Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Методики расчета убытков, подлежащих компенсации, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками при выполнении не предусмотренных мобилизационными планами и заданиями (заказами) отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, а также возмещения убытков, понесенных операторами железнодорожного подвижного состава, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, перевозчиками в связи с предоставлением в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принадлежащих им железнодорожного подвижного состава, контейнеров для их использования на время перевозок в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований"
(подготовлен Минтрансом России 07.12.2022 г.)
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 545 "Об утверждении Правил компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3535) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета убытков, подлежащих компенсации, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками при выполнении не предусмотренных мобилизационными планами и заданиями (заказами) отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях, а также возмещения убытков, понесенных операторами железнодорожного подвижного состава, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, перевозчиками в связи с предоставлением в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принадлежащих им железнодорожного подвижного состава, контейнеров для их использования на время перевозок в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. N 164 "Об утверждении Методики расчета подлежащих компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками в результате осуществления отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 декабря 2008 г., регистрационный N 12766).
Министр |
В.Г. Савельев |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от _________________ N ____
Методика расчета убытков,
подлежащих компенсации, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) перевозчиками при выполнении не предусмотренных мобилизационными планами и заданиями (заказами) отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, а также возмещения убытков, понесенных операторами железнодорожного подвижного состава, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, перевозчиками в связи с предоставлением в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принадлежащих им железнодорожного подвижного состава, контейнеров для их использования на время перевозок в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований
1. Настоящая Методика расчета убытков, подлежащих компенсации, понесенных владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования*(1) (далее - владелец инфраструктуры) и (или) перевозчиками*(2), операторами железнодорожного подвижного состава*(3), иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, при выполнении не предусмотренных мобилизационными планами и заданиями (заказами) отдельных перевозок железнодорожным транспортом в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях (далее - особые случаи) предназначена для определения размера подлежащих компенсации убытков, понесенных владельцами инфраструктур и (или) перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, в результате осуществления отдельных перевозок в особых случаях.
2. При расчете убытков, понесенных владельцами инфраструктур и (или) перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, в результате осуществления перевозок, учитываются понесенные владельцами инфраструктур и (или) перевозчиками, операторами, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, расходы и недополученные доходы, связанные с:
перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, в том числе воинских в особых случаях, выполнение которых не предусмотрено мобилизационными планами и заданиями (заказами), в пассажирских поездах всех категорий, включая пассажирские поезда и отдельные вагоны, в том числе при следовании в пассажирских поездах, предусмотренных графиками движения поездов*(4), специально назначенные для обеспечения перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом в особых случаях (далее - перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа);
порожним пробегом составов специально назначенных пассажирских поездов и вагонов, включая багажные, в том числе при следовании в пассажирских поездах, предусмотренных графиками движения поездов от пункта формирования поездов или пункта приписки вагонов до железнодорожной станции посадки пассажиров и от железнодорожной станции высадки пассажиров до пункта формирования (приписки) пассажирских поездов (вагонов);
перевозкой грузов железнодорожным транспортом, в том числе воинских в особых случаях, выполнение которых не предусмотрено мобилизационными планами и заданиями (заказами) (далее - перевозка грузов);
выполнением дополнительных операций или работ при осуществлении перевозок, стоимость которых не включается в тариф на перевозку железнодорожным транспортом и выполнение которых не предусмотрено мобилизационными планами и заданиями (заказами) (далее - дополнительные работы);
обеспечением сопровождения и охраны грузов, подлежащих обязательному сопровождению и охране при их перевозках;
утратой или повреждением железнодорожного подвижного состава, контейнеров и иного имущества при осуществлении перевозок по обстоятельствам, не зависящим от владельца инфраструктур и (или) перевозчика.
3. Размер понесенных владельцами инфраструктур и (или) перевозчиками, операторами, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, убытков при осуществлении перевозок, подлежащих компенсации, рассчитывается по формуле:
У комп = Д пасс + Д груз + С им,
где:
У комп - размер подлежащих компенсации убытков, понесенных в результате осуществления перевозок;
Д пасс - размер убытков, понесенных в результате осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа;
Д груз - размер убытков, понесенных в результате осуществления перевозок грузов;
С им - стоимость утраченного или поврежденного имущества при осуществлении перевозок.
4. Размер убытков, понесенных в результате осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа (Д пасс), определяется по формуле:
Д пасс = Д пасс.гр.п + Д пасс.д.р + С пасс.сп.п,
где:
Д пасс.гр.п - стоимость перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах, предусмотренных графиками движения поездов, указанная в проездных документах (билетах) и других перевозочных документах, рассчитанная по ставкам соответствующего тарифа, за исключением стоимости перевозок в отдельных специально назначенных вагонах, включенных в составы таких поездов;
Д пасс.д.р - стоимость дополнительных работ, выполненных при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах, предусмотренных графиками движения поездов, рассчитанная исходя из ставок соответствующих тарифов, сборов, плат, указанная в проездном документе (билете) и (или) квитанциях либо иных документах, в том числе актах выполненных работ, подтверждающих факт выполнения дополнительных работ;
С пасс.сп.п - убытки, понесенные в результате осуществления перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в специально назначенных перевозчиками пассажирских поездах и отдельных вагонах, в том числе включенных в составы пассажирских поездов, предусмотренных графиками движения поездов.
