Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. N 2196"
(подготовлен Минсельхозом России 28.12.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. N 2196" (далее - проект постановления) подготовлен в соответствии с пунктом 9 долгосрочной программы ("дорожной карты") развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко 29 марта 2022 г. N 3040п-П11, а также во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова от 8 августа 2022 г. N МД-П11-13371 дсп к письму Счетной палаты Российской Федерации от 2 августа 2022 г. N 02/1947/10-02ДСП.
В рамках рассмотрения итогов контрольного мероприятия "Аудит эффективности расходования бюджетных средств, направленных на развитие виноградарства и виноделия, научное сопровождение указанной деятельности, а также обеспечение отрасли техникой и оборудованием в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года" Счетная палата Российской Федерации (письмо от 2 августа 2022 г. N 02/1947/10-02ДСП) предложила Минсельхозу России проработать вопрос о внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. N 2196, в части установления результата использования субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат на уход за виноградниками.
26 июня 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон N 468-ФЗ).
Правовые, организационные, технологические и экономические основы в области производства и оборота продукции виноградарства и винодельческой продукции в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона N 468-ФЗ устанавливаются данным федеральным законом.
В статье 33 Закона 468-ФЗ указаны формы, условия и порядок осуществления государственной поддержки в области развития виноградарства и виноделия,
Пунктом 65 статьи 3 Закона N 468-ФЗ определено, что субъекты виноградарства и виноделия - виноградарские хозяйства и винодельческие хозяйства, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство продукции виноградарства и (или) продукции виноделия, первичную и последующую (промышленную) переработку данной продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2021 г. N 2196 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития виноградарства и виноделия" (далее - Правила N 2196).
Правила N 2196 реализуются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Государственная программа).
В изменениях, прилагаемых к проекту постановления, Правила N 2196 предлагается включить в качестве приложения N 16 к Государственной программе.
В изменениях, прилагаемых к проекту постановления, уточняется,что ставки для получателей средств, в соответствии с которыми предоставляются субсидии, определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 34 Закона N 468-ФЗ финансовая поддержка субъектов виноградарства и виноделия, общественных организаций, осуществляющих контроль в данной сфере деятельности осуществляется в форме предоставления субсидий субъектам виноградарства и виноделия, в том числе на компенсацию расходов на приобретение субъектами виноградарства и виноделия посадочного материала виноградных растений отечественного производства для закладки виноградных насаждений, их посадку, расходов на обеспечение закладки виноградников и ухода за ними, включая приобретение и установку шпалер, противоградной сетки, осуществление мелиорационных мероприятий,в том числе установку систем ирригации и орошения, уходные работы в течение четырех лет с даты высадки виноградных насаждений, раскорчевку выбывших из эксплуатации виноградников и рекультивацию раскорчеванных площадей.
В целях развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации для Минсельхоза России имеет важное значение закрепление обязанности субъекта Российской Федерации по достижению результата по площади уходных работ, а также обеспечение закладки виноградника автохтонными (аборигенными) сортами винограда.
Так, в изменениях, прилагаемых к проекту постановления, предлагается направить финансирование на самостоятельный результат: "Площадь уходных работ на винограднике в течение 4 лет с даты высадки виноградных насаждений у получателей средств (тыс. гектаров)".
Введение нового результата "Площадь уходных работ на винограднике в течение 4 лет с даты высадки виноградных насаждений у получателей средств (тыс. гектаров)" не потребует дополнительного выделения средств федерального бюджета.
В целях устойчивого развития виноградарства в изменениях, прилагаемых к проекту постановления, предлагается установить повышающий коэффициент при посадке виноградных насаждений для автохтонных (аборигенных) сортов винограда.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 3 Закона N 468-ФЗ автохтонный (аборигенный) сорт винограда - сорт винограда вида Vitis Vinifera, описанный в открытых источниках не позднее 1903 года под существующим наименованием, с характерными органолептическими характеристиками и определенной территорией произрастания, расположенной в границах виноградо-винодельческих зон.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 468-ФЗ при посадке виноградных насаждений приоритетным является использование автохтонных (аборигенных) сортов, сортов отечественной селекции и клонов сортов-интродуцентов, традиционно возделываемых в границах определенной виноградо-винодельческой зоны.
