Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 09.12.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 217 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 13 и 14 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р.
В связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 456-ФЗ) с 1 января 2022 г. изменились нормы о результатах интеллектуальной деятельности (далее - РИД), созданных при выполнении государственного или муниципального контракта, а также обязанности работодателя в отношении работников, создавших служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец.
В частности, в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) вошли положения, предусматривающие ряд случаев безвозмездной передачи исключительных прав на РИД или безвозмездного предоставления права использования РИД физическим и юридическим лицам, являющихся авторами РИД по таким контрактам или исполнителям по ним.
Указанные положения ГК РФ о безвозмездной передаче исключительного права на РИД и безвозмездного предоставления права использования РИД направлены на стимулирование развития инновационной экономики Российской Федерации, практическое применение и внедрение таких РИД в производство, в том числе в целях обеспечения национального технологического лидерства и укрепление технологического суверенитета Российской Федерации.
Однако вышеуказанные процессы по стимулированию инновационной экономики Российской Федерации наталкиваются на ряд барьеров, связанных с необходимостью лиц, безвозмездно получающих права на РИД, уплачивать налоги.
Так, согласно налоговому законодательству Российской Федерации доход лиц, безвозмездно получающих права на РИД, подлежит налогообложению в отношении физических лиц налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), а в отношении юридических лиц - налогом на прибыль организаций.
В отношении физических лиц обязательства по уплате НДФЛ возникают на основании абзаца первого пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а для юридических лиц обязательства по уплате налога на доходы организаций возникают в силу абзаца первого пункта 8 статьи 250 НК РФ.
При этом, если гражданское законодательство стимулирует субъекты правоотношений к более активному управлению правами на РИД в том числе путем предоставления прав использования (лицензий) и отчуждения прав (также на безвозмездной основе), в особенности в случае неиспользования соответствующих РИД, то указанные положения НК РФ в отношении рассматриваемых случаев являются дополнительными ограничениями для получателей прав.
Одновременно отмечаем, что с 2024 года будет применяться Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2022 г. N 86н, которым предусмотрено нововведение в части постановки на бухгалтерский учет лицензионных договоров либо иных документов, подтверждающих существование права на РИД.
Законопроект направлен на устранение указанных проблем и предусматривает внесение изменений в статьи 217 и 251 НК РФ в целях освобождения в определенных в случаях физических лиц от налогообложения НДФЛ и юридических лиц от налогообложения налогом на прибыль организаций при безвозмездной передаче исключительных прав на РИД или безвозмездном предоставлении права использования РИД.
В части НДФЛ.
1. Законопроектом статья 217 НК РФ дополняется пунктом 94, который необходим для освобождения от налогообложения НДФЛ с доходов физических лиц в виде исключительного права на РИД или права использования РИД, в случаях, когда такие права могут быть безвозмездно переданы физическому лицу в соответствии, например, с пунктами 7 (предоставление права использования для выполнения государственного контракта по требованию государственного или муниципального заказчика) и 11 статьи 1240.1 ГК РФ (передача исключительного права на РИД, созданный по государственному или муниципальному контракту, в случае невыполнения правообладателем обязанности по его использованию).
2. Также статья 217 НК РФ дополняется пунктом 95, предусматривающим освобождение от налогообложения НДФЛ доходов в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, которое передано работодателем своему работнику, являющемуся автором этого результата интеллектуальной деятельности, по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права.
Соответствующие случаи возможны в соответствии, например, с пунктами 4 и 5 статьи 1373 ГК РФ.
Таким образом, законопроект предусматривает освобождение от налогообложения НДФЛ доходов физических лиц в виде исключительных прав на РИД, полученных физическим лицом от Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования или исполнителя государственного или муниципального контракта по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права на такой РИД или по договору о безвозмездном предоставлении права использования такого РИД.
В части налога на прибыль организаций.
Законопроектом вносятся изменения в пункт 1 статьи 251 НК РФ.
1. Подпункт 51 пункта 1 статьи 251 НК РФ излагается в новой редакции, согласно которой при определении налоговой базы налога на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный в ходе реализации государственного или муниципального контракта, или права использования на такой результат, которое передано налогоплательщику государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении или о безвозмездном предоставлении права использования такого результата интеллектуальной деятельности.