С пасс.сп.п определяется исходя из:
стоимости перевозки пассажиров, рассчитанной по ставкам соответствующего тарифа исходя из категории поезда и типа вагона от железнодорожной станции посадки до железнодорожной станции высадки пассажиров, указанной в проездных документах (билетах) или актах выполненных работ, подтверждающих факт осуществления перевозок;
стоимости перевозки багажа при следовании багажного вагона в составе специально назначенного пассажирского поезда от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения, рассчитанной по ставкам тарифа за перевозку багажа и указанной в перевозочных документах или иных документах, в том числе актах выполненных работ, подтверждающих факт осуществления перевозок багажа;
стоимости перевозки грузобагажа в багажном вагоне, рассчитанной по ставкам тарифа за перевозку грузобагажа;
стоимости порожнего пробега специально назначенных пассажирского поезда или вагона, в том числе при его следовании с поездом, предусмотренным графиком движения поездов, от пункта формирования (приписки) до железнодорожной станции посадки пассажиров и от железнодорожной станции высадки пассажиров до пункта формирования (приписки) пассажирских вагонов, рассчитанной по ставкам платы за пробег собственных вагонов или сметы затрат на возмещение эксплуатационных расходов, связанных с порожним пробегом состава (вагона), принадлежащего владельцу инфраструктур, утвержденной этим владельцем инфраструктур;
стоимости пробега багажного вагона от пункта формирования (приписки) до железнодорожной станции погрузки и от железнодорожной станции выгрузки до пункта формирования (приписки), рассчитанной по ставкам платы за пробег собственных вагонов или сметы затрат на возмещение эксплуатационных расходов, связанных с порожним пробегом состава (вагона), принадлежащего владельцу инфраструктур, утвержденной этим владельцем инфраструктур;
стоимости дополнительных работ, указанных в проездном документе (билете) и (или) квитанциях либо иных документах, в том числе актах выполненных работ, подтверждающих факт выполнения дополнительных работ.
5. Размер убытков, понесенных в результате осуществления перевозок грузов (Д груз), определяется по формуле:
Д груз = Д груз.тариф + Д сб.гр + Р охран,
где:
Д груз.тариф - стоимость перевозки грузов, рассчитанная исходя из ставок соответствующего тарифа, указанная в перевозочном документе (транспортной железнодорожной накладной);
Д сб.гр - стоимость дополнительных работ, выполненных при осуществлении перевозок грузов, в том числе с участием иных перевозчиков и (или) владельцев инфраструктуры, рассчитанная, исходя из ставок соответствующих тарифов, сборов и плат, указанная в перевозочном документе (транспортной железнодорожной накладной) и (или) квитанциях либо иных документах, подтверждающих понесенные расходы;
Д сб.гр - стоимость дополнительных работ, включая работы по дооборудованию вагона для перевозки конкретного груза, выполненных при осуществлении перевозок грузов, рассчитанная, исходя из ставок соответствующих тарифов, сборов и плат, указанная в перевозочном документе (транспортной железнодорожной накладной) и (или) квитанциях либо иных документах, в том числе актах выполненных работ, подтверждающих факт выполнения дополнительных работ;
Р охран - расходы перевозчиков по обеспечению сопровождения и охраны грузов, подлежащих обязательному сопровождению и охране при их перевозках, подтверждаемые соответствующими договорами, документами, подтверждающими факт оказания услуг по охране груза и оплату оказанных услуг по сопровождению и охране, иными документами, подтверждающими понесенные расходы.
6. Стоимость имущества, утраченного или поврежденного при осуществлении перевозок (С им), определяется по формуле:
С им = С им.утр + С им.рем,
где:
С им.утр - стоимость железнодорожного подвижного состава, контейнеров и иного имущества, утраченного при осуществлении перевозок по обстоятельствам, не зависящим от владельца инфраструктур и (или) перевозчика, оператора, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, определенная исходя из рыночной стоимости утраченного имущества.
Рыночная стоимость единицы железнодорожного подвижного состава, контейнера или иного имущества определяется на основании оценки, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"*(5) (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ);
С им.рем - стоимость ремонта (восстановления) железнодорожного подвижного состава, контейнеров и иного имущества, поврежденных при осуществлении перевозок по обстоятельствам, не зависящим от владельца инфраструктур и (или) перевозчика, оператора, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, подтверждаемая копиями соответствующих договоров с ремонтными организациями, документов, подтверждающих факт выполнения работ по ремонту (восстановлению) железнодорожного подвижного состава, контейнеров и иного имущества и оплату таких работ.
В случае, если ремонт осуществлялся владельцами инфраструктур перевозчиками или операторами, своими силами, стоимость ремонта, подлежащая компенсации, определяется на основании утвержденной, соответственно, владельцем инфраструктур или перевозчиком, оператором, иным владельцем железнодорожного подвижного состава, контейнеров, сметой расходов на проведение ремонта (восстановления).
