Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1509" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 28 сентября по 18 октября 2022 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/09-22/00131789).
Проектом акта предлагается увеличить коэффициенты, применяемые к ставкам платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) предприятиями промышленности, а также ставкам платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии, следующим образом:
в 2024 году с 4,05 до 6,08;
в 2025 году с 4,65 до 6,98.
По итогам рассмотрения проекта акта был выявлен ряд рисков и возможных негативных последствий от введения предлагаемого регулирования.
1. Как указано разработчиком в пункте 1.5 сводного отчета, проект акта разработан во исполнение пункта 18 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N ММ-П11-14247 (далее - Перечень Поручений).
В соответствии с указанным пунктом Перечня Поручений Минприроды России поручено проработать с учетом позиций крупнейших водопользователей, включая ПАО "Русгидро", и представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по вопросу повышения размеров ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в том числе в целях формирования источников финансирования дополнительных расходов федерального бюджета на противопаводковые мероприятия (при необходимости - с проектами нормативных правовых актов).
Разработчиком сведения о проработке предложений с крупнейшими водопользователями, включая ПАО "Русгидро", не представлены.
При этом в сводке предложений по итогам размещения текста проекта акта в рамках публичного обсуждения представлены позиции предприятий гидроэнергетики, в том числе ПАО "Русгидро", свидетельствующие, что проект акта ими не поддерживается.
Учитывая изложенное, разработка и принятие проекта акта в рассматриваемой редакции представляются преждевременными.
2. Как уже было указано выше, разработчиком предлагается увеличить с 2024 года ставки платы за пользование водными объектами для предприятий промышленности и гидроэнергетики в 1,5 раза.
Разработчиком в пункте 1.4 сводного отчета указано, что проблема, в связи с наличием которой разрабатывается проект акта, заключается в том, что объем бюджетных средств, необходимых для реализации мероприятий по защите территорий от негативного воздействия вод, растет. При этом объем поступлений в федеральный бюджет средств от платы за пользование водными объектами лишь частично покрывает бюджетные потребности в части содержания водохозяйственного комплекса.
Количественные оценки рассматриваемой проблемы разработчиком не представлены, оценка недостающего объема бюджетных средств на покрытие расходов на противопаводковые мероприятия не проведена.
Также разработчиком не представлена информация, какие противопаводковые мероприятия планируется осуществлять за счет увеличения ставки платы, какие мероприятия не были осуществлены из-за недостаточного финансирования, к каким негативным последствиям привело отсутствие реализации противопаводковых мероприятий.
В этой связи увеличение ставок платы за пользование водными объектами на предлагаемое разработчиком значение не может быть признано обоснованным.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Водного кодекса Российской Федерации плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Таким образом, установление определенного размера платы за пользование водными объектами в целях формирования источников финансирования дополнительных расходов федерального бюджета на противопаводковые мероприятия не соответствует принципам, закрепленным в статье 20 Водного кодекса Российской Федерации.
3. Разработчиком не проанализированы социально-экономические последствия введения предлагаемых коэффициентов, а также влияние предлагаемого увеличения коэффициентов к ставкам платы на финансово-экономическое состояние предприятий.
3.1. По данным, представленным разработчиком, платежи за пользование водными объектами, то есть расходы субъектов предпринимательской деятельности на указанные платежи, составят:
- за промышленный забор воды (за исключением энергетики) - порядка 5,0 млрд руб. (в 2024 г. - 2,3 млрд руб., в 2025 г. - 2,7 млрд руб.);
- за использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электроэнергии порядка 9,0 млрд руб. (в 2024 г. - 4,2 млрд руб.,в 2025 г. 4,8 млрд руб.).
В ходе публичного обсуждения проекта акта участниками также были представлены прогнозируемые оценки увеличения расходов организаций электроэнергетики на уплату платежей за пользование водными объектами. В соответствии с указанными оценками, только для ПАО "РусГидро" плата за пользование водными объектами в 2025 году с учетом проектируемого увеличения коэффициентов составит 7,4 млрд руб., для АО "ЕвроСибЭнерго" - 6,55 млрд рублей.
