Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в Порядок внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2020 г. N 10н"
(от 11.10.2022 г. N 38671-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "О внесении изменений в Порядок внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2020 г. N 10н" (далее соответственно - проект акта, проект изменений, Порядок), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта представлен для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия повторно в доработанной редакции и разработан в инициативном порядке в целях минимизации рисков расхождения информации из лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и информации о ее исполнении с данными акта государственного контроля и декларации на товары, в которые внесены изменения сведений о массе нетто и содержании драгоценных металлов в экспортируемых и (или) импортируемых товарах.
Ранее на предыдущую редакцию проекта акта Минэкономразвития России было подготовлено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия от 29 октября 2022 г. N 3770893-АХ/Д26и. Согласительное совещание по замечаниям, содержащимся в указанном заключении, не проводилось.
Проектом акта предлагается, в частности, установить запрет на внесение в акт государственного контроля изменений, касающихся массы сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов в чистоте и, как следствие, контрактной стоимости, помещенных под таможенные процедуры реэкспорта и временного вывоза.
Кроме того, проектом акта предлагается сократить срок внесения изменений в акт государственного контроля до одного года с даты его выдачи.
Также проектом акта предлагается разрешить внесение изменений в акт государственного контроля, касающихся изменения массы сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов в чистоте и, как следствие, контрактной стоимости, помещенных под таможенные процедуры экспорта и переработки вне таможенной территории, только в случае, если вносимые изменения увеличивают содержание драгоценных металлов в чистоте относительно значений, заявленных при вывозе с территории Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 1 по 19 августа 2022 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/130133 (ID проекта акта: 02/08/08-22/00130133).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Ассоциации переработчиков ломов и отходов драгоценных металлов, Ассоциации "Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом метала, отходами производства и потребления", ОАО "Красцветмет", АО "Полиметалл УК", ООО "УК Полюс".
Замечания и предложения указанных экспертов были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете (частичном учете) или о причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 22 по 29 сентября 2022 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета ПАО "ГМК "Норильский никель", АО "Приокский завод цветных металлов" и Ассоциация "Гильдия ювелиров России" сообщили об отсутствии замечаний и предложений по указанным документам.
Замечания и предложения поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ОАО "Красцветмет", АО "Полиметалл УК", Ассоциации переработчиков ломов и отходов драгоценных металлов.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице. Минэкономразвития России рекомендует разработчику их рассмотреть на предмет возможности учета при дальнейшей доработке проекта акта.
По итогам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Пунктом 1 проекта изменений предлагается сократить период времени, в течение которого возможно внесение изменений в акт государственного контроля, с действующих в настоящее время пяти лет до одного года с даты его выдачи.
При этом следует отметить, что в соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7-15 статьи 14 ТК ЕАЭС.
Так, например, в случае переработки на таможенной территории со сроком 3 года по условиям разрешения на переработку таможенный контроль может осуществляться еще дополнительно в течение 3 лет после фактического вывоза товаров с таможенной территории.
Кроме того, в пункте 6 проекта изменений предусматривается возможность внесения изменений в акт государственного контроля на основании решения суда или решения таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров независимо от срока, установленного пунктом 3 Порядка*(1), и без ограничений по количеству.
Однако ввоз драгоценных металлов на территорию Российской Федерации осуществляется с применением отложенного метода определения таможенной стоимости, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 июня 2018 г. N 103 "Об утверждении Порядка отложенного определения таможенной стоимости товаров".
Согласно пункту 4 данного Порядка определение и заявление точной величины таможенной стоимости товаров допускается отложить на срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта должны быть получены документально подтвержденные сведения, позволяющие определить и заявить точную величину таможенной стоимости товаров. При этом срок определения и заявления точной величины таможенной стоимости товаров не может превышать 15 месяцев со дня регистрации декларации на товары.
В этих условиях предлагаемое пунктом 1 проекта изменений сокращение периода времени, в течение которого возможно внесение изменений в акт государственного контроля, до 1 года с даты его выдачи является необоснованным и требующим уточнения.