Предлагаемая редакция, с одной стороны, сохраняет возможность применения действующей редакции указанного подпункта, предполагающего, что права по итогам выполнения государственного контракта закрепляются за Российской Федерацией, после чего передаются исполнителю государственного контракта. С другой стороны, указанная формулировка обеспечивает возможность более активного управления государственными заказчиками правами Российской Федерации на РИД без возникновения у получателей прав налоговых последствий. Это может быть актуально в том числе для случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 и пунктами 9 и 10 статьи 1240.1 ГК РФ, а также Правилами управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2550 (в частности, пункты 29, 31, 33, 36).
2. Пункт 1 статьи 251 НК РФ дополняется подпунктами 51.1 - 51.3.
Подпункт 51.1 необходим для отсутствия возникновения налога на прибыль
в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 6 статьи 1240.1 ГК РФ - когда исключительные права на РИД, созданный по итогам государственного или муниципального контракта, закрепляются за исполнителем или соисполнителем указанного государственного контракта.
Подпункт 51.2 необходим для отсутствия возникновения налога на прибыль
в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 1240.1 ГК РФ - когда правообладатель РИД, созданного по государственному или муниципальному контракту, передает по требованию государственного заказчика указанному таким заказчиком лицу простую неисключительную лицензию для использования такого РИД для государственных или муниципальных нужд.
Подпункт 51.3 необходим для отсутствия возникновения налога на прибыль в случае, предусмотренном пунктом 11 статьи 1240.1 ГК РФ - когда правообладатель РИД, созданного по государственному или муниципальному контракту, передает права на него другим лицам в случае невыполнения обязанности по использованию РИД.
3. Законопроектом пункт 1 статьи 251 НК РФ дополняется подпунктом 67, направленным на освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов в виде безвозмездного распоряжения исключительными правами на РИД в группе лиц.
Необходимость введения указанного положения обусловлена тем, что в настоящее время существует проблема ненадлежащего оформления прав на РИД в группе лиц в связи подчиненностью членов группы лиц одному конечному бенефициару. На практике отмеченная особенность позволяет членам группы лиц заключать соглашения об исполнении обязательств друг друга без надлежащего юридического оформления отношений.
При проектировании положения об освобождении от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов в виде безвозмездного распоряжения исключительными правами на РИД в группе лиц учитывается, что согласно пункту 3.1 статьи 1234 ГК РФ не допускается безвозмездное отчуждение исключительного права в отношениях между коммерческими организациями, если ГК РФ не предусмотрено иное.
Также при проектировании нормы учитывается то обстоятельство, что согласно пункту 5.1 статьи 1235 ГК РФ не допускается безвозмездное предоставление права использования РИД или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии, если ГК РФ не установлено иное.
Законопроектом пункт 1 статьи 251 НК РФ предлагается дополнить подпунктом 67, согласно которому при определении налоговой базы налога на прибыль организаций не учитываются доходы в виде права использования результата интеллектуальной деятельности, которое предоставляется налогоплательщику лицом, входящим с этим налогоплательщиком в одну группу лиц, по договору о безвозмездном предоставлении права использования такого результата интеллектуальной деятельности на условиях простой (неисключительной) лицензии или исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, которое предоставляется налогоплательщику лицом, являющимся некоммерческой организацией входящей с этим налогоплательщиком в одну группу лиц, по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права на этот результат интеллектуальной деятельности.
При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов.
Следует отметить, что приведенное в подпункте 67 пункта 1 статьи 251 НК РФ в редакции законопроекта понятие "группа лиц" терминологически совпадает с таковым, закрепленным в пунктах 1.15 и 1.16 статьи 284 НК РФ, а также пунктах 5 и 14 статьи 427 НК РФ, что позволяет обеспечить унификацию терминологии проектируемых положений с уже действующими нормами НК РФ.
Положения законопроекта направлены на совершенствование налогового законодательства Российской Федерации в целях обеспечения развития инновационной составляющей экономики Российской Федерации, на основе изменений, введенных Федеральным законом N 456-ФЗ.
Реализация федеральными органами исполнительной власти предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект непосредственно не затрагивает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Судебная практика отсутствует.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), информацию о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.