Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
(подготовлен Минэкономразвития России 02.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" разработан во исполнение поручения Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 8 сентября 2022 г. за N МХ-П16-15136 в целях совершенствования системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - законопроект, ресурсоснабжающие организации).
В настоящее время законодательно не закреплена обязанность ресурсоснабжающих организаций разработать, а уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить инвестиционные программы при планируемой реализации мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов и систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утвержденные инвестиционные программы имеет только 6% организаций в сфере теплоснабжения, 2,5% - в водоснабжении и 4% - в водоотведении.
При этом при установлении тарифов учитываются инвестиционные ресурсы, не используемые целевым образом. Так, по данным ФГИС ЕИАС ФАС России 50% амортизации, включаемой в тарифы, не направляется на финансирование инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций.
В то же время износ коммунальной инфраструктуры остается предельно высоким (70%), доля нуждающихся в замене сетей в водоснабжении и водоотведении превышает 40% от общей протяженности сетей, в теплоснабжении - 30%.
Также Президентом Российской Федерации по итогам XXV Петербургского международного экономического форума 15 - 18 июня 2022 г. (от 20.07.2022 N Пр-1269, пп. "з" п. 1) поставлена задача по снижению во всех субъектах Российской Федерации доли коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа.
В целях решения данной проблемы законопроектом вводится перечень случаев, когда утверждение инвестиционной программы для ресурсоснабжающих организаций является обязательным, прежде всего при реализации схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Также основаниями для обязательной разработки и утверждения инвестиционных программ устанавливаются: наличие статуса единой теплоснабжающей организации или гарантирующей организации, реализация концессионного соглашения, при заключении соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности, в случае, если накопленный износ основных средств такой организации превышает 50 процентов от первоначальной балансовой стоимости основных средств.
Это позволит исключить случаи, когда мероприятия инвестиционного характера финансируются в рамках текущей деятельности и не учитываются в общем объеме инвестиций, а также не позволяют оценить их влияние на изменение технико-экономического состояния коммунальной инфраструктуры.
При этом предусматривается возможность реализации мероприятий инвестиционного характера без утверждения инвестиционной программы в случае, если их реализация не могла быть отложена в связи с угрозой возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда здоровью граждан и ущерба имуществу физических и юридических лиц, ущерба окружающей среде, невыполнения в установленный срок обязательных требований к промышленной безопасности опасных производственных объектов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Одновременно, в целях повышения эффективности имеющихся источников инвестиционных ресурсов предлагается ввести целевое использование амортизационных отчислений, учитываемых при установлении тарифов, посредством определения закрытого перечня направлений, на которые они могут расходоваться.
Помимо финансирования инвестиционных программ (основной цели использования амортизации) законопроектом предусматривается возможность направления амортизации на возврат привлеченных внешних инвестиций, при условии фактического ввода объектов и выполнения иных мероприятий инвестиционных программ, завершенных в предшествующие периоды регулирования.
Учитывая, что коммунальная инфраструктура является системой жизнеобеспечения, для которой важны надежность, безопасность и бесперебойность, законопроектом предусматривается также возможность направления амортизации на финансирование не включенных в инвестиционную программу мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийных ситуаций, ремонта основных средств с износом более 80 процентов.
Кроме того, осуществление деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения несет в себе риски возникновения кассовых разрывов ввиду несвоевременного поступления оплаты услуг от потребителей, в связи с чем законопроект вводит возможность направления амортизации на компенсацию прочих непредвиденных экономически обоснованных расходов в размере не более 10% от суммы амортизации, учтенной при установлении тарифов.
Одним из исходных вопросов, для урегулирования которого разработан законопроект, является введение единых требований и порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее соответственно - Закон N 416-ФЗ, Закон N 190-ФЗ) установлен государственный контроль (надзор) только в области регулирования цен (тарифов), который не включает в себя контроль за соблюдением требований к разработке, утверждению и выполнению инвестиционных программ.
Требования к осуществлению контроля за инвестиционными программами, реализуемыми в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, регулируются актами разного уровня:
в водоснабжении и водоотведении - постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление N 641);
в теплоснабжении - приказ Минстроя России от 7 ноября 2014 г. N 689/пр "Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)" (далее - приказ N 689/пр).
Единые предмет и порядок осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ в теплоснабжения, водоснабжении и водоотведении отсутствуют. Например, в водоснабжении и водоотведении постановлением N 641 предусмотрено представление ежеквартальных и ежегодных отчетов о выполнении инвестиционной программы, а в теплоснабжении - только годовых отчетов.
