС;
в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также проведение аттестации АИУС РСЧС на соответствие требованиям к защите информации;
г) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации АИУС РСЧС.
35. В целях защиты информации, содержащейся в АИУС РСЧС, оператор АИУС РСЧС обеспечивает:
а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в АИУС РСЧС, и (или) передачи такой информации лицам,не имеющим права на доступ к этой информации;
б) незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в АИУС РСЧС;
в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав АИУС РСЧС технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
г) возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в АИУС РСЧС, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;
д) обеспечение осуществления непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в АИУС РСЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.