При этом в отсутствие расчетов, обосновывающих представленные данные об увеличении платы, не представляется возможным подтвердить или опровергнуть правильность указанных данных.
3.2. В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя прочие расходы, в том числе плату за пользование водными объектами без забора воды для целей гидроэнергетики, рассчитываемые с использованием ставки платы.
Таким образом, увеличение коэффициентов, применяемых к плате за пользование водными объектами, приведет к росту регулируемых цен (тарифов) на вырабатываемую гидроэлектростанциями (ГЭС) электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
По данным ФАС России, в случае реализации предлагаемого регулирования дополнительная финансовая нагрузка для покупателей оптового рынка электрической энергии (мощности) на 2024-2025 годы составит:
на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности на 2024 год - 300,8 млн руб., на 2025 год - 345,22 млн руб.;
на территории ценовых зон на 2024-2025 годы 1 651 млн рублей.
При этом средний рост оптового одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей,в ценовой зоне составит 0,5 % сверх Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозный период.
Как было указано в письме Минэкономразвития России от 9 февраля 2022 г. N 3872-ИТ/Д07и, повышение цен, помимо крупных энергоемких предприятий в сферах металлургии, добычи и переработки полезных ископаемых, затронет порядка 870 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 667 тыс. в Сибири и 203 тыс. на Дальнем Востоке.
При этом в условиях ограничения роста тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей электрической энергии принятие данного проекта акта увеличит объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.
Таким образом, проектируемое регулирование окажет значительное влияние на формирование тарифов на рынке электроэнергии и мощности, что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям.
3.3. Проектом акта предусматривается увеличение платы за пользование водными объектами в том числе для предприятий промышленности, осуществляющих сбор (изъятие) водных ресурсов, за исключением забора (изъятия) для целей производства тепловой и (или) электрической энергии субъектами электроэнергетики.
При этом проектом акта не раскрывается, какие предприятия включаются в понятие "предприятия промышленности", то есть остается не определено, на какие предприятия распространяется предлагаемое регулирование.
Разработчиком в сводном отчете также не представлено информации о том, какие предприятия промышленности попадают в сферу регулирования проекта акта, а также не даны оценки количества организаций, на которых распространяется регулирование.
Отсутствие конкретизации по виду деятельности может привести к спорным ситуациям при правоприменении проекта акта, в этой связи считаем необходимым доработать указанную норму.
3.4. Тем не менее, можно предположить, что проект акта распространяется на широкий круг субъектов бизнеса, осуществляющих деятельность в таких сферах как топливно-энергетический комплекс, добыча полезных ископаемых, производство минеральных удобрений, обрабатывающие производства, в том числе целлюлозно-бумажная промышленность.
Влияние увеличения коэффициентов платы за пользование водными объектами на деятельность хозяйствующих субъектов будет различным в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой субъектом.
Крупнейшими промышленными водопользователями, по данным из открытых источников, являются предприятия целлюлозно-бумажной, металлургической и текстильной промышленности. Представляется, что увеличение платы за пользование водными объектами приведет к наибольшей финансовой нагрузке на организации указанных отраслей промышленности.
При этом и для иных отраслей экономики финансовая нагрузка будет значительной. Так, как указывается в сводке предложений по итогам размещения текста проекта акта, для ПАО "Роснефть" плата за 1 тыс. куб. воды в 2024 год составит более 1,6 тыс. руб.,а в 2025 году - более 1,9 тыс. руб., при плате в 2023 году, составляющей 0,9 тыс. руб. за 1 тыс. куб. воды. Иными словами, увеличение платы для этого хозяйствующего субъекта составит в 2024 году около 77 %.
Стоит отметить, что по данным Росстата, индекс промышленного производства в сентябре 2022 года по сравнению с сентябрем 2021 года составил 96,9 %. Снижение производства в обрабатывающей отрасли промышленности составило 4 % к сентябрю 2021 года.
В целом, в условиях действующих экономических ограничений российские предприятия сталкиваются со значительными затруднениями в осуществлении своей хозяйственной деятельности.
В этой связи увеличение финансовой нагрузки на промышленные предприятия не может быть поддержано.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком не обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.