2. Согласно проектируемому подпункту 4.4 пункта 4 Порядка внесение изменений в акт государственного контроля, касающихся изменения массы сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов в чистоте и, как следствие, контрактной стоимости, помещенных под таможенные процедуры экспорта и переработки вне таможенной территории, допускается в случае, если вносимые изменения увеличивают содержание драгоценных металлов в чистоте относительно значений, заявленных при вывозе с территории Российской Федерации, и не влияют на соблюдение заявителем запретов и ограничений, установленных в отношении товаров актами, составляющими право Евразийского экономического союза и законодательство Российской Федерации.
Как следует из приведенного выше положения Порядка внесение указанных изменений в акт государственного контроля не производится, если вносимые изменения уменьшают содержание драгоценных металлов. Тем самым исключается возможность корректировки указанных сведений в декларации на вывозимые товары в случае увеличения содержания драгоценных металлов.
Вместе с тем следует отметить, что экспорт и переработка вне таможенной территории касается, прежде всего, сырья с низким содержанием драгоценных металлов (ниже 1 % общего объема драгоценных металлов). В методиках опробования сырья и анализа на содержание драгоценных металлов допустимы погрешности, возможны случаи как уменьшения, так и увеличения содержания драгоценных металлов по результатам опробования и анализа, проведенных нерезидентами по внешнеторговому контракту.
При этом, как правило, по условиям внешнеторгового контракта в качестве окончательных данных по содержанию драгоценных металлов могут быть приняты результаты опробования и анализа товаров, проведенных на территории иностранного государства, или результаты анализа и опробования товаров, проведенных на территории Российской федерации, или усредненные данные анализов и опробования товаров обеих сторон внешнеторгового контракта, или результаты анализа и опробования товаров, проведенных арбитражной лабораторией.
При этом необходимо учитывать, что в случае уменьшения содержания драгоценных металлов в экспортируемых товарах относительно заявленного содержания при их вывозе стоимость товаров может быть как уменьшена, так и увеличена, так как при ее определении учитывается не только стоимость драгоценных металлов, но и цены окончательного котировального периода, которые могут быть выше (ниже) заявленных при вывозе, а также вычеты за содержание штрафуемых вредных примесей.
Таким образом, итоговая стоимость товаров по внешнеэкономическому контракту определяется его сторонами только на основе данных окончательного анализа и опробования товаров на содержание в них драгоценных металлов, а изначально указанная в контракте стоимость товаров рассматривается в качестве предварительной (ориентировочной).
При этом следует отметить, что в целях соблюдения резидентами правил репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", стоимость внешнеэкономического контракта, указанная в акте государственного контроля и декларации на товары, в случае ее фактического уменьшения должна быть также уменьшена и в акте государственного контроля, и в декларации на товары.
Несоблюдение резидентом указанного требования влечет за собой риски привлечения его к мерам административной ответственности, предусмотренным статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок обязанности по получению в полном объеме на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары в соответствии с условиями внешнеэкономического контракта.
В связи с изложенным проект изменений в этой части нуждается в доработке.
3. В соответствии с абзацем четвертым проектируемого подпункта 4.4 пункта 4 Порядка внесение изменений в акт государственного контроля на основании решения суда или решения таможенного органа о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется без ограничений по количеству при условии представления копий указанных решений, заверенных нотариально.
По мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, Федеральная пробирная палата обладает всеми необходимыми полномочиями на проверку наличия и подлинности представленных копий решений суда или таможенного органа, в том числе посредством действующей в настоящее время системы межведомственного электронного взаимодействия.
Для заявителей предусматриваемое проектом изменений требование об обязательном нотариальном заверении указанных документов является не только избыточным, но и требующим дополнительных трудовых и финансовых затрат.
В этой связи считаем целесообразным исключить указанное требование из проекта изменений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
отсутствуют достаточные обоснования решения обозначенной в сводном отчете проблемы правового регулирования предложенным проектом акта способом;
в проекте акта содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Согласно пункту 3 Порядка внесение изменений в акт государственного контроля возможно в течение 5 лет с даты его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.