Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения"
(подготовлен Минздравом России 01.12.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения" (далее - проект постановления, денежные выплаты) разработан с целью усиления мотивации медицинских работников к раннему выявлению онкологических заболеваний граждан.
В действующих условиях Правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1940 (далее - Правила), предусмотрена денежная выплата в размере 1 тыс. рублей за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден результатами соответствующих диагностических инструментальных и (или) лабораторных исследований (далее - диагностические исследования), из которых:
500 рублей - врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу-терапевту цехового врачебного участка, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-педиатру (врачу-педиатру участковому), фельдшеру фельдшерского здравпункта (фельдшерско-акушерского пункта), ответственному за организацию и проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, направившему пациента на осмотр (консультацию) к медицинскому работнику, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога, или направившему на осмотр (консультацию) врача-онколога;
250 рублей - медицинскому работнику, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога;
250 рублей - медицинскому работнику, осуществившему своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием.
Данные условия приводят к низкому уровню освоения средств медицинскими организациями. Кроме того, учитывая небольшой размер выплат для конкретного работника, медицинские организации не представляют заявки в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В 2021 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на указанные цели перечислено 502,9 млн рублей или 42,5 % от утвержденного годового объема (1183,3 млн рублей).
Предоставление средств из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования производилось с учетом требований пункта 5 Правил, согласно которому, начиная с 7-го месяца года размер иных межбюджетных трансфертов, подлежащих ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования соответствующего субъекта Российской Федерации, уменьшается на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом обязательного медицинского страхования иных межбюджетных трансфертов в текущем году.
Медицинскими организациями в 2021 году использовано 194,1 тыс. рублей (0,04 % от объема предоставленных средств) за выявление 86 случаев онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.
По состоянию на 01.10.2022 из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставлено 66,1 млн рублей, медицинскими организациями на осуществление денежных выплат использовано 1 038,5 тыс. рублей (1,6 %) за выявление 762 случаев онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризаций и профилактических медицинских осмотров населения.
Кроме того, в 2020-2021 годах в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 принято решение о приостановлении проведения профилактических мероприятий в части диспансеризации со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с этим мероприятия по осуществлению денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения не имели широкого применения.
В целях повышения мотивации у медицинских работников к раннему выявлению онкологических заболеваний, а также в целях более эффективной реализации мероприятий по осуществлению денежных выплат предлагается установить стимулирующие выплаты в размере 1 тыс. рублей только первому медицинскому работнику, назначившему консультацию специалиста и (или) диагностические исследования на выявление онкологического заболевания в ходе и (или) по результатам проведения диспансеризации и профилактического медицинского осмотра.
Установить условия предоставления средств из бюджета территориального фонда медицинским организациям:
а) наличие учетной формы медицинской документации N 131/у "Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)", утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 1207н "Об утверждении учетной формы медицинской документации N 131/у "Карта учета профилактического медицинского осмотра (диспансеризации)", порядка ее ведения и формы отраслевой статистической отчетности N 131/о "Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения", порядка ее заполнения и сроков представления" по результатам профилактического медицинского осмотра и диспансеризации;
б) выдача медицинским работником, назначившим диагностические исследования на выявление онкологического заболевания в ходе и (или) по результатам проведения диспансеризации и профилактического медицинского осмотра, учетной формы N 057/у-04 "Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию", утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 255 "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (далее - учетная форма N 057/у-04), с обоснованием направления на подозрение на онкологическое заболевание;
в) наличие в счете на оплату медицинской помощи пациенту, направленному на обследование, консультацию медицинским работником, указанным в пункте 8 настоящих Правил, диагноза онкологического заболевания в течение месяца с даты выдачи учетной формы N 057/у-04.
Финансовое обеспечение размера денежной выплаты будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Издание проекта постановления не повлечет финансовых, негативных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), соответствующий вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Проект постановления не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и не требует рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии.
Проект постановления не содержит положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.