Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 22.11.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 33 и 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в связи с необходимостью конкретизации даты исключения сотрудника Следственного комитета Российской Федерации из списков в связи с его смертью.
Согласно действующей редакции статьи 33 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" погибший (умерший) сотрудник Следственного комитета Российской Федерации исключается из списков сотрудников Следственного комитета Российской Федерации со следующего после его гибели (смерти) дня.
В редакции законопроекта предлагается в случае смерти сотрудника Следственного комитета Российской Федерации исключать его из списка сотрудников Следственного комитета Российской Федерации со дня его гибели (смерти), то есть с даты, указанной в свидетельстве о смерти, с одновременным прекращением трудового договора.
Действующей редакцией части 6 статьи 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрено, что компенсации выплачиваются только членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, находившимся на его иждивении. Из этого следует, что дети, родившиеся после его смерти, не могут считаться находившимися на иждивении и формально права на получение компенсации не имеют, что нарушает их права и законные интересы и противоречит общему смыслу данной нормы.
В целях урегулирования данного пробела предлагается дополнить часть 6 статьи 36 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" новым положением, предусматривающим отнесение к членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, имеющим право на выплату компенсации, его детей, родившихся после его гибели (смерти), в отношении которого отцовство установлено в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации.
Отнесение детей погибшего (умершего) лица, родившихся после его гибели (смерти), закреплено в ряде нормативных правовых актов, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2021 N 52-П, постановлениях Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 481, от 13.08.2013 N 694, от 28.06.2017 N 759.
Обязательное государственное личное страхование прокуроров в случае их гибели (смерти) в период работы либо после увольнения согласно статье 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляется по нормам Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (статьи 1 и 20) поскольку основным условием выплаты страховых и компенсационных сумм является связь гибели (смерти) прокурора со "служебной деятельностью", в отличие от Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", устанавливающего иное условие выплаты страховых и компенсационных сумм, связанное "с исполнением служебных обязанностей".
Таким образом, получателями выплат по Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ являются наследники умершего, в число которых входят и дети, родившиеся после смерти.
При этом федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" не содержит условия иждивения для выплаты страховых сумм членам семей погибших военнослужащих и сотрудников. Соответственно член семьи погибшего военнослужащего или сотрудника, независимо когда он родился, получит страховую сумму.
На основании изложенного, законопроектом в предлагаемой редакции статьи 36 устраняется пробел в правовом регулировании данного вопроса.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.