Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О признании не подлежащим применению постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда"
(подготовлен Минстроем России 20.01.2023 г.)
Проект приказа Минстроя России "О признании не подлежащим применению постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее соответственно - проект приказа) разработан в целях приведения нормативных актов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Постановление N 170, Правила N 170).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" признан утратившим силу с 1 марта 2005 г.
Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 1289, также признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Действующее жилищное законодательство Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1.1 статьи 12 ЖК РФ, введен Федеральным законом от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ). Между тем, Минстроем России соответствующие правила и нормы не установлены, при этом Постановление N 170 не отменено и продолжает действовать и применяться.
Содержание в Постановлении N 170 положений, как фактически утративших актуальность в связи с изменением нормативного правового регулирования,так и прямо противоречащих действующему законодательству создает проблемы в правоприменении, влечет нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, становится поводом для обращения заинтересованных лиц в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о проверке отдельных положений Постановления N 170 в порядке абстрактного нормоконтроля (дела N АКПИ12-937, АКПИ13-873, АКПИ14-458, АКПИ18-865, АКПИ19-900, АКПИ22-375).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2022 г. по административному делу N АКПИ22-375 признан недействующим абзац третий пункта 5.3.1 Правил N 170, предусматривающий, что температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Судом установлено, что указанное положение противоречит законодательству о санитарно-эпидемиологических требованиях, о техническом регулировании, требованиям к качеству коммунальных услуг, поскольку данное нормативное положение в системе действующего правового регулирования допускает отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в закрытых системах горячего водоснабжения от требований законодательства (не менее 60 град. С).
Помимо выявленного и установленного Верховным Судом Российской Федерации противоречия пункта 5.3.1 Правил N 170 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, имеется ряд несоответствий иных положений Правил N 170 действующему нормативному правовому регулированию.
В частности, Правила N 170 предусматривают, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак (пункт 3.4.1); на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов (пункт 3.4.7). Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 г. N 1498 внесены изменения в подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, согласно которому, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 Федерального закона N 184-ФЗ. Однако Правила N 170 содержат положения, регулирующие техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций.
Согласно абзацу шестому пункта 4.2.4.9 Правил N 170 не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
СП 372.1325800.2018. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Правила эксплуатации, утвержденные приказом Минстроя России от 18 января 2018 г. N 27/пр, предусматривающим требования к эксплуатации жилых зданий,не содержат требований к возможности устройства и расширения проемов стен зданий. Ограничение в отношении несущих конструкций при условии нормальной эксплуатации зданий и сооружений за исключением особо опасных, технически сложных и линейных объектов установлено пунктом 10.1 СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения, утвержденного приказом Минстроя России от 24 августа 2016 г. N 590/пр, согласно которому в процессе эксплуатации конструкций не допускается изменять конструктивную схему здания (сооружения); строительные конструкции необходимо предохранять от перегрузки, в том числе носящей кратковременный характер.
При этом ограничения установлены в отношении несущих конструкций, в то время как пункт 4.2.4.9 Правил N 170 вводит запрет в отношении крупнопанельных и крупноблочных зданий.
Пункт 5.5.12 Правил N 170 определяет, что проверку дымоходов необходимо проводить: сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном; кирпичных - один раз в три месяца; асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год; отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время). Вентиляционные каналы помещений, в которых установлены газовые приборы, проверяются не реже двух раз в год (зимой и летом). При этом подпункт "в" пункта 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, предусматривает, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Минюстом России неоднократно сообщалось о необходимости признать не подлежащим применению Постановление N 170 (письма Минюста России от 29 декабря 2016 г. N 01/152183-ЮЛ, от 2 марта 2017 г. N 01/24713-ЮЛ,от 9 октября 2017 г. N 01/124883-ЮЛ, от 24 ноября 2017 г. N 01-146955-ЮЛ,от 9 февраля 2018 г. N 01/18077-ЮЛ), Минюстом России также вынесено представление от 14 марта 2018 г. N 01/33720-АК об отмене нормативного правового акта (вх. Минстроя России от 15 марта 2018 г. N 27701/МС).
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.