Введение государственного контроля (надзора) за разработкой, утверждением и выполнением инвестиционных программ, осуществляемого в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), позволит сформировать единообразную, прозрачную систему осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ, в том числе:
применять общее регулирование вопросов государственного контроля (надзора), предусмотренное положениями Закона N 248-ФЗ, к организациям, осуществляющим соответствующую деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
расширить инструменты оценки соблюдения требований посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ, включая проведение инспекционных визитов (физическое посещение объектов, включенных в инвестиционную программу) с составлением актов о результатах контроля;
выстроить четкую систему взаимодействия между организациями, органами, осуществляющими контроль за выполнением инвестиционных программ, органами, утвердившими инвестиционные программы, и органами в области регулирования тарифов в целях предотвращения наступления и дальнейшего учета нарушений при выполнении инвестиционных программ.
При этом оценку соблюдения обязательных требований в части выполнения инвестиционных программ законопроектом предполагается осуществлять на основе данных, представляемых ресурсоснабжающими организациями в рамках стандартов раскрытия информации об осуществляемой деятельности.
В целях обеспечения стабильных условий для ресурсоснабжающих организаций, инвестирующих в обновление и развитие коммунальной инфраструктуры, в теплоснабжении вводится, а в водоснабжении и водоотведении дорабатывается механизм регуляторных соглашений, заключаемых между органами власти и организациями на долгосрочный период с закреплением обязательств по привлечению инвестиций и достижению показателей надежности, качества и энергоэффективности.
Для реализации указанного механизма законопроектом также предусматриваются полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности.
Законопроектом также предусматривается синхронизация инвестиционных программ с документами территориального планирования посредством введения единого срока актуализации схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения (далее - схемы ресурсоснабжения) - не позднее 1 февраля года, в котором они реализуются. При этом вводится право ресурсоснабжающих организаций подать в орган, утвердивший схему ресурсоснабжения, обращение о внесении изменений в схему, которое должно быть рассмотрено в течение тридцати дней с представлением информации о принятом решении с его обоснованием.
Кроме того, законопроектом устанавливается и для сферы теплоснабжения, и для сферы водоснабжения и водоотведения единый срок направления регулируемой организации технического задания на разработку инвестиционной программы. Так, уполномоченный на утверждение инвестиционной программы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен направить такое техническое задание в срок до 1 марта года, в котором планируется утвердить инвестиционную программу.
Положения законопроекта направлены в том числе на цифровизацию процессов тарифного регулирования и регулирования инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения посредством перевода бумажного документооборота на использование федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования".
Принятие законопроекта позволит создать условия для привлечения инвестиций в обновление коммунальной инфраструктуры, оптимизировать систему разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ, а также повысить эффективность инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций.
В законопроекте содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, выходящих за рамки государственного регулирования цен (тарифов), а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, позволил сделать вывод, что предлагаемое регулирование в Российской Федерации в части предлагаемых законопроектом изменений вводится впервые.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов и федеральные законы на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
Основание подготовки и описание: внесение изменений в постановление в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
2) постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 410 "О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)".
Основание подготовки и описание: внесение изменений в постановление в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
3) постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
Основание подготовки и описание: внесение изменений в постановление в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
4) постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Основание подготовки и описание: внесение изменений в постановление в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
5) постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Основание подготовки и описание: внесение изменений в постановление в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
6) постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Основание подготовки и описание: внесение изменений в постановление в целях приведения его в соответствие с положениями Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
2. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении общих требований к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за утверждением и реализацией инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и концессионеров, заключивших концессионные соглашения, предусматривающих реализацию мероприятий в отношении объектов теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении общих требований к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за утверждением и реализацией инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и инвестиционных программ концессионеров, заключивших концессионные соглашения, предусматривающих реализацию мероприятий в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
3) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований к порядку утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и за соблюдением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований к порядку осуществления регионального государственного контроля (надзора) за утверждением и реализацией инвестиционных программ в сфере теплоснабжения".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
4) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения мониторинга формирования, утверждения и реализации инвестиционных программ в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
5) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке функционирования и использования федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
6) постановление Правительства Российской Федерации "О порядке заключения, изменения, расторжения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
7) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка урегулирования разногласий с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, возникающих в связи с утверждением инвестиционной программы, а также с установлением показателей надежности и энергетической эффективности и ключевых индикаторов реализации инвестиционной программы".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
8) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка урегулирования разногласий, возникающих в связи с установлением показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и ключевых индикаторов реализации инвестиционной программы".
Основание подготовки и описание: принятие постановления в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФАС России.
3. Принятие Федерального закона потребует признания утратившим силу приказ Минстроя России от 7 ноября 2014 г. N 689/пр "Об утверждении порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)".
Основание подготовки и описание: признание утратившим силу приказа в целях реализации с положений Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 180 дней со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минстрой России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Проект
Правительство Российской Федерации
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от "____"__________________2023 г. N _________
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении".
2. Назначить первого заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Торосова Илью Эдуардовича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.