Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Испытатель изделий реабилитационной направленности"
(подготовлен Минтрудом России 29.11.2022 г.)
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта "Испытатель изделий реабилитационной направленности" размещено сайте "Профессиональные стандарты": https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=115715
Значение данной области профессиональной деятельности для развития отрасли производ-ства социально-значимых товаров определяется организационной деятельностью организациями, занимающиеся разработкой изделий РН (Далее - РН). Данная деятельность позволяет обеспечить качество и внедрение инженерных решений при реабилитации и обеспечении потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью прироста качества их жизни.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ образовательных программ образовательных стандартов среднего профессионального образования, высшего образования, показал, что в настоящее время трудовые функции техников-испытателей могут выполнять специалисты со средним техническим образованием; инженеров-испытателей могут выполнять специалисты с высшим образованием (бакалавриат). Численность специалистов зависит от количества организаций, оказывающих соответствующие услуги. Деятельность испытателей изделий РН играет ключевую роль в обеспечении потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе развития производства социально-значимых товаров должности испытателей изделий РН всех категорий не теряют актуальность и будут востребованы на долгие годы в будущем, так как производство средств РН только набирает обороты.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 5 и 6 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований при оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При разработке данного профессионального стандарта принимали во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности), в которых применим профессиональный стандарт "Испытатель изделий реабилитационной направленности" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
30.92.2 |
Производство инвалидных колясок |
32.50 |
Производство медицинских инструментов и оборудования |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: проверка качества сборки изделий РН на соответствие требованиям, изложенным в технической и конструкторской документации.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- Подготовка испытаний изделий РН
- Проведение испытаний изделий РН
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Испытатель изделий реабилитационной направленности" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Испытатель изделий реабилитационной направленности" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Испытатель изделий реабилитационной направленности" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности в области производства социально-значимых товаров были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
2. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
3. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности ОТФ отнесены к 5 и 6 уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Подготовка проведения испытаний изделий РН |
5 |
Вспомогательная деятельность по разработке протезов. Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации. Применение профессиональных знаний технологического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных задач. Требования к образованию: среднее профессиональное образование с освоением программ подготовки специалистов среднего звена |
B |
Проведение испытаний изделий РН |
6 |
Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы для достижения цели. Применение профессиональных знаний технологического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных задач. Выбор наиболее эффективных методов проведения испытаний. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Требования к образованию: высшее образование - бакалавриат |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые техниками, инженерами и ведущими конструкторами в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
А/01.5 |
5 |
Схемный анализ, подготовка и анализ программ и методик на испытания изделий РН, определение типажа участников испытаний |
А/02.5 |
5 |
Техническое обслуживание испытательного оборудования (далее - ИО) и контрольно-проверочной аппаратуры (далее - КПА) подбор участников испытаний для испытаний изделий РН |
А/03.5 |
5 |
Ввод в эксплуатацию ИО и КПА и монтаж на участников испытаний изделий РН в соответствии с эксплуатационной документацией |
А/04.5 |
5 |
Подготовка площадки, участников испытаний и предметов для взаимодействия к проведению испытаний и входного контроля изделий РН |
В/01.6 |
6 |
Проведение испытаний узлов, приборов и систем до установки на изделие РН согласно технической и конструкторской документации поставщиков |
В/02.6 |
6 |
Проведение испытаний комплектов электронной и цифровой аппаратуры в составе изделий РН |
В/03.6 |
6 |
Проведение комплексных, предъявительских, приемосдаточных испытаний изделий РН в соответствии с программами и методиками испытаний |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 N 23, профессиональный стандарт разработан Советом по квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров с участием представителей работодателей. На основе материалов, предоставленных ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность техников, инженеров и конструкторов регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
2. Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278); приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 171).
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области разработки и создания средств РН, специалисты в области управления, обучения и развития персонала и другие специалисты.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 2 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 5 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 4 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об экспертах, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
Порядок работы с проектом профессионального стандарта "Испытатель изделий реабилитационной направленности" представлен далее:
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области протезирования.
