Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 26.12.2022 г.)
1. Общие характеристики законопроекта
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях создания правовых механизмов для формирования опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации, а также в целях внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в отношении работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Изменения, вносимые в Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливают:
1) термин "опорная сеть автомобильных дорог" (далее - опорная сеть) и его определение;
2) полномочия Министерства транспорта Российской Федерации по утверждению перечня автомобильных дорог опорной сети;
3) полномочия Правительства Российской Федерации по определению Порядка установления соответствия автомобильных дорог общего пользования (участков автомобильных дорог общего пользования), подлежащих включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования, входящих в опорную сеть автомобильных дорог, критериям связанности, социальной значимости и востребованности;
4) необходимость размещения в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (далее - СКДФ) перечня автомобильных дорог опорной сети и информации о таких автомобильных дорогах.
Внесение изменений в Федеральный закон от 06.03.2022 N 39-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на установление обязанности для владельцев автомобильных дорог ежегодно по согласованию с Федеральным дорожным агентством актуализировать в СКДФ информацию об автомобильных дорогах опорной сети.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта федерального закона не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Одной из проблем дорожной отрасли в настоящий момент, препятствующей формированию каркаса автомобильных дорог в Российской Федерации, является недостаточная координация дорожной деятельности на различных уровнях, обусловленная в том числе отсутствием правовых условий и механизмов для выделения приоритетов дорожной деятельности на региональном уровне, обеспечивающих первоочередное развитие наиболее востребованных с точки зрения интересов страны автомобильных дорог регионального значения.
Разрабатываемый нормативный правовой акт призван устранить данные пробелы и обеспечить правовые механизмы для формирования опорной сети автомобильных дорог Российской Федерации, необходимость в которых также обусловлена наличием соответствующих показателей, реализуемых с 2023 года в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", а также в связи с поручениями Правительства Российской Федерации в отношении опорной сети автомобильных дорог в текущем году.
В части изменений, вносимых в Градостроительный кодекс Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" на автомобильных дорогах II категории может быть предусмотрено от 2 до 4 полос движения.
С целью увеличения пропускной способности и снижения загрузки полосы движения на автомобильных дорогах общего пользования принимаются решения осуществления работ по капитальному ремонту с увеличением с двух до четырех полос движения.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации капитальный ремонт автомобильных дорог проводится без изменения класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования.
При этом при рассмотрении органами государственной экспертизы проектной документации по капитальному ремонту автомобильных дорог, в составе которых имеются мостовые сооружения, предусматривающей увеличение полос движения с 2 до 4, выдаются отрицательные заключения в связи с изменением первоначально установленных показателей функционирования.
Таким образом, для возможности выполнения работ по увеличению полос движения на мостовых сооружениях предлагается дополнить статью 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью 101 следующего содержания:
"101) При осуществлении капитального ремонта автомобильных дорог, а также дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог допускается изменение первоначально установленных показателей функционирования таких объектов, в том числе количества полос движения, изменение ширины проезжей части, увеличение пропускной способности, если такие изменения не влекут за собой изменение класса, категории и границ полос отвода.".
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Закрепление правовых механизмов развития опорной сети позволит обеспечивать сбалансированность мероприятий по развитию сети автомобильных дорог Российской Федерации, улучшение конфигурации сети в части повышения транспортной связности территории, приведение пропускной способности отдельных участков сети в соответствие с фактическим транспортным спросом, позволит синхронизировать дорожную деятельность с планами по развитию других видов транспорта и нетранспортной инфраструктуры (связь, энергетика и другие),а также с процессами территориального планирования на всех уровнях.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере, реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона не влияет на изменение показателей, установленных в рамках достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта федерального закона не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
7. Соответствие проекта акта законодательству Российской Федерации, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект федерального закона содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.