В настоящее время на практике существуют автохтонные (аборигенные) сорта винограда Российской Федерации, которые характеризуются высокой адаптивностью к местным природно-климатическим условиям произрастания винограда и возделывание позволит обеспечить урожайность виноградных кустов и получить отечественные вина с оригинальными органолептическими характеристиками.
За счет повышающего коэффициента возможно обеспечить приоритетную закладку субъектами виноградарства и виноделия,за исключением личных подсобных хозяйств, виноградников автохтонными (аборигенными) сортами винограда.
Кроме того, с учетом представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 июля 2022 г. N 75/1-23-2022 в целях формирования федерального реестра виноградопригодных земель предлагается при определении ставок установить повышающий коэффициент на 1 гектар площади виноградных насаждений, включая виноградные питомники, для виноградных насаждений, в отношении которых получателями средств внесены данные о земельном участке, где расположено виноградное насаждение, в федеральный реестр виноградопригодных земель.
Также в проекте постановления предлагается установить требования к земельным участкам на которых осуществляется или планируется осуществлять производство продукции виноградарства и (или) винодельческой продукции. В частности, предусмотрено, что средства предоставляются получателям средств при условии документального подтверждения наличия у них прав пользования на земельные участки,на которых осуществляется или планируется осуществлять производство продукции виноградарства и (или) винодельческой продукции, в целях компенсации части затрат на производство которой предоставляется субсидия. При этом в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные требования к земельным участкам, на которых осуществляется или планируется осуществлять производство продукции виноградарства и (или) винодельческой продукции (в случае, если такие требования предусмотрены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации).
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Решения, предлагаемые к принятию проектом постановления, не влекут социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также информации о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Проектом постановления предусматривается особый порядок его вступления в силу с 1 января 2024 г., в связи с тем, что проектом постановления вводятся повышающие коэффициенты при определении ставок получателям средств, которые внесли данные о земельном участке,где расположено виноградное насаждение, в федеральный реестр виноградопригодных земель, а также получателям средств, которые используют автохтонные (аборигенные) сорта (далее - повышающие коэффициенты), а также вводится новый результат использования субсидии "площадь уходных работ на винограднике у получателей средств (тыс. гектаров)".
Минсельхозом России совместно с субъектами Российской Федерации с 2022 года реализуется новый федеральный проект "Стимулирование развития виноградарства и виноделия".
Федеральный проект включен в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Целью федерального проекта является существенное увеличение площади виноградников в плодоносящем возрасте к 2030 году на 35% (увеличение площади виноградных насаждений в плодоносящем возрасте у субъектов виноградарства и виноделия, за исключением личных подсобных хозяйств к 2030 году в размере 86,46 тыс. га).
Для этого планируется ежегодно выделять от 2,4 до 3,5 млрд рублей федерального финансирования. Общий объем средств федерального бюджета до 2030 года - 26,4 млрд рублей.
В Федеральном законе от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Закон N 390-ФЗ) предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление указанных субсидий получателям средств без учета дополнительных бюджетных ассигнований в части введения проектом постановления повышающих коэффициентов.
Так, на 2023 год выделено 3,496 млрд рублей из федерального бюджета, что на 1 млрд рублей (на 46%) больше чем в текущем году.
Необходимо отметить, что распределение общих объемов субсидий между субъектами Российской Федерации в рамках Государственной программы осуществляется с учетом заявленной субъектами Российской Федерации потребности в средствах федерального бюджета на общих принципах.
После расчета объемов бюджетных ассигнований потребуется внесение изменений в распределение субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие виноградарства и виноделия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденное приложением 33 (таблица 94) к Закону N 390-ФЗ на соответствующий год в установленном порядке.
В связи с изложенным требуется особый порядок вступления в силу проекта постановления с учетом бюджетного цикла - с 1 января 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.