Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О расширении территории национального парка "Земля леопарда"
(подготовлен Минприроды России 24.11.2022 г.)
Расширение территории национального парка "Земля леопарда" (далее - национальный парк) осуществляется в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в целях повышения эффективности сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природных комплексов Приморского края.
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" рассматривает сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), в числе основных целей в сфере экологии.
Увеличение площади особо охраняемых природных территорий является целевым показателем федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет".
Национальный парк общей площадью 261 868,84 гектара учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 282.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 1578 территория национального парка расширена за счет отнесения к его территории земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения (кадастровые номера участков 25:20:030401:85 и 25:20:030401:89) общей площадью 6928,28 гектара без изъятия их из хозяйственного использования в Хасанском муниципальном районе Приморского края. При этом общая площадь национального парка составила 268 797,12 гектара.
В 2022 году на территории национального парка проведены землеустроительные работы, по результатам которых сведения о местоположении границ особо охраняемой природной территории федерального значения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) с реестровым номером 25:00-6.329. При проведении указанных работ площадь национального парка была уточнена и составила 269 788,82 гектара.
В ходе проведения работ в существующие границы национального парка были внесены следующие изменения:
- В целях устранения пересечения границы национального парка с государственной границей Российской Федерации западная часть границы национального парка (от самой северной точки до южной, проходящая по границе с КНР) совмещена с границей субъекта Российской Федерации с реестровым номером 25:00-3.51 (сведения о границе внесены в ЕГРН 2 июля 2020 г.).
- Восточная часть границы уточнена в соответствии с материалами лесоустройства, актуальными на момент создания национального парка, выполненными ФГУП "Рослесинфорг", а так же материалами комплексного экологического обследования территории.
- В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устранены недостатки (вклинивание, вкрапливание и чересполосица) в прохождении границы национального парка со смежным земельным участком государственного природного биосферного заповедника "Кедровая падь" (реестровый номер 25:20-6.163).
Разница между площадью, указанной в правоустанавливающих документах, и фактической площадью, полученной по результатам землеустроительных работ, объясняется усовершенствованием методов вычисления площадей, программного и инструментального обеспечения, используемых при проведении топогеодезических работ, а также использованием в работе картографического материала более крупного масштаба, чем в период подготовки обосновывающих материалов при проектировании заповедника. В соответствии с пунктом 16.6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17 февраля 2003 г., площадь объекта землеустройства вычисляется с точностью не ниже графической точности картографического материала, численный масштаб которого равен численному масштабу соответствующей кадастровой карты территории. Допустимая погрешность указывается в материалах землеустройства.
Расширение территории национального парка на 12 906,0893 гектара планируется осуществить за счет придания федерального статуса участкам ООПТ регионального значения (государственного природного биологического (зоологического) заказника регионального значения "Полтавский" и природного парка "Хасанский"), включения в состав национального парка участков государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый" (ранее не включенных в состав национального парка при его создании), земельного участка, принадлежащего на праве собственности АНО "Евроазиатский центр сохранения дальневосточных леопардов", и придания природоохранного статуса Кравцовским водопадам с бассейном ключа Кравцовский.
Присоединяемая территория включает земли лесного фонда площадью 8,8103 гектара, земли особо охраняемых территорий и объектов 2 672,3806 гектара, а также включаемые в границы национального парка без изъятия из хозяйственного использования земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения площадью 65,3155 гектара, земли запаса площадью 4,4667 гектара, земли населенных пунктов 396,0379 гектара, земли сельскохозяйственного назначения площадью 1 011,4364 гектара и земли, категория которых не установлена, площадью 8 747,6419 гектара, расположенные в Хасанском и Надеждинском муниципальных районах, Уссурийском городском округе Приморского края и Фрунзенском районе города Владивостока.
Общая площадь национального парка "Земля леопарда" после расширения составит 282 690,2960 гектара (в системе координат МСК-25, зона 2).
После создания национального парка на включенных участках будут проведены землеустроительные и кадастровые работы, по результатам которых данные земельные участки будут разделены в установленном порядке и поставлены на государственный кадастровый учет в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственный природный заказник федерального значения "Леопардовый" после расширения территории национального парка целесообразно ликвидировать в связи с включением всей его территории в границы национального парка.
Повышение природоохранного статуса региональных ООПТ обусловлено необходимостью усиления мер по борьбе с пожарами, обеспечения охраны и воспроизводства расселившегося на новые территории дальневосточного леопарда, создания переходов для миграции крупных кошек на/с территории сопредельных стран.
Присоединение части территории государственного природного биологического (зоологического) заказника регионального значения "Полтавский" позволит также обеспечить конгруэнтность границ территории национального парка и Северо-Восточного парка тигра и леопарда КНР с учетом ведущейся работы по созданию трансграничного резервата в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 213-р.
Часть территории природного парка "Хасанский" является ключевой для естественного распространения нового для России вида копытного - водяного оленя. Также, в связи с ростом популяции дальневосточного леопарда и амурского тигра, данная территория может служить естественным коридором для расселения крупных кошек в Северную Корею. Наличие на сопредельной территории национального парка Бонпо и заповедника Сонбон служит залогом для развития трансграничного сотрудничества с КНДР в природоохранной сфере.
Кравцовские водопады - популярное место отдыха жителей и гостей Приморского края. В результате неконтролируемого туризма почвенный покров данной территории подвергается вытаптыванию и последующей эрозии, на прилежащих территориях возникают стихийные туристические стоянки, свалки мусора. Для сохранения экосистемы Кравцовских водопадов, обеспечения надлежащей охраны и организации цивилизованного экологического туризма в районе популярного рекреационного объекта необходимо присоединить их к территории национального парка. Также в настоящее время, в связи с увеличением популяции, данные территории активно используются дальневосточным леопардом и амурским тигром, более того, эти участки могут играть важную роль при расселении молодых особей. На данной территории имеется арендатор лесного фонда - ООО "Фортуна", чье согласие на включение участка в состав национального парка получено.
Присоединение участков территории государственного природного заказника федерального значения "Леопардовый", не вошедших в состав национального парка при его создании, а также частей 52, 56 кварталов Николо-Львовского участкового лесничества Уссурийского лесничества к национальному парку связано с увеличением популяции постоянно проживающих на данных территориях дальневосточных леопардов и амурских тигров, более того, эти участки могут быть отнесены к важнейшим местам для воспроизводства видов и расселения молодых особей.
Кроме того, планируется уточнение границ национального парка по земельному участку с кадастровым номером 25:28:080101:6 (правообладатель - АНО "Евроазиатский центр сохранения дальневосточных леопардов"), основная часть которого расположена в границах национального парка. В настоящее время проводится работа по передаче указанного участка в федеральную собственность и предоставлению его ФГБУ "Земля леопарда" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем, целесообразно увеличить на 16,4820 гектара территорию национального парка по границе участка.
Расширение территории национального парка поддержано Правительством Приморского края, администрациями Надеждинского, Хасанского муниципальных районов и Уссурийского городского округа.
Расширение национального парка окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие региона и страны в целом, будет способствовать созданию новых рабочих мест, развитию экологического туризма и росту туристической привлекательности Приморского края.
Расширение национального парка будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в рамках федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет".
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые решения относятся к сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.