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап. подготовка предварительного проекта: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Испытатель изделий реабилитационной направленности" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
размещение проекта профессионального стандарта:
- на сайте ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России: https://vcot.info/standards/developer-prof
- на сайте "Профессиональные стандарты": https://profstandart.rosmintrud.ru/expert_opinion_detail/index.php?ELEMENT_ID=112644
- на сайте Ассоциации Производителей и Экспортеров Отечественных Спортивных Товаров и Оборудования: https://спортивнаяиндустрия.рф/about/spk-s3t/
проведение круглых столов и совещаний;
направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в более чем 170 предприятий и организаций;
Профессиональный стандарт согласован с Советом по профессиональным квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: производственники и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
Поступило 4 отзыва от 2 организаций.
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаний и предложений к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Испытатель изделий реабилитационной направленности" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Испытатель изделий реабилитационной направленности"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к разработке и согласованию профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров |
Москва |
2. |
Союз разработчиков и поставщиков технических средств реабилитации "Кибатлетика" |
Москва |
3. |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
Москва |
4. |
Национальной ассоциации участников рынка ассистивных технологий "АУРА-ТЕХ" |
Москва |
5. |
ООО "Моторика" |
Москва |
6. |
Ассоциация производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования, город Москва |
Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров |
Москва |
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Испытатель изделий реабилитационной направленности"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Тип мероприятия |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
Круглый стол |
15 июля 2022 года |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров, Ассоциация производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования, Союз разработчиков и поставщиков технических средств реабилитации "Кибатлетика, ООО "Моторика", Национальная ассоциация участников рынка ассистивных технологий "АУРА-ТЕХ", ООО "Реабилитик", Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" |
39 |
Совещание |
15 августа 2022 года |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров, Ассоциация производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования, Союз разработчиков и поставщиков технических средств реабилитации "Кибатлетика, ООО "Моторика", Национальная ассоциация участников рынка ассистивных технологий "АУРА-ТЕХ", ООО "Реабилитик", Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" |
61 |
Совещание |
15 октября 2021 года |
Совет по профессиональным квалификациям в сфере производства социально-значимых товаров, Ассоциация производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования, Союз разработчиков и поставщиков технических средств реабилитации "Кибатлетика, ООО "Моторика", Национальная ассоциация участников рынка ассистивных технологий "АУРА-ТЕХ", ООО "Реабилитик", Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий". |
53 |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Испытатель изделий реабилитационной направленности"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Испытатель изделий реабилитационной направленности", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
1 |
ООО "Реабилитик" |
Отразить в стандарте: техническое обслуживание испытательного оборудования и контрольно-проверочной аппаратуры |
Принято |
2 |
ООО "Реабилитик" |
Отразить в стандарте: проведение испытаний комплектов электронной и цифровой аппаратуры |
Принято |
3 |
Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательс тва "ОПОРА РОССИИ" |
Отразить в стандарте знания в п.3.2.3: - Методы имитирования бытовых сред и взаимодействия с предметами повседневного использования в лабораторных условиях; |
Принято |
4 |
Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательс тва "ОПОРА РОССИИ" |
Отразить в стандарте трудовые действия в п.3.2.1: Контроль параметров среды на рабочих местах входного контроля покупных комплектующих изделий |
Принято |
Приложение 4
к пояснительной записке к проекту профессионального стандарта
"Испытатель изделий реабилитационной направленности"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Испытатель изделий реабилитационной направленности", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Испытатель изделий РН |
Область профессиональной деятельности |
Производство социально-значимых товаров |
Наименование профессионального стандарта |
Испытатель изделий РН |
Должность (профессия рабочего) |
Инженер |
ФГОС |
- |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2149 |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
- |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Инженер |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
Ассоциация Производителей и Экспортеров Отечественных Спортивных Товаров и Оборудования |
Особые условия допуска к профессии |
|
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно, при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Информация отсутствует |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Реабилитация |
Профессиональное образование и обучение |
Основное общее образование Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных рабочих Высшее образование - бакалавриат |
Сфера применения профессии |
Организации различных форм собственности, занимающиеся разработкой средств РН |
Родственные профессии |
Конструктор, Разработчик средств реабилитации |
Возможности получения образования |
Функции техников-испытателей могут выполнять специалисты со средним техническим образованием; функции инженеров-испытателей могут выполнять специалисты с высшим образованием (бакалавриат) |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организациях, занимающимися реализацией средств реабилитационной направленности. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
70000 |
максимальная - |
200000 |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Должности инженеров все категорий останутся востребованными в долгосрочной перспективе. |
Ключевые слова |
Испытания протезирование, мехатроника, робототехника, реабилитация, ассистивные технологии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.