При этом стоимость ремонта, подлежащая компенсации, не может превышать стоимость ремонта (восстановления), определенную на основании оценки, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.
7. При расчете убытков, понесенных операторами в результате осуществления перевозок, учитываются понесенные операторами расходы и недополученные доходы, связанные с:
подготовкой подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом, в том числе воинских в особых случаях, выполнение которых не предусмотрено мобилизационными планами и заданиями (заказами) (далее - подготовка подвижного состава);
предоставлением подвижного состава под перевозку грузов железнодорожным транспортом, в том числе воинских в особых случаях, выполнение которых не предусмотрено мобилизационными планами и заданиями (заказами) (далее - предоставление подвижного состава).
При расчете убытков, понесенных операторами в результате осуществления перевозок, учитывается тариф за пробег порожних вагонов от железнодорожной станции выгрузки до железнодорожной станции, на которой осуществлялась передача вагона оператором перевозчику (либо иной железнодорожной станции,по соглашению между оператором и перевозчиком) (далее - тариф на обратный порожний пробег) утратой или повреждением железнодорожного подвижного состава, контейнеров и иного имущества при осуществлении перевозок по обстоятельствам, не зависящим от владельца инфраструктур, перевозчика или оператора.
Размер понесенных операторами убытков при осуществлении перевозок, подлежащих компенсации, рассчитывается по формуле:
О комп = Д подг + Д пред + Д подс +Д тпор+С им,
где:
О комп - размер подлежащих компенсации убытков, понесенных операторами в результате использования подвижного состава для осуществления грузовых перевозок
Д подг - размер подлежащих компенсации убытков, понесенных в результате подготовки подвижного состава;
Д пред - размер убытков, понесенных в результате предоставления подвижного состава для осуществления перевозок грузов;
Д подс - размер убытков, понесенных в результате подсыла подвижного состава;
Д тпор - размер убытков эквивалентных величине тарифа на обратный порожний пробег
С им - стоимость утраченного или поврежденного имущества при осуществлении перевозок.
Размер убытков, понесенных в результате предоставления подвижного состава для осуществления перевозок грузов, определяется по следующей формуле:
Д пред = T пред * С пред
где:
Т пред - время использования подвижного состава, определяется от даты отправления порожнего вагона со станции его нахождения на станцию передачи,до даты его возвращения в порожнем состоянии на первоначальную станцию отправления (или иную станцию, по соглашению между оператором и перевозчиком либо до получения уведомления об утрате вагона в порядке, предусмотренным договором между владельцем вагона и перевозчиком). Исчисляется в сутках.
При этом неполные сутки подлежат округлению до целых суток.
Спред - стоимость предоставления подвижного состава. Рассчитывается по Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2, утвержденное постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 35/12*(6), с изменениями и дополнениями, по таблице N 5 из расчета за временной интервал 24 часа. Исчисляется в руб. в сутки.
8. Расчет понесенных владельцами инфраструктур и (или) перевозчиками, операторами, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, убытков осуществляется исходя из ставок тарифов, сборов и плат, действовавших на дату начала осуществления перевозок, выполнения дополнительных работ.
9. В случаях, если перевозки, выполнение дополнительных работ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость, понесенные владельцами инфраструктур и (или) перевозчиками, операторами, иными владельцами железнодорожного подвижного состава, контейнеров, убытки рассчитываются с учетом налога на добавленную стоимость.
10. Оператор, иной владелец железнодорожного подвижного состава, контейнеров проводит по предусмотренным пунктами 3 - 7 настоящей Методики формулам расчеты убытков, понесенных при осуществлении перевозок, и передает результаты расчетов перевозчику для дальнейшей их подачи в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
11. Владелец инфраструктуры, перевозчик, оператор, иной владелец железнодорожного подвижного состава, контейнеров, осуществляют предусмотренные настоящей Методикой расчет понесенных убытков в результате отдельных перевозок в особых случаях и обращаются за компенсацией в установленном порядке по окончании каждого месяца, в котором оказывалась соответствующая услуга.
-------------------------------------------
*(1) Абзац десятый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2007, N 46, ст. 5554) (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ).
*(2) Абзац одиннадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169).
*(3) Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; 2015, N 1, ст. 56).
*(4) Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169).
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2021, N 27, ст. 5179.
*(6) Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 г., регистрационный N 3678,с изменениями, внесенными постановлением Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации от 7 октября 2003 г. N 82-т/3 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2003 г., регистрационный N 5175), приказами Федеральной службы по тарифам от 19 июня 2006 г. N 131-т/4 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г., регистрационный N 8072), от 10 июля 2009 г. N 119-т/4 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2009 г., регистрационный N 14092), от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 мая 2015 г., регистрационный N 37379), от 24 декабря 2013 г. N 252-т/1 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31453), приказом Федеральной антимонопольной службой от 10 декабря 2015 г. N 1226/15 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2015 г., регистрационный N 